Фольклор, литература, книжность, театр в XVII веке в России



Фольклор, литература, книжность, театр

Литература мощнее других искусств испытывает влияние исторической ситуации, что характерно для эпох до XX в. Особенности русской лите­ратуры XVII в. следующие.

    Летописи постепенно вытесняются литературно-историческими произведениями с публицистической окраской. Множество таких произведений первой половины XVII в. были посвящены собы­тиям Смутного времени (“Временник” дьяка Ивана Тимофеева, “Сказание” келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Па- лицына и др.). С XVII в. начинаются попытки
    написать отече­ственную историю (“Синопсис” киево-печерского монаха Инно­кентия Гизеля, “Созерцание” Сильвестра Медведева, “Скифская история” Андрея Лызлова).
    Летописи принимают форму хроно­графов. В русской литературе XVII в. возникло множество новых жанров и оформились два основных течения: апологетически относящееся к власти и установленным ею по­рядкам: Симеон Полоцкий (создавший в России жанры поэзии и драматургии) и Юрий Крижанич обосновывали в своих про­изведениях абсолютизм и крепостничество; оппозиционное, народно-обличительное, представленное сле­дующими жанрами. В XVII
    в. огромную популярность приобре­тают народные сатирические произведения, высмеивавшие по­роки государства и общества (несправедливый суд, социальное неравенство, безнравственность церковников и чиновников и др.) и выражавшие народный протест против существующих порядков (народные повести “О Шемякином суде”, “О Ерше Ер­шовиче”, “О бражнике”, “Сказание о куре и лисице” и др.).
    Воль­ные крестьянские и казацкие песни воспевали народных бунтов- щиков-“заступников”, например С. Разина. Сатирическим по своему содержанию было и скоморошество – русский уличный бродячий театр, который переживал расцвет в XVI-XVIIвв. Оп­позиционным духом исполнено “Житие протопопа Аввакума”, написанное им самим в 1672-1673 гг. во время заточения в Пус- тозерске и считающееся первой автобиографией (зарождение мемуарного жанра).
    Также в XVII в. возникает еще один новый жанр – бытовая повесть, посвященная внутреннему миру чело­века, причем героями выступают не исторические, а вымышлен­ные персонажи – активные и предприимчивые люди, стремя­щиеся перебороть судьбу (впрочем, безуспешно). В Россию проникают европейские светские литературные произве­дения (включая рыцарские романы с любовной тематикой). В этот период растет число грамотных людей, особенно среди дво­рянства и посадских людей (хотя подавляющее большинство на­селения оставалось неграмотным), для которых характерно увле­чение книжным чтением.

В XVII в. существовало три вида театра:

    народный (скоморохи – “театр Петрушки”); придворный (первый в России театр – “комедийная хоромина” – был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. по инициа­тиве одного из его приближенных боярина А. С. Матвеева; театр ставил сцены по библейским сюжетам, но закрылся со смертью царя); школьный (играли ученики монастырских школ).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Фольклор, литература, книжность, театр в XVII веке в России