Просвещение и научные знания в XVII веке в России

Просвещение и научные знания

В XVII в. системы образования в России по-прежнему не было, основ­ной формой обучения было домашнее (доступное лишь состоятельным людям). Однако процесс складывания абсолютизма и громоздкого го­сударственного аппарата, развитие промыслов, ремесел и мануфактур­ного дела повышали потребность в грамотности. Прогрессивные тен­денции в просвещении:

    продолжают появляться учебные пособия (первый печатный бук­варь В. Бурцева, иллюстрированный
    букварь К. Истомина и др.), их тиражи растут, но цена на них остается весьма высокой; медленный рост числа учебных заведений, которые создавались монастырями, частными лицами (например, школа Ф. М. Ртище­ва для молодых дворян, открытая в 1640-е гг.) и государством. В 1665-1668 гг. действовала школа Симеона Полоцкого при Спас­ском монастыре (в ней обучалось всего четыре человека), в 1680-е гг. работала школа при Печатном дворе, а в 1687 г. в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище, вскоре переимено­ванное в академию. Она считается первым в России высшим учеб­ным заведением, предназначалась для людей “всякого чина
    и воз­раста” и готовила духовенство и государственных служащих.

Научные знания продолжают медленно и постепенно накапливаться, сохраняя практическую направленность. Наиболее значительный прогресс наблюдался в изготовлении оружия и металлургии, инженерии и архитектуре, ремесленном деле и географии (на рубеже XVI-XVIIв. появляется первая общая карта России, в 1627 г. она была обновлена, а также была составлена “Книга Большому Чертежу” – список и крат­кая характеристика российских городов, в конце XVII в. С. У. Ремезов составил “Чертежную книгу Сибири” – первый русский географиче­ский атлас). В XVII в. был проведен целый ряд географических экс­педиций: экспедиция И. Ю. Москвитина в 1639 г. первой из европей­цев достигла берегов Охотского моря и Сахалина, две экспедиции на Амур В. Д. Пояркова в 1643-1649 гг. (первыми из русских совершили плавание по Тихому океану и впервые достигли устья Амура) и Е. П. Ха­барова в 1649-1653 гг. (составлены первые чертежи реки Амур), экс­педиция С. И. Дежнева в 1648 г. (открыт пролив между Азией и Аме­рикой).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Просвещение и научные знания в XVII веке в России