Живопись, архитектура, скульптура в XVIII веке в России

Живопись, архитектура, скульптура

Основные тенденции искусства в это время – переход от барокко (сере­дина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.).

Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зу­бов. Основными жанрами живописи были исторический (А. П. Но­сенко, Г. И. Угрюмов), портретный (И.

Н. Никитин, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов,

Л. Г. Левицкий, В. Л. Боровиков­ский), пейзажный (С. Щедрин, М. Иванов), сцены из народной жиз­ни (М. Шибанов).

Народная живопись развивалась в виде лубоч­ных картинок. XVIII в. – время появления русской скульптуры (в том числе из-за государственных нужд), в которой сначала господствовало барокко (бюсты Петра I и А. Д. Меншикова Б. К. Растрелли), а со второй по­ловины века – классицизм (памятник Петру I – “Медный всадник” скульптора Э. М. Фальконе). Великие русские скульпторы XVIII в. – Ф. И. Шубин (бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, статуя “Екатери­на II – законодательница”), М. И. Козловский (памятник А.

В. Суво­рову, статуя Самсона для большого каскада фонтанов в Петергофе). Среди тенденций развития архитектуры выделяются:

    господство гражданской (светской) архитектуры (особенно го­сударственных учреждений и общественных зданий); переход к регулярному градостроительству и ансамблевой за­стройке городов; переход от барокко – нарышкинского и петровского (Петро­павловский собор и здание Двенадцати коллегий Д. Трезини при Петре I, Зимний дворец и Смольный институт в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе В. В. Растрелли) – к классицизму второй половины XVIII в. (Дом Пашкова в Москве и Михайловский замок в Петербурге В. И. Баженова, здание Сената в Московском Кремле, Московского университета и дома князей Долгоруких М. Ф. Казакова, Таврический дворец И. Е. Старова) и сентимен­тализму (парки конца XVIII в.). После Манифеста о вольности дворянской 1762 г. появляется архитектурный и культурный феномен дворянской усадьбы.

Вывод: новый подход государства к науке, образованию и культуре и распространение европейских образцов позволили вывести русскую культуру в XVIII в. на качественно новый уровень, создать фундамент для золотого века русской культуры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Живопись, архитектура, скульптура в XVIII веке в России