Просвещение и научные знания в XIV-XVI веках в России
Просвещение и научные знания
Монастыри оставались основными центрами грамотности и книжности, система просветительских учреждений на Руси отсутствовала: обучение велось при монастырях, отдельные “мастера грамоты” учили детей и взрослых в городах, знатную молодежь иногда отправляли на обучение в Константинополь и Европу. Обучение было минимальным – грамоте, счету и религиозным знаниям на основе в первую очередь церковных книг (в XVI в. появляются первые пособия по грамматике и арифметике). Уровень грамотности был ниже, чем до монгольского нашествия, грамотность была доступна в основном лишь духовенству, боярству и лицам из государственного аппарата.
Накапливавшиеся веками научные знания имели прикладную направленность: математика и геометрия (для измерения земли и вычисления налогов), физика (при строительстве и изготовлении оружия), медицина, география (рукописные карты), ремесленные навыки. Помимо библиотек при монастырях, свои библиотеки собирают состоятельные люди (легендарная исчезнувшая библиотека Ивана IV Грозного).
- Просвещение и научные знания в XVII веке в России Просвещение и научные знания В XVII в. системы образования в России по-прежнему не было, основной формой обучения было домашнее (доступное лишь состоятельным людям). Однако процесс складывания абсолютизма и громоздкого государственного аппарата, развитие промыслов, ремесел и мануфактурного дела повышали потребность в грамотности. Прогрессивные тенденции в просвещении: продолжают появляться учебные пособия (первый печатный букварь В. Бурцева, иллюстрированный […]...
- Литература и книжность в XIV-XVI веках в России Литература и книжность В развитии литературы выделились следующие этапы и особенности. В литературе XIV-XVвв. нашли отражение основные политические события: борьба с монгольским господством, объединительные тенденции, возвышение Москвы, превращение России в центр православия после падения Византии. Патриотические настроения составили основу новых былинных циклов (о Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о борьбе с Щелканом – ордынцем […]...
- Живопись и архитектура в XIV-XVI веках в России Живопись и архитектура Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали следующие. 1. Архитектура. XIV-XVIвв. – двухвековой расцвет русской архитектуры между двумя упадками: разорительным монгольским нашествием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псковская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в […]...
- Конспект урока для 2 класса “Закрепление знания таблицы умножения и деления” Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей ” Морской технический” Г. Новороссийск Конспект урока для 2 класса “Закрепление знания таблицы умножения и деления” Возраст детей: 8 – 9 лет. Автор – составитель Топилина Елена Николаевна Учитель начальных классов МАОУ лицея “Морской технический” Г. Новороссийск 2014 г. “Закрепление знания таблицы умножения и деления” Автор разработки : Топилина Елена […]...
- Знания в нашей стране Я считаю, что богатство в мозгах, а не в недрах. Проблема заключается в том, что нужно научиться ценить и продавать наши знания. В нашей стране всегда было много “мастеров на все руки”, о них даже писали сказки. Например, взять того же “Левшу”, который подковал блоху. Он был очень умен в своем деле, но, кроме него, […]...
- Система государственного управления в XII-XV веках Система государственного управления С началом раздробленности в княжествах появились различные формы правления, о чем говорилось выше. Вместе с объединением русских княжеств вокруг Москвы при великом князе постепенно возникает новый государственный аппарат. Центральные органы власти: великий князь (с падением ига приобрел полную власть), при нем – совещательная Боярская дума, основные ведомства (Казна, канцелярия и управлявший великокняжескими […]...
- Программа предметного элективного курса по физике “Физика в примерах и задачах” – Скачать Предметного элективного курса по физике “Физика в примерах и задачах” Разработана и апробирована Учителем физики и математики IIквалификационной категории МБОУ “СОШ №7 г. Азнакаево” Салимшиной Р. Ф. Программа элективного курса по физике в 9 классе “Физика в примерах и задачах” разработана и апробирована Учителем физики и математики МБОУ “СОШ №7 г. Азнакаево” Салимшиной Резедой Фандасовной. […]...
- Сочинение “Зачем нужно учиться” или “Знания – сила” Сочинение “Зачем нужно учиться” или “Знания – сила” Каждому человеку нужны знания в повседневной Жизни. Знания – это не только формулы и правила, почерпнутые из толстых научных Книг. Надо уметь читать, писать, считать. Надо знать, как приготовить обед и ухаживать за домом. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. […]...
- Просвещение в мировой литературе Такое название получило культурное и политическое движение, возникшее в странах Европы в XVIII в. Особенно активным и боевым духом отличалось Просвещение во Франции, стране, где выросли и развились классовые силы, способные пойти на штурм феодализма,- многочисленное “третье сословие”, в состав которого входила тогда и буржуазия. Французские просветители, передовые умы своего времени, ученые, философы, писатели, подвергали […]...
- Конспект урока для 5 класса на тему “Разнообразный мир линий” Тема урока № 1:Разнообразный мир линий (класс 5) РАЗРАБОТАЛА: ЖУК Наталья Павловна Дидактическая цель: Сформировать представления о многообразном мире линий, сформировать умения распознавать, описывать и характеризовать линии, видеть внутреннюю и внешнюю область линий, изображать и конструировать линии. Цели по содержанию: – Обучающие: познакомить учащихся с видами линий на плоскости, показать практическое применение через выполнение реальных […]...
- Развитие государственного управления России в XVI-XVII вв Особенности развития России в XVI-XVII вв. XVII в. русские историки (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) и политики (В. И. Ленин) назвали началом нового периода русской истории, поскольку именно тогда началось обращение России к европейскому опыту, а также возник ряд новых явлений во всех сферах жизни российского общества. Развитие государственного управления. Тенденции в развитии государственно-политической системы […]...
- Исторические, философско-научные условия развития зарубежной литературы Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.1. Исторические, философско-научные условия развития зарубежной литературы История развития зарубежной литературы XVII в. неразрывно связана с теми политическими, социально-экономическими преобразованиями, что происходили во всех странах Европы в данный период времени. Во-первых, зарождается буржуазное общество, развиваются первые капиталистические отношения, пробуждается национальное чувство у разных народов. К примеру, в Нидерландах, […]...
- Художественная школа “Знания” Вскоре после своего первого большого успеха Горький основал издательство, получившее название, характерное для своего основателя, – “Знание”. “Знание” стало общей площадкой для всей молодой школы прозаиков и на несколько лет почти монополизировало русскую художественную прозу. Все выдающиеся молодые прозаики присоединились к группе Горького и стали печататься в “Знании”. Трое стали оригинальными и значительными писателями: Куприн, […]...
- По тексту Лихачев Мы вступаем в век, в котором образование, знания (ЕГЭ по русскому) В данном тексте Лихачева Дмитрия Сергеевича затрагивается множество проблем, однако наиболее детально рассматривается проблема роли образования в жизни человека Чтобы привлечь, на мой взгляд, к актуальной проблеме Д. С. Лихачев пишет о том, какую роль играет образование в жизни человека. Автор отмечает то, что знания усваиваются лучше в молодости. Поэтому важно не терять время и […]...
- ЗНАНИЯ ЗА ПЛЕЧАМИ НЕ НОСИТЬ 1 вариант Тема этого сочинения побудила меня задуматься над тем, зачем человеку вообще нужны знания. Ведь с самого рождения и до глубокой старости мы учимся: сначала ходить и говорить, читать и писать. Потам осваиваем более сложные знания: четыре основных действия арифметики сменяют интегралы и логарифмы, сказки – серьезные произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Булгакова, […]...
- Письменность и просвещение (Литература XI-XII веков) Письменность на Руси появилась еще до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Ее возникновение было вызвано прежде всего потребностями государства, заключения договоров с греками и вообще сношения Руси с другими государствами требовали наличия письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и […]...
- Сочинение на тему: “Наука и знания” Мы все учимся в школе. Она дает действительно большие знания, которые потом каждый человек совершенствует, выбрав собственную тропу в жизни. Это касается не только знаний из какой-либо отрасли – математической, химической, сельскохозяйственной, филологической и т. д., – но и жизненного опыта, духовных исканий. Школа имеет большое значение для каждого. Но настоящий фундамент интеллекта, нравственных, духовных, […]...
- Сочинение на тему: “С глубин моря достают жемчужины, а глубин книг – знания” Вряд ли существует что-то более полезное для человеческого разума, чем чтение. Именно по этой причине мне кажется вполне уместным сравнение получения знаний из книг с доставанием жемчужин с морских глубин. Однако все же стоит понимать, что далеко не каждый человек может найти жемчужину и достать ее. Точно так же ситуация обстоит и с книгами – […]...
- О сочинениях, распространенных в XI-XVII веках Круг четьих сочинений, популярных на Руси, еще не выделен с достоверностью. Укажем поэтому лишь те памятники, которые были распространены среди читателей особенно долго, в течение семи веков, с XI по XVII в., о чем свидетельствуют обилие их списков древнейшего периода и многотиражность их изданий и переизданий в период позднейший. Обратимся к начальному периоду – XI-XIV […]...
- Русь в XIII – XV ( 13 – 15) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII веке центр политической жизни Руси перемещается на северо-восток где на первое место выдвигается Владимиро-Суздальское княжество. И здесь шла борьба между отдельными князьями. А между тем на Русь надвигалось такое бедствие, перед которым особенно необходима была тесная сплоченность. В 1223 году в южных степях появился новый сильный враг – татаро-монголы. Битва с ними на […]...
- Культура и просвещение в XVIII веке Эпоха Просвещения в России Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам. Выдающимся русским просветителем был Н. […]...
- Социально-экономические изменения в XII-XV веках Социально-экономические изменения С течением времени происходит укрепление социальной структуры общества: духовенство (церковные землевладельцы), светские землевладельцы, жители городов, крестьяне, несвободные категории населения. Потомки местных удельных князей, вынужденные подчиниться Великому князю Московскому, постепенно превращаются в бояр, часть из них оказывается приближенной к великокняжескому двору (входит в государев двор). В положении социальных групп произошли два главных изменения. Господствующий […]...
- “Как слово наше отзовется”: научные исследования В. В. Мусатова и школьная практика В холодном ветреном ноябре 2003 года не стало удивительного человека, ученого и педагога В. В. Мусатова. Прошло четыре года, и так же, в ноябре, в Новгородском государственном университете, где Владимир Васильевич руководил кафедрой русской литературы ХХ века, состоялась Всероссийская научная конференция “Некалендарный ХХ век” (Первые Мусатовские чтения). На конференции не было посмертных славословий, над наследием […]...
- “Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным” Так называлась тема Сочинения, присланная из учебного округа на выпускной экзамен в Первую Киевскую гимназию, где учился тогда К. Г. Паустовский. То было сто лет назад. В теме не было проблемы для выпускников тех лет, потому она показалась гимназистам “гробовой”, то есть скучной. Интересно, что бы написали на эту тему нынешние выпускники? Выбрали бы они […]...
- Культура России XX – начала XXI в Глава 20. Культура России XX – начала XXI в. В XX в. влияние государства на развитие культуры было определяющим, поэтому в истории русской культуры выделяют четыре периода, связанных с развитием государства. Первый период: 1917 – середина 1930-х гг. Переходный период, для которого было характерно постепенное изживание традиций серебряного века, рост вмешательства государства в культуру при […]...
- Образование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование и наука характеризуются следующими моментами. Система образования. Политика государства в отношении просвещения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опасность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сменялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей образования. Мощнейшими прогрессивными […]...
- Византийская империя вVI-XI веках План: 1) Особенности развития Византии. 2) Вторжения славян. 3) Установление феодального строя. В то время как Западная Римская империя была разрушена восстаниями рабов и колонов и нашествиями “варваров”, Восточная Римская империя устояла. Ее столица – Константинополь – находилась на месте древней греческой колонии Византий. По древнему названию этого города и все государство стали называть Византийской […]...
- Просвещение и передовая русская литературная мысль Тем не менее, открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли политическую заостренность. Публичное порицание крепостнических порядков свидетельствовало о глубоких изменениях, которые происходили в недрах феодального общества, оповещали о начинавшемся его разложении. Конечно, передовые люди России 60-х годов XVIII в. не могли предвосхитить будущее и их требования по […]...
- Зарождение и развитие литературы в России Детская литература в России возникла из книги для детей основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений детей. Большое влияние оказывали на развитие детской литературы и учебные книги. Азбуки, буквари, азбуковники, потешные (светские) книги, энциклопедии были первыми специальными книгами для детей. Самые древние […]...
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- Феодальное поместье в IX-X веках 1. Феодальное поместье в IX-X веках. Феодалы – владельцы земли. Большинство людей в средние века занимались сельским хозяйством – обработкой земли, разведением скота. Поэтому земля была в то время главным богатством. Но к IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили крупные землевладельцы. Поля, леса, пустоши, даже реки стали их собственностью. В средние века действовало […]...
- Жанр житийной литературы в ХIV – ХVI веках Жанр житийной литературы получил широкое распространение в древнерусской литературе. “Житие царевича Петра Ордынского, Ростовского (XIII век) “, ” Житие Прокопия Устюжского ” (Х IV ). Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух обширных житий – “Жития Стефана Пермского” (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них азбуку […]...
- Виды и формы обучения в России Если отсутствует первая часть, деятельность превращается в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, т. к. у человека не сформирована при этом способность оценить свое […]...
- Просвещение и культура (Литература XIX века) В начале XIX века в России открывается целый ряд высших Учебных заведений; университеты в Казани, Харькове и других городах; в Петербурге учреждается Педагогический институт, в 1819 году преобразованный в университет, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. При них возникают литературные общества, издаются журналы. Большое […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Проверочная работа по истории “Россия в 15- 16 веках” 6 класс РУСЬ 15 – 16 вв Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине 16 в. было: Присоединение к России Крыма Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств Присоединение к России Левобережной Украины Завоевание Россией выхода в Балтийское море В итоге Ливонской войны (1558 – 1583 гг.) Россия утратила: Земли на Балтийском побережье Территории […]...
- Сочинение на тему “Зачем мне нужна математика?” Математика – царица всех наук. Та математика, что мы имеем сейчас, берет свое начало в Греции. Греки всего за пару столетий смогли освоить накопленные знания предшественников и создать абстрактную и дедуктивную математику. На основе математики построилась и другая наука – геометрия, именно греки развили математические счеты в геометрию, науку, которая занимается взаимным расположением тел. Из […]...
- Конспект урока по географии “Межотраслевые комплексы России. АПК” 9 класс КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: ” Межотраслевые комплексы России. АПК.” Название урока “Пищевая и легкая промышленность” Класс Учебник, программа 9 В. П Дронов, В. Я Ром, “География. Население и хозяйство”, 9кл, М., Дрофа,2005 Тип Форма Изучение нового материала Практикум Технология урока: Технология группового обучения Обучение – это общение человека с человечеством. А Петровский Цели изучения темы: Образовательные […]...
- Страшная правда о России ХХ века (А. И. Солженицын. “Архипелаг ГУЛАГ”) Имя А. И. Солженицына у многих из нас ассоциируется с названием произведения, открывшего правду о событиях, которые имели место в нашем государстве во время правления великого тирана, увековечившего себя и дела свои в шестидесяти шести миллионах убитых и замученных (именно такую цифру называет Солженицын) и навсегда оставшегося самой загадочной и […]...
- Эссе обучение в России, что это значит для моей карьеры Россия – это удивительная страна, излучающая непередаваемый колорит и разнообразие. “Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет”, – считал Александр Суворов. С раннего детства на своей Родине я слушал множество замечательных рассказов о России, о той Великой и Могучей державе. Я хотел жить в России, понимая, что здесь у меня будет больше возможностей […]...