“Диалектика души” – роман-эпопея
Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир”
“Диалектика души”
(особенности психологизма Толстого)
“Диалектика души” – постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому).
Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.
Средства психологической изобразительности у Толстого:
А) Психологический анализ от лица автора-повествователя.
Б)
В) Внутренний монолог, создающий впечатление “подслушанных мыслей” (например, поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица).
Г) Сны, раскрытие подсознательных процессов (например, сны Пьера).
Д) Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете
Е) Внешние детали (например, дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица).
Ж) Расхождение между тем временем, в котором реально происходило действие, и временем рассказа о нем (например, внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).
По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовали “всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином” непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы “диалектики души”: а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: “человек – текучее вещество”); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя). .
- “Диалектика души”главного героя повести Л. Н. Толстого “Юность”* Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. (Н. В. Гоголь “Мертвые души”) Вступительное слово учителя “История души человеческой”, то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в “я” героя, в сложных […]...
- “Война и мир” – роман-эпопея Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности. Черты эпопеи в “Войне и мире”: в центре – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 12-го года, значение его героической […]...
- “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Л. Н. Толстой Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – ново-европейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности. Черты эпопеи в “Войне и мире”: в центре – историческая судьба русского народа […]...
- “Диалектика души” героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Л. Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л. Н. Толстого ” Война и мир ” открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души. Основными средствами психологического изображения в романе “Война и […]...
- “Диалектика души” в произведении Л. Н. Толстого “Юность”; Юность Толстой Л. Н “Диалектика души” в произведении Л. Н. Толстого “Юность” Повесть Льва Николаевича Толстого “Юность” с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью передает нравственные искания, осознание своего “я”, мечты, чувства и душевные переживания Николая Иртеньева. Повествование ведется от первого лица, что еще больше сближает нас с главным героем. Возникает ощущение, что именно тебе Николенька открывает свою душу, […]...
- “Диалектика души” в произведении Л. Н. Толстого “Юность” Повесть Льва Николаевича Толстого “Юность” с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью передает нравственные искания, осознание своего “я”, мечты, чувства и душевные переживания Николая Иртеньева. Повествование ведется от первого лица, что еще больше сближает нас с главным героем. Возникает ощущение, что именно тебе Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о событиях, происходящих в […]...
- Диалектика (развитие) души в повести Л. Н. Толстого “Юность” Повесть Льва Николаевича Толстого “Юность” с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью передает нравственные искания, осознание своего “я”, мечты, чувства и душевные переживания Николая Иртеньева. Повествование ведется от первого лица, что еще больше сближает нас с главным героем. Возникает ощущение, что именно тебе Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о событиях, происходящих в […]...
- “Война и мир” – исторический и психологический роман-эпопея Без ложной скромности – это как Илиада. Л. Толстой. “Война и мир”, произведение Льва Николаевича Толстого, явление уникальное. Даже с сугубо внешней стороны фолиант из четырех книг, из четырех томов – это уже поражает! Страница за страницей вырисовываются события тех далеких времен и становятся более близкими и более понятными далекие исторические фигуры Кутузова и Наполеона. […]...
- Краткое содержание роман эпопея Война и мир Том 1 (Толстой Лев Н.) Начало событий, разворачивающихся в романе: Петербург, лето 1805 года. Вечер у Анны Павловны Шерер. Среди гостей незаконнорожденный сын богача Пьер Безухов и князь Андрей Болконский. Кто-то заводит речь о Наполеоне и все начинают его осуждать. Только эти два человека считают Наполеона великим и пытаются это доказать остальным собравшимся. Болконский стремиться прославиться не меньше, чем сам […]...
- РОМАН-ЭПОПЕЯ О ВСЕНАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) РОМАН-ЭПОПЕЯ О ВСЕНАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) “Тихий Дон” – роман-эпопея, повествующая о судьбах народа в период Первой мировой и гражданской войн. Русская история того времени дала возможность автору воссоздать конфликт эпохального масштаба. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это обусловило качественно новое […]...
- Красота души человеческой (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “…что такое красота, Что так давно обожествляют люди, Сосуд, в котором пустота Или огонь, так ярко пламенеющий в сосуде?” И. Бунин Центральной проблемой художественной литературы является проблема внутреннего мира человека. Это исходная точка, от которой тянутся все без исключения линии и моменты отражения реальной действительности. Своеобразие культур разных эпох, своеобразие творчества любого писателя определяется особенностями […]...
- Диалектика души героя романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (князь Андрей) Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, он изображает быт помещичьей России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Людьми передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией. Впервые […]...
- Сочинение: “Тихий Дон” как роман-эпопея Охарактеризуйте “Тихий Дон” как роман-эпопею. Первоначально писатель задумывал рассказать об одном локальном эпизоде Гражданской войны на Дону, восстании против власти большевиков, которым руководил генерал Л. Г. Корнилов. Произведение должно было называться “Донщина”. Но постепенно замысел расширялся. Рассказать о войне и обосновать закономерности поведения людей без общей оценки времени, без предыстории, где были бы показаны истоки […]...
- РОМАН-ЭПОПЕЯ ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА “ЖИЗНЬ И СУДЬБА” Война есть убийство. И сколь- ко бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни – называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н. Толстой О Великой Отечественной войне написано очень много. Первые произведения о войне начали появляться уже в середине сороковых годов, и с тех пор […]...
- “Тихий дон” – роман-эпопея При слове “эпос” у многих в воображении возникают бескрайние просторы, где происходят исторические события, действует огромное количество участников, описываются сцены исторических сражений, чередующиеся с картинами частной, личной жизни. В действительности эпос конкретен и легко обозрим. Ведь в “Илиаде” показана далеко не вся Троянская война, и в “Войне и мире” тоже довольно ограничен круг действующих лиц. […]...
- “ТИХИЙ ДОН” – РОМАН-ЭПОПЕЯ (вариант 2) При слове “эпос” у многих в воображе- нии возникают бескрайние просторы, где происходят исторические события, действу- ет огромное количество участников, описы- ваются сцены исторических сражений, че- редующиеся с картинами частной, личной жизни. В действительности эпос конкретен и легко обозрим. Веда в “Илиаде” показана далеко не вся Троянская война, и в “Войне и мире” тоже довольно […]...
- “ТИХИЙ ДОН” – РОМАН-ЭПОПЕЯ (вариант 1) Рождение романа-эпопеи связано с собы- тиями русской истории, имеющими мировое значение. Революция 1905 года, мировая вой- на 1914-1918 годов, Октябрьская революция, Гражданская война, период мирного строи- тельства требовали создания произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одно- временно стали работать: М. Горький – над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Тол- стой […]...
- Психологический анализ в литературе – определение Важнейшим средством создания образа героя является психологический анализ – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п. Психологический анализ позволяет писателю глубже проникать в характер героя, вскрывая тайные пружины его действий, скрытые мысли и переживания, показывать читателю глубинные основы характера. Крупнейшими мастерами психологического анализа в русской литературе были М.Ю. Лермонтов, И.С. […]...
- М. Шолохов. “Тихий Дон” – роман-эпопея События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед Первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный […]...
- Михаил Александрович Шолохов “Тихий дон” – роман – эпопея Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький – над эпопеей “Жизнь Клима Сам-гина”, А. Н. Толстой […]...
- Эпопея о Гарри Поттере и Роман Брэма Стокера “Граф Дракула” Главный отрицательный персонаж эпопеи английской писательницы Джоан К. Роулинг о юном маге и волшебнике Гарри Пот-тере – это Властитель Тьмы, страшный чародей, Лорд Вольдеморт (в русских переводах – Волан-де-Морт). Персонаж “романа ужасов” ирландского писателя Брэма Стокера граф Дракула – это и ученик дьявола, и орудие дьявола, а также вампир и антихрист. В настоящей статье рассматривается […]...
- “ТИХИЙ ДОН” – РОМАН-ЭПОПЕЯ (вариант 3) У каждого своя правда, своя борозда. М. Шолохов Долг платежом красен. Русская пословица “За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и все- гда будут бороться, пока светит им солнце, по- ка теплая сочится по жилам кровь”. Так рас- суждает Григорий Мелехов, главный герой ро- мана Михаила Шолохова. Там, где […]...
- Цикл роман эпопея Ругон Маккары (Золя Эмиль) Начиная работу над “Ругон-Маккарами”, Золя, как и в “Терезе Ракен”, хотел оставаться лишь бесстрастным наблюдателем, добросовестным ученым, протоколирующим факты. “Мое произведение будет больше научным, чем социальным… Я не хочу, как Бальзак, принимать решения о делах человеческих, быть политиком, философом, моралистом. С меня довольно и того, что я останусь ученым”,- писал Золя в том же 1868 […]...
- Краткое содержание роман эпопея Война и мир Том 4 Эпилог по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) В Петербурге жизнь течет как обычно. На очередном вечере у фрейлины Шерер говорят о болезни Элен и читают письмо царю от митрополита. На следующий день приезжает полковник Мишо с вестью о пожаре в Москве и ее оставлении. Ни Кутузов, ни Александр не желают мира. Тарутинское сражение состоится. Главнокомандующему Кутузову сообщают об уходе из Москвы французов. […]...
- “Тихий Дон” М. А. Шолохова – роман-эпопея о всенародной трагедии в переломную эпоху Революция делает глубокий надрез на теле Цивилизации, чтобы открыть путь будущему Здоровому человечеству… Революция отсекает Старый мир. И отсюда кровь. В. Гюго В романе “Тихий Дон” М. Шолохов отразил грандиозность событий, происходивших в России в первые десятилетия XX века. В произведении показаны: дореволюционная жизнь донского казачества, Первая мировая война, разгром корниловского заговора, гражданская война на […]...
- “Тихий дон” – роман – эпопея всенародной трагедии на стыке эпох “Тихий Дон” – один из известнейших “нобелевских” романов XX века, вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве “Тихого Дона” разрешился в пользу Михаила Шолохова – такое заключение еще в девяностые годы прошлого века дала авторитетная зарубежная комиссия. Сегодня роман, очищенный от шелухи слухов, остался один на один с вдумчивым […]...
- Краткое содержание роман эпопея Война и мир Том 2 по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Николай вместе с Денисовым едет домой в отпуск. Здесь его принимают как героя. Николай сближается с Долоховым и после даже становится его секундантом на дуэли с Пьером. Долохов желает жениться на Соне и делает ей предложение. Но Соня отказывается. Она любит Николая. За этот отказ Долохов мстит Николаю, обыграв его на довольно большую сумму, перед […]...
- План сочинения – Мастерство психологизма в романе Толстого “Война и мир” Мастерство психологизма в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение в литературном произведении внутреннего мира человека. (Подробнее см. Словарик.) Толстой – один из крупнейших писателей-психологов не только в русской, но и мировой литературы. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Поэтому […]...
- Интересные подробности жизни и творчества Л. Н. Толстого Впервые понятие “диалектика души” применительно к толстовскому психологизму ввел известный русский писатель, мыслитель и литературный критик Н. Г. Чернышевский. В статье, посвященной ранней прозе Толстого, он дал следующую характеристику этого принципа: “Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из […]...
- Сочинение на тему: Мертвые души – роман о душе России “Мертвые души” это произведение Гоголя о судьбе России в целом, о ее месторасположении в мире. Однако сначала может казаться, что это всего лишь повествование о приключениях пронырливого авантюриста Чичикова. Чичиков, странствуя, покупает мертвые души. Он не концентрирует свое внимание на том, что он зрит вокруг себя. Его не волнуют судьбы людей, которые ему встречаются. Одно […]...
- “Война и мир” как эпопея Что такое “Война и мир” ? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. “Война и мир” есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Л. Н. Толстой В статье “Несколько слов по поводу “Войны и мира”” Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже […]...
- “Кому на Руси жить хорошо” как поэма-эпопея Центральное место в произведениях Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин, его быт, его судьба. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это крестьянская эпопея. Но она, конечно, отличается от произведений признанных мастеров эпопеи, таких, как Гомер, например. При упоминании слова “эпопея” читателю вспоминаются бурно развивающиеся события, часто это война со всеми ее перипетиями. У Некрасова […]...
- Проблема души, внутреннего мира (ЕГЭ по русскому) Внутренний мир человека – это особенное и потайное место, где есть много спрятанных вещей. Все они влияют на личность, характер, поведение и мышление. Можно обладать огромными богатства, ездить на современных автомобилях, жить в роскошных апартаментах, но быть пустым. Это кажется странным. Как человек может быть пустым? Но так бывает. Люди забывают о главных ценностях жизни. […]...
- Материализм и диалектика в трудах Белинского С осени 1837 года, отчасти под влиянием философии Гегеля, у Белинского, как мы уже говорили, начинается так называемый период примирения с “расейской действительностью”, длившийся до осени 1840 года. В чем же сущность примирения? Опираясь на Гегеля, Белинский решал важнейший вопрос общественной и революционной практики – вопрос о свободе и необходимости. Его уже не удовлетворял чисто […]...
- Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю Лермонтова) Лермонтов в своих произведениях чаще всего обращается к личности, находящейся в процессе самопознания и развития. Его творчество пронизано философскими раздумьями о человеке и окружающем его мире, а проникновенную поэму “Мцыри” можно назвать гимном свободолюбию. Мятежная душа, несмотря на одиночество, постоянно “ищет бури”. Поэта интересуют проявления духовности в момент свершения важного поступка, а не постфактум. Он […]...
- А. И. Герцен: “…не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все им подобные – вот мертвые души, и мы встречаем их на каждом шагу” (“Мертвые” души помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...
- Психологический роман Толстого “Война и мир” Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” присущи также и черты романа психологического. Одним из главных свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые – статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как нравственно-психологический роман в русской литературе XIX века Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” стоит у истоков русского психологического романа, высшие достижения которого связаны в XIX веке с именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. По словам Белинского, Лермонтов поставил “важный современный вопрос о внутреннем человеке”. И действительно, “история души человеческой”, а не внешняя, пусть и богатая событиями биография персонажа, является […]...
- Поэма “Кому на Руси жить хорошо” как народная эпопея По жанру “Кому на Руси жить хорошо” – поэма. Она похожа на древнюю эпическую поэму (последняя слагалась из народных лиро-эпических песен и сказаний) и больше всего напоминает эпопею, рассказывающую о событиях всенародно-исторического значения, такую, как “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Поэтому “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать народной эпопеей, или, по меткому выражению П. Н. […]...
- Образ и характеристика Чичикова в романе в романе “Мертвые души” Чичиков. В системе образов поэмы особое место занимает Чичиков. Он и схож с другими действующими лицами (ведь он сам и чиновник, хотя бы бывший, и помещик), но в то же время и отличается от них. Это новое явление в русской жизни, еще не очень ясное, но, несомненно, опасное и тревожное. Поэтому Гоголь проявляет пристальный интерес […]...