Проделки Воланда и компании в Москве

Изображая проделки Воланда и его слуг – шута Коровьева-Фагота, кота Бегемота, грустного Азазелло, холоднокровной Геллы, Булгаков не ограничивал простор своей фантазии. На этих персонажей ложилась нетрадиционная, с точки зрения христианской системы представлений, функция судей над земной реальностью. Силы “классического” зла в романе способствуют установлению справедливости среди людей и по-своему отстаивают моральный закон, а не создают, как можно бы было предположить, дополнительное зло.

Писатель доказывает, что новый социальный

строй, который сталинская идеология выдавала за реализацию самых сокровенных желаний человечества, хуже, чем мистическое зло из сказок и мифов. Более того “шалости” демонических персонажей рассматриваются писателем как достойная плата тоталитарному режиму, от которого было не скрыться.

Суд Воланда раскрывает ложь и предательство, срывает маски с лицемеров, показывает печальное лицо действительности, одним словом – устанавливает униженную двойной моралью правду и возвращает обесчещенную справедливость. В отличие от своего христианского прообраза, Воланд не стремиться захватить души

людей, он не злой, не лживый, а напротив, представляет собой логичную справедливость и прагматизм, напоминает больше старого аристократа, нежели вселенское зло.

Однако следует обратить внимание на то, что Воланд в романе – не наивысшая инстанция и не единственный властитель мира. Кроме “Царства тьмы” существует “Царство света” – это Иешуа и Левий Матвей. Именно в “Царстве света” решается посмертная судьба Мастера и Маргариты. А Воланд лишь выполняет волю светлых сил.

Таким образом, функция между двумя сферами потусторонних сил в романе разграничивается: если “Царство тьмы” карает, то “Царство света” милует.

Таким образом, Воланд в романе противопоставляется не Богу, а советскому миру “без Бога”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 2.33 out of 5)
Loading...

Проделки Воланда и компании в Москве