Роль фантастики в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Когда люди совершенно ограблены,
Как мы с тобой, они ищут
Спасения у потусторонней силы.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита
Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим.
В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на
Все они беспрестанно вмешиваются в жизнь людей и за несколько дней успевают взбудоражить целый город. Воланд со своей свитой постоянно устраивают проверку москвичам на честность, Порядочность, силу любви и веры. Эти испытания не выдерживают очень многие, потому что экзамен не из
Да, Воланд – искуситель, но он же и сурово карает “проштрафившихся”: деньги тают, наряды исчезают, остаются обиды и разочарования. Таким образом, Булгаков в романе по-своему интерпретирует образ Сатаны: Воланд, являясь воплощением зла, в то же время выступает Судьей, оценивающим мотивы человеческих действий, их совестью: именно он восстанавливает истину и наказывает во имя ее. Воланд имеет доступ во все три мира, изображенные в романе: свой, потусторонний, фантастический; наш – мир людей, реальности; и мир легендарный, изображенный в романе, написанном Мастером.
На всех планах бытия это темное начало умеет заглянуть в человеческую душу, которая оказывается так несовершенна, что властителю тьмы приходится быть пророком истины.
Еще более удивительно то, что Воланд не только карает “грешников”, но и награждает достойных. Так готовая на бесконечные жертвы во имя истинной любви Маргарита и Мастер получили право на свой собственный рай – покой. Так “прощенный в ночь на воскресенье., жестокий пятый прокуратор Иудеи…
Понтий Пилат” ушел по лунной дорожке, расспрашивая Иешуа, казненного по его воле, о недопонятом, недослышанном, недосказанном.
Сама фантастика в чистом виде не является для М. Булгакова самоцелью, она лишь помогает глубже раскрыть писателю его понимание философских и нравственно-этических проблем. Используя фантастические элементы как средства для раскрытия и более полного освещения замысла, М. Булгаков и нам предлагает поразмыслить о вечных вопросах добра и зла, истины и предназначения человека на земле.
- Роль фантастики в романе “Мастер и Маргарита” Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и […]...
- Тест к роману “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? А. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Б. Евангелие В. “Фауст” Гете 3. Кто входит в свиту Воланда? А. Афраний Б. Азазелло В. […]...
- Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам навязывают образ плохого существа литература, газеты, телевидение. Которое только ищет момент, чтобы напакостить, обмануть, предать и заманить в западню. Существо, которое ничего и никогда не делает просто так, с которым как бы там не было, […]...
- Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” …так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что Вечно хочет зла и вечно Совершает благо. “Фауст” И. Гете. Эпиграфом к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита” являются слова Мефистофеля (дьявола) – одного из персонажей драмы И. Гете “Фауст”. О чем же говорит […]...
- Почему “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова – это “роман в романе”? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) В “Мастере и Маргарите” М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на “московские” и “новозаветные”. Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […]...
- Почему в Москву явился Воланд (Роль потусторонних сил в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Всем хорошо памятно начало романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина”. Вскоре этим двоим, литераторам Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану Бездомному, пришлось встретиться с неизвестным иностранцем, о наружности которого впоследствии были самые противоречивые показания очевидцев. Автор же дает нам его точный […]...
- План к теме: “Вечные” темы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Место романа “Мастер и Маргарита” в жизни и творчестве его автора. Над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […]...
- Проблема счастья в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение писателя. Замысел этой книги возник в 1928 году, а работа над ней начата в 1929. Роман имел варианты названий: “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Гастроль Воланда”. Но первая редакция произведения была уничтожена самим Булгаковым, когда тот узнал, что пьеса “Кабала святош” была запрещена: […]...
- Сочинение Выбор Мастера и Маргариты в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Выбор Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь, рискуя заплатить за это высокую цену […]...
- Библейские образы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Библия принадлежит всем, атеистам и Верующим, равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский Библия, ее легенды и заповеди на протяжении вот уже многих веков являются неиссякаемым источником вдохновения и размышлений многих философов, писателей, художников. Библейские сюжеты лежат в основе огромного множества различных произведений искусства, причем их первоначальная интерпретация находит все новые и новые трактовки, переосмысливается, рассматривается […]...
- Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Над романом “Мастер и Маргарита” М. Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было опубликовано. В романе прослеживаются три главные линии: Москва в 20-30-е годы, религиозная тема и любовь Мастера и Маргариты. Булгаков очень точно показывает Москву в те […]...
- Философия добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Проблема добра и зла является основной в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет по их законам. Поэтому Иешуа предстает перед нами в начале нового времени, а Воланд-каратель – в Москве 30-х гг. Не осталось добрых людей, некому встать […]...
- Комическое и трагическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нужно искать сердцевину, самое глубокое Средоточие человеческого в человеке. М. Булгаков Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое. Однако является ли писатель сатириком в чистом виде? Наверное, нет. Скорее всего, комическое, как и фантастическое, является лишь средством, позволяющим Булгакову точнее и полнее донести […]...
- ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые называют его романом сатирическим, другие определяют его как роман философский. Действительно, в романе возникает множество философских проблем: что такое добро и что такое зло, какова […]...
- Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. В 1937 году М. А. Булгаков решил вернуться к роману “Инженер с копытом”, который стал называться “Мастером и Маргаритой”, нужно было закончить его. Эпиграф из трагедии И. В. Гете “Фауст” говорит о том, что […]...
- Фантастические образы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” “…Так кто ж ты, наконец? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. В. Гете. “Фауст” Роман (бессмертное произведение) Булгакова “Мастер и Маргарита” – это сложное произведение, в котором переплелись мир действительный и мир легенды, фантастические образы романа так же реальны, как и земные герои. Воланд и его свита – […]...
- Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам “роман в романе” и оба они объединены одной идеей – поисками нравственной истины и борьбой за нее. В Новом Завете Библии есть четыре Евангелия, четыре различных варианта осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятую версию, которая […]...
- Почему в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” утверждается, что трусость – один из самых главных человеческих пороков? Трусость и фальшь – отличительный признак слабого характера, который боится и бежит от правды, а в лучшем случае скрывает ее от себя. Р. Ролан План I. Необычность романа “Мастер и Маргарита”. II. Трусость – основа всех человеческих пороков. 1. Воланд приоткрывает “занавес” времени. 2. Мастер – служитель истины. 3. Сила духа странствующего философа. 4. Понтий […]...
- Сочинение на тему: Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита”, бесспорно, является одним из лучших творений М. А. Булгакова – гениального писателя и художника. Многие критики и булгаковеды считают роман в какой-то степени автобиографичным, так как работы Булгакова также как и Мастера, не сразу публиковались и часто подвергались […]...
- В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. Толстой д. Гете Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? а. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина б. Евангелие в. “Фауст” Гете Кто […]...
- Мастер в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – “Мастер и Маргарита”. В романе царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость архитектурного замысла. Перед читателем […]...
- Три мира в романе Булгакова “Мастер и маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мы и не обратили внимания. С числом три мы в нашем мире сталкиваемся неоднократно: это основная категория жизни (рождение – жизнь – смерть), мышления (идея – […]...
- Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии Пилате. 3. Мастер сломан жизнью. III. Гражданская позиция Булгакова. Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в […]...
- Как отразились в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” идеи справедливости и милосердия? В повествовании о жизни Москвы 30-ых годов, которое разворачивается на страницах романа Булгакова “Мастер и Маргарита”, автор говорит о многих волнующих его проблемах. Одними из них становятся идеи справедливости и милосердия. Так, проблема справедливости связана с образом Воланда и его свиты. Современная Булгакову Москва рисуется писателем как воплощение ада на земле, где царят все известные […]...
- Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что любят. Они выигрывают ее, даже умирая… Э. Гольдернесс Любовь, милосердие, прощение, творчество – понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти принципы лежат в основе романа […]...
- “Ведомство тьмы” и “ведомство света” в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”… Эти слова из поэмы Ф. Гете “Фауст”, взятые М. Булгаковым в качестве эпиграфа к первой части его романа “Мастер и Маргарита”, обозначают одну из важнейших тем произведения – противоборства света и тьмы, вечного поединка добра и зла. Данная тема развивается в романе […]...
- Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Наиболее актуальной проблемой в Романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” является тема борьбы добра и зла. Булгаков считал, что в жизни добро больше всего характеризует человека с положительной точки зрения. Под этим автор подразумевает любовь, нравственность, доброту. Именно эти черты и воплощал Иешуа, он был высшим воплощением добра и любви в романе. Что касается зла, […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛЮБВИ (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Темы любви и дружбы очень тесно связаны и перекликаются между собой. Ведь если разобраться, то понятия дружбы и любви заключают в себе много общего. Как мне кажется, дружба – это то чувство или даже душевное состояние, которое объединяет людей и Делает их одним целым. В горе и в радости настоящий друг рядом, он никогда не […]...
- ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как “борьба с чертом”. В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении […]...
- Сочинение-размышление о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” – “лебединая песня” М. А. Булгакова. Он дописывался его слабеющей рукой в 1940 году. Тем не менее первый Роман Булгакова – “Белая гвардия”, написанный в 1924 году и отделенный от последнего эпохой в 16 лет, связан с романом “Мастер и Маргарита” целым блоком тем и проблем: темой семейного очага […]...
- Библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Библия принадлежит всем, атеистам и верующим, равно. Это книга человечества”. “Основная тайна человечества – это “неустроенность человеческого духа”, “непонимание своей души”. Из-за этого “темные движения души”. Ф. М. Достоевский Идеями христианства пронизано творчество многих писателей: Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, Ч. Айтматова, Л. Андреева, М. А. Булгакова. Нельзя понять философию жизни, […]...
- ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман называется “Мастер и Маргарита” – значит, в центре его драматическая история талантливого писателя и его возлюбленной, “тайной жены”. Повествуя о них, писатель пытается ответить на вопрос: что такое любовь? Конечно, не только у Мастера и Маргариты в жизни есть любовные коллизии. Супругу Берлиоза видели […]...
- Жанровые особенности романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из наиболее значительных творений мировой литературы XX в. В этом произведении писатель расширил жанровые границы литературного романа, сумев первым среди многочисленных писателей двадцатого столетия достичь органического соединения исторического, философского и сатирического начал. Другой немаловажной особенностью романа является проведение параллели между двумя мирами – миром Ершалаима и […]...
- Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж – обыватель. […]...
- ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. Булгаков называл свой творческий метод “странным реализмом”. Странность, необычность булгаковского реализма состояла в том, что окружающую действительность он представляет как фантастическую несуразицу, как отклонение от нормы, ставшее нормой. А с другой стороны, то, что обыденному сознанию кажется фантастическим, у М. Булгакова оказывается […]...
- Философская проблематика в одном из произведений русской литературы двадцатого века Блок 32 номер 6 (Философские раздумья о добре и зле в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх. Эти чувства являются проводниками зла. Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой (Коровьевым, Бегемотом, Азазелло). Воланд – князь тьмы, […]...
- Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Добро и зло… На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека. В своем романе М. А. Булгаков показывает читателям […]...
- Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение новаторское и “нестандартное”. Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Так, Булгаков утверждает, что для существования этого мира равно необходимо наличие и Бога, и Дьявола. Поэтому писатель показывает, что все в жизни человека, да […]...
- Смысл эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Эпиграф романа Булгакова “Мастер и Маргарита” взят из поэмы Гете “Фауст” неслучайно. Произведение великого немецкого поэта послужило для Булгакова настоящим источником тем и прототипов главных героев. Основная действующая сила романа – сатана, воплотившийся и приехавший в Москву по неизвестным, как кажется, причинам. Имя сатаны “Воланд” взято из поэмы Гете, где оно упоминается лишь однажды, и […]...
- Добро и зло в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден”. Г. Фрейтаг Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” необычный, он не вписывается в традиционные представления об этом жанре. В нем и фантастика, и яркие реалистические картины московского быта 30-х годов. Этот Роман и лирический, и сатирический, и философский, и психологический, и политический одновременно. Вместе с тем […]...