Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова
Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение новаторское и “нестандартное”. Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Так, Булгаков утверждает, что для существования этого мира равно необходимо наличие и Бога, и Дьявола.
Поэтому писатель показывает, что все в жизни человека, да и сам человек, состоит из двух сторон – темной и светлой, божественной и дьявольской. Пример тому – характеры и судьбы двух главных героев романа – мастера и Маргариты.
В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: “Она была счастлива? Ни одной минуты!”
Но все изменилось в один миг: “Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да
Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной (“тайной женой”), музой, другом, матерью. Все время, пока мастер писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: “Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером
Маргарита говорила, что в романе, созданном мастером, “вся ее жизнь”. И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате – это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты.
Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение настоящего чувства: по мнению писателя, тот, кто любит, всегда является творцом, созидателем Прекрасного в этом мире.
Однако идиллическая картина любви и творчества разрушилась в один миг – тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика “в мир”, попытался предъявить свое творение обществу и людям.
Мгновенно мастер оказался во враждебном и безумном окружении Москвы 30-ых гг. 20 века. Все и все здесь живут по неестественным законам – прямо из своих квартир исчезают люди, в учреждениях царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, приспособленчество, беспринципность и безнравственность в самом широком понимании этих слов.
Моделью этого страшного мира в миниатюре, некой концентрацией всех пороков является в романе литературный мир и его бюрократический “представитель” МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности – не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы.
Все они – Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин – давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе.
Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Однако они “устанавливают правила” и решают, что увидит свет и дойдет до читателя, а что – нет. Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной.
Так, мастер теряет не только свой роман, но и возлюбленную. Это рождает в нем глубокое отчаяние и нежелание жить – герой больше не хочет существовать в мире, где царят “насилие, плохие стихи и социальный заказ”.
И только любовь способна возродить мастера. Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил – Воланда и его свиты. Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве.
Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию.
С помощью Воланда Маргарита вновь воссоединяется с мастером, чтобы уже никогда не разлучаться. Но, кроме этого, героине, превратившейся в ведьму, удается отомстить обидчикам своего возлюбленного: “Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому она стала делать что попало”.
В финале мастер и Маргарита обретают то, чего всегда так жаждали, – они получают вечный покой и возможность быть вместе: “…слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной… А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я”.
Таким образом, роман Булгакова говорит нам о том, что все в жизни, даже любовь и порожденное ею творчество, имеют как темные, так и светлые стороны. Однако они, несомненно, от Бога, и являются вечными ценностями в жизни человека. Даже в самых жутких условиях, в самые страшные времена, только любовь и творчество способны поддержать, придать смысл существованию, сохранить Свет в душе.
Подтверждение тому мы находим в судьбах мастера и Маргариты.