«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман
Роман «герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в конце 30-х годов XIX века во времена контрреформ, проводимых государством, во времена жестокого Николаевского правления. После поражения декабристов на Сенатской площади в 1825 году и их последующих казней и ссылок. Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции.
Его роман стал темой огромного количества дискуссий, как со стороны литературных критиков, так и среди простых читающих людей.
Роман Лермонтова
При этом необходимо было оставить все острые углы,
Он знает все, что тогда было известно науке и интуитивно в чем-то даже опережает ее.
Рассматривать роман «Герой нашего времени» стоит именно через призму психологического романа, потому что все в нем подчинено идее психологичности. Так, привлекает внимание необычная композиция романа. Он состоит из отдельных произведений, в которых нет ни единого сюжета, ни постоянных действующих лиц, ни одного рассказчика.
Эти пять повестей объединены только образом главного героя — Григория Александровича Печорина. Они расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя. В данном случае автору важно было показать Печорина в различной обстановке в общении с самыми разными людьми, выбрать для описания наиболее важные, значительные эпизоды его жизни.
В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживая новые грани характера.
Стремление Лермонтова как можно точнее описать внутренний мир своего героя оправдывает и появление «Дневника Печорина», в котором главный герой с полнейшей откровенностью рассуждает о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», — говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
Печорин — незаурядный, сложный человек. Он, бесспорно, выделяется по сравнению со своими современниками. Мы угадываем в Печорине независимый, могучий характер, глубокий аналитический ум, высокую культуру, эрудицию, развитое эстетическое чувство.
Но все свои могучие силы Печорин тратит впустую. Ему скучно, всегда и везде, поэтому хочет развлечься, вот его и тянет на сомнительные авантюры, как в случае с Грушницким, которого Печорин убил на дуэли.
Автор стремиться раскрыть перед нами внутренний мир своего героя, произвести своеобразное вскрытие при помощи устной и письменной речи Печорина. Его оригинальные суждения, изумительные пейзажные зарисовки, позволяют понять, что он выделяется из окружающих его людей. Речь Печорина полна афоризмов и парадоксов.
Например, он пишет: «Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь.
Нас привлекает этот странный и страшный человек, который совершенно запутался в этом мире, никому ничего хорошего не принес, и совсем не знает, что ему делать. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?», — спрашивает сам себя Печорин и не может найти ответ на этот вопрос, но и без этого ответа его существование теряет смысл, учитывая то, что Печорин запоминает и анализирует любое свое действие.
И сам Лермонтов сочувствует Печорину, но современники писателя все же отмечали, что Печорин — далеко не Альтер эго Лермонтова. Что это совершенно разные люди. Лермонтов, на примере Печорина, выводит новый тип человека, даже не выводит новый, а демонстрирует молодежи ее собственное лицо, фактически дает им в руки зеркало. Центральная нравственно-психологичечкая проблема, стоящая перед Печориным, а значит и перед большинством его современников — так называемая «Наполеоновская проблема» — это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма.
Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Таким стал Печорин, и становилось все поколение 30-х.
Как было сказано выше, Печорин открыл метод психологического анализа применительно к русской литературе, стал первопроходцем. Сам Лермонтов во многом продолжал традиции А. С. Пушкина, открывшего русский реализм, во многом Печорин — это измененный Евгений Онегин, но отличия все же разительно. Самым близким продолжателем традиций Лермонтова стал Лев Толстой. Методы его психологического анализа были очень близки к методам Михаила Юрьевича, его интересовал психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души.
Таким образом, первый русский психологический роман «герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова сыграл важнейшую роль в истории русской литературе. А споры о личности Печорина не утихают и по сей день.