Сочинение-размышление о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” – “лебединая песня” М. А. Булгакова. Он дописывался его слабеющей рукой в 1940 году. Тем не менее первый Роман Булгакова – “Белая гвардия”, написанный в 1924 году и отделенный от последнего эпохой в 16 лет, связан с романом “Мастер и Маргарита” целым блоком тем и проблем: темой семейного очага и любви, темой предательства, проблемой расплаты за вину, темой города; связаны оба произведения и “дьявольщиной”, и использованием библейских мотивов.

Эти вопросы, как

и главный вопрос (“Что есть истина?”), всегда волновали писателя, и он ответил на них в своем последнем романе.

Открывается роман спором между “немцем”, “англичанином”, “французом”, “поляком” Воландом и Берлиозом. Берлиоз, еще не догадываясь о “шестом доказательстве”, пытается убедить оппонента в том, что его, черта, не существует. Спор этот дает толчок важному, длящемуся на протяжении всего романа спору “бытия” и “небытия”.

Воланд, олицетворяющий в романе “бытие”, делает насмешливо-ироничное замечание: “…что же это у вас, чего ни хватишься, ничего

нет” – не только Берлиозу и Поныреву, но и всей Москве, лишенной духовных ценностей и символизирующей “небытие”.

Сам жанр романа в романе служит для сопоставления мира духовного и мира “небытия”. Сцены из московской жизни: танцующие литераторы с говорящими псевдонимами Глухарев, Богохульский, Сладкий в ресторане “Дома Грибоедова”, представление в Варьете, происшествия с дьявольскими деньгами – рисуются при помощи приниженного стиля. Но стоит перелистнуть несколько страниц, и мы увидим: “Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением” – строки, повествующие о самом важном событии в духовной жизни человечества – распятии Иешуа.

Евангельский стиль как бы спорит с разговорным, и спор этот вторит столкновению “бытия” с “небытием”.

Булгаков не предоставляет нам права выбирать, кто прав в этом споре. На балу нечистой силы Воланд показывает неверность “той теории, что при отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие”. Наказание за веру – в самой вере. “…Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!” – восклицает Воланд и делает из черепа своего противника Берлиоза рюмку, отправляя его в небытие.

Наказание за вину лежит в самой вине – одна из идей романа. Предатель, “наушник и шпион” барон Майгель, задачей которого было “подсмотреть все и подслушать все, что можно”, на балу, убит. Его кровь выпита мессиром из чаши-черепа, и душа барона отправилась вслед за обладателем этого черепа.

Иуда, вина которого состояла в том, что он за деньги задал Иисусу провокационный вопрос и, не ведая того, предал Иисуса, в наказание был убит в Гефсиманском саду, причем также по неведомым ему причинам. Но, в отличие от Евангелия, где Иуда совершает “предательское лобзание” и где ему нет прощения, в романе “Мастер и Маргарита” он прощен, ибо он не ведал, что творил.

Предательство совершает еще один герой романа, “сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Он побоялся погубить свою карьеру и отступил перед требованием Синедриона казнить странствующего философа. Понтий Пилат предал свое стремление к истине и был наказан осознанием своей вины и бессмертием, которое он ненавидел.

Однако именно осознание вины, то духовное преображение, которое внес в его жизнь Иешуа и которое символически представлено в виде освобождения от болезни, в конечном итоге позволило ему обрести прощение и “покой”. После освобождения он, не задумываясь, предотвратил бы казнь, будь у него такая возможность.

Мастер и Маргарита, в отличие от Понтия Пилата, изначально не способны на конформизм. За неподчинение окружающему “небытию”, за процесс постижения истины, переродившийся в создание романа, Мастер попадает в клинику Стравинского. “Невидима и свободна!” – первые мысли, которые возникли у Маргариты после того, как она стала ведьмой. В Маргарите и до превращения было что-то от ведьмы – сильное чувство внутренней свободы.

Мир Мастера и Маргариты несовместим с миром “небытия”, поэтому их семейный очаг напоминает островок, который вот-вот будет поглощен окружающей стихией. По мысли автора, только в этих условиях могла родиться истина в душе человека.

Единственный вопрос, не получивший в романе однозначного ответа, – это вопрос Понтия Пилата: “Что есть истина?” Воланд, точно предсказавший судьбу многих героев романа, неопределенно высказался о разговоре прокуратора и Иешуа об истине: “…может быть, они до чего-нибудь договорятся”. Автор не отбирает у читателя права самому выбирать свою истину.

Финал романа печален и грустен. Если в пьесе “Фауст” Гете дает личностям, ищущим истину, надежду на “свет”, то Мастер может рассчитывать только на “покой”. Истоки этого пессимизма – в трагической судьбе М. А. Булгакова, с конца двадцатых годов писавшего только “в стол”, в трагизме XX века вообще.

И все-таки вместе с печалью и грустью после прочтения остается какое-то светлое ощущение. В мире есть истина; ее очень трудно, но возможно постичь. В мире есть “свет”, иначе не было бы тени от шпаги Воланда.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение-размышление о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”