Создание мира: Митгард и Утгард. Создание людей: Аск и Эмбла

Боги устраивают из тела Имира землю. Решили боги, что Имир после смерти должен послужить им, как прежде все служили ему. Взяли и бросили его останки в самую глубь Мировой бездны.

И там, в этой глуби, сделали землю: из плоти (мягких частей тела) – равнины и долы, из волос – лес, из костей – скалы, из зубов – разные валуны и камни.

Любовно огладили они Землю снаружи – стала она округлая. И такая получилась ладная, красивая, нежная, что старший из богов – Один – сразу ее полюбил.

Боги устраивают воды и небо. Братья-боги ничему

не дали пропасть. Крови у Имира было столько, что хватило на реки и глубокий океан. И окружил океан землю кольцом: казалось, что беспределен он, и невозможно его переплыть.

Ну, а голова Имира послужила созданию неба. Из черепа сделали боги небесный свод, из мозгов – облака. Укрепили они свод над землей, а в каждый угол посадили по карлику-ветру: в северный – Нордри, в южный – Судри, в западный – Вестри, в восточный – Аустри.

Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Страны огня и света, и разместили их в самой середине Мировой бездны, дабы они могли освещать и небо, и землю.

Одни искорки были прикреплены неподвижно, другие летали – каждая по своему пути. И стало с тех пор возможно вести счет дням и ночам.

А самые большие и красивые искры они превратили в Солнце и Месяц. И долго висели они неподвижно.

Крепость Митгард – “Срединная страна”. Оглядели боги землю и решили населить ее существами умными, красивыми, мирными и не такими огромными, как великаны. А чтобы не страшно было новым существам, решили огородить сушу прочной и высокой стеной, для чего вполне могли сгодиться веки и брови Имира.

Споро работали боги, возвели крепость и назвали ее звучным именем Митгард – “Страна в середине”, “в центре”. И была эта Срединная страна великолепна, словно огромная ухоженная усадьба.
Памятный камень

С острова Готланд с

Изображением “миров”

Древних германцев.

Утгард. Не зря трудились Один и его братья. От спасшегося внука Имира и его жены родилось много ледяных гигантов.

Они расселились по окраинам земли, и потому их страна называется Утгард, то есть “Вне ограды”. Расположена она на востоке от страны людей. Кроме того, в скалах завелись горные великаны, а в страшном лесу, прозванном Железным – великаны-волки.

Аск и Эмбла. Достроили братья-боги Митгард и решили посмотреть на него со стороны моря-океана. Полюбовались своей работой, да так и пошли берегом.

Идут, рассуждают, из чего же лучше всего людей сделать. И видят, растут два стройных, зеленых дерева: одно – побольше и помощней, другое – потоньше, потрепетней. “Вот из них-то мы и сделаем мужчину и женщину”, – хором сказали братья, – и пусть обликом они будут схожи с нами; мы будем их защищать, с ними дружить, научим всему, что нужно знать на земле”.

Младший из богов сделал два туловища, потом головы, глаза, уши, рты, раскрасил щеки румянцем, согрел кожу теплом; старший вдохнул в них жизнь и душу; средний научил ходить и думать. Ветрено и холодно было на берегу – дали им одежду. И назвали мужчину Аском-Ясенем, а женщину Эмблой-Ивой, чтобы помнили они, из чего сотворили их боги.

Привели Аска и Эмблу в Митгард и сказали: “Здесь и живите”. Зажили люди; пошли дети, и скоро вся Срединная страна была заселена. С тех пор при случае стали называть мужчину “Ясенем”, “Кленом”, “Крепким деревом”, а женщину “Ивой”, “Рощицей”, “Дарительницей”.

Боги придумывают дни и ночи. Довольны были братья-боги своей работой. Да вдруг спохватились: как же люди узнают, когда им ложиться спать, когда просыпаться, ведь не сделаны еще день и ночь. И тут вспомнил Один, что в стране етунов он видел черную и сумрачную великаншу, которую все так и звали – Ночь; держала она на руках прекрасного белокурого сына, из глаз которого исходили свет и сияние.

Имя его – День. Позвал их Один, дал двух прекрасных коней: один, как вороново крыло, другой – белый, с золотистой гривой. Еще дал две колесницы, чтобы запрягать коней, и послал мать с сыном на небо. Несется Ночь на быстром коне, закусил он удила, пеной покрылась вся морда: утром стекает она с удил и покрывает листья и травы росой.

Следом мчится белый конь, грива его озаряет землю и воздух. Весело правит конем ясный День.

Соль и Мани. Как-то услышали боги, что один человек в Митгарде дал своим детям чудные имена: дочери – Соль, сыну – Мани, то есть “Солнце” и “Месяц”. Вот удивительно: ведь давно прикрепили они солнце и луну на небо. Или люди хотят потягаться с ними?

Прогневались боги: не курам ли на смех – два солнца и две луны? И тут Один сказал: “Пусть послужат всем эти гордецы. Солнце и месяц висят неподвижно и не могут заглянуть во многие уголки.

Соль и Мани будут их возить по небу на колесницах, словно два кучера”.

Под дугами у коней, которыми правила Соль, повесили боги по кузнечному меху: обдували они лошадиные морды и гривы прохладным воздухом, не давали им подпалиться. Колесница Соли катилась целый день, колесница Мани – целую ночь. И встречали люди, боги и даже великаны солнце такими словами: “Здравствуй, Светило, радуй, Ясное, грей, Пылающее”. А луну называли “Спешащей”, “Ведущей счет лет”, “Ободом”, “Светочем”, “Ясным Месяцем”.

Давали солнце и месяц жизнь хлебам, цветам, деревьям, всему на земле. Радостно жили боги и люди. Германо-скандинавские мифы<
Возникновение мира, природы, людей/


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Создание мира: Митгард и Утгард. Создание людей: Аск и Эмбла