ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые называют его романом сатирическим, другие определяют его как роман философский.

Действительно, в романе возникает множество философских проблем: что такое добро и что такое зло, какова природа человека и можно ли ее изменить. Постановка этих проблем способствует напряженной работе мысли читателя.

Одна из главнейших проблем в романе – проблема добра и зла. М. Булгаков показывает, что добро и зло тесно переплелись между собой. Например, Воланд – Сатана, но он отнюдь не сеет разрушение и зло.

Он делает добро: благодаря ему становится возможной встреча пропавшего Мастера с Маргаритой, он восстанавливает сожженную рукопись. Кроме того, Воланд наказывает пороки и восстанавливает справедливость.

Вместе с образом Воланда в роман входит еще одна очень важная философская проблема: что есть человек и может ли измениться его природа? Воланд появляется в Москве 30-х годов для того, чтобы узнать, изменились ли люди за два тысячелетия. И он приходит к выводу, что перемен, в сущности, нет: “Люди как люди. Любят деньги… легкомысленны… милосердие иногда стучится в их сердца.

Обыкновенные люди…” Отсюда следует вывод, что прогресс человечества никак не зависит от социального устройства общества, что люди не стали лучше. И именно потому, что природу человека нельзя изменить вмешательством извне, Воланд занимает позицию наблюдателя, не утверждает царство справедливости на земле, не устраивает революции (хотя и мог бы). Воланд лишь проводит “индивидуальную воспитательную работу” – тем или иным способом предупреждает людей об их дальнейшей судьбе. Люди же по-разному реагируют на предупреждение: Берлиоз не принимает во внимание, а Иван Бездомный в корне меняет свою жизнь.

Значит, человек не только свободен в выборе между добром и злом, но и сам отвечает за свой выбор.

И самое важное в философской проблематике романа – автор пытается постигнуть загадочную суть бытия. Она – в постоянном преображении, в переходе из одного состояния в другое, в переливе материи мироздания. Жизнь и смерть, уничтожение и возрождение – таким представляется бытие у М. Булгакова. Оно не терпит ряженых, но живет превращениями: в соответствии с моментом “исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли.

Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре, а кровь барона Майгеля, наполнившая чашу, давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья”.

Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” останется в истории русской литературы как свидетельство мужества и стойкости его автора, как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри, как гимн творческому человеку – Мастеру, как история неземной любви Маргариты. Этот роман М. Булгакова – неповторимый шедевр русской и мировой литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”