Как отразились в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” идеи справедливости и милосердия?
В повествовании о жизни Москвы 30-ых годов, которое разворачивается на страницах романа Булгакова “Мастер и Маргарита”, автор говорит о многих волнующих его проблемах. Одними из них становятся идеи справедливости и милосердия.
Так, проблема справедливости связана с образом Воланда и его свиты. Современная Булгакову Москва рисуется писателем как воплощение ада на земле, где царят все известные человечеству пороки. Появление в этом безумном мире Воланда с его свитой воспринимается как естественное явление: если жизнь превратилась
“Дьяволиада” в романе Булгакова получает интересную трактовку: если в жизни нет сил, способных восстановить справедливость, если закон безмолвствует и молчит добро, то восстановление миропорядка готовы выполнить силы зла.
Именно они выступают как судьи, несущие справедливое возмездие каждому по его заслугам: наказан за взяточничество Никонор Ивантоич Босой, за ложь – Варенуха, за безделье и разврат – Степа Лиходеев, за доносы – барон Майгель, за бюрократизм – заведующий филиалом, за жульничество – буфетчик, за плохие и бездарные стихи
То, что не могут сделать силы Света, – выполнить карательную функцию – сделали силы Тьмы, руководствуясь при этом добродетельными и даже назидательными целями.
Идея милосердия связана в романе с образом Маргариты. Именно эта женщина, далеко не святая, продавшая свою душу дьяволу, внезапно проявляет милосердие. Будучи королевой бала Сатаны и имеющая возможность попросить у Воланда выполнения ее заветного желания, Маргарита высказывает неожиданную просьбу.
Конечно, ее самой большой мечтой было воссоединение с Мастером. Однако на балу эта женщина увидела человека, который, по ее мнению, больше нуждался в помощи, чем она сама. Эта была несчастная Фрида, задушившая платком своего ребенка.
Королева бала просит, чтобы женщина получила прощения. И Фрида его получает.
Что позволило Маргарите принять именно такое решение? Милосердное сердце или женская природа, которая интуитивно подсказала этой героине, что муки матери – самые страшные муки на свете? В любом случае, Маргарита сделала свой выбор, который внушает уважение и восхищение к этой женщине.
Таким образом, в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” свою оригинальную трактовку получают “вечные” идеи справедливости и милосердия, связанные в романе с образами Воланда и Маргариты.
- Идея справедливости и ее воплощение в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – одно из самых значимых философских произведений 20 века. В нем перед читателем предстает множество сложнейших вопросов, одним из которых является проблема справедливости. Стоит отметить, что этот вопрос в романе решается оригинально, нестандартно, необычно. У Булгакова носителями справедливости являются не кто иной, как Дьявол и его свита. Недаром эпиграфом, […]...
- Тест к роману “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? А. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Б. Евангелие В. “Фауст” Гете 3. Кто входит в свиту Воланда? А. Афраний Б. Азазелло В. […]...
- Тема добра и милосердия в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в “Независимой газете” (15 февраля 1995г.) “Месяц – в Освенциме, месяц – в Майданеке”, посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. “Листы скорби” – так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений, полученных […]...
- Тема милосердия по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Что значит милосердие? Милосердие-это сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность оказать помощь и поддержать. Тема милосердия в романе наиболее ярко представлена через образ Маргариты. Героиня помогает окружающим ее персонажам не ради корысти, а именно ради благородной цели. Это характеризует Маргариту как истинно сострадающего, доброго и любящего персонажа. Маргарита – одна из немногих персонажей романа, […]...
- Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам навязывают образ плохого существа литература, газеты, телевидение. Которое только ищет момент, чтобы напакостить, обмануть, предать и заманить в западню. Существо, которое ничего и никогда не делает просто так, с которым как бы там не было, […]...
- В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. Толстой д. Гете Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? а. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина б. Евангелие в. “Фауст” Гете Кто […]...
- Проблемы и идеи романа “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение фантастического реализма, ведущего традицию от Гете, Гофмана, Гоголя, Вельтмана. Реалистическое изображение действительности сочетается с фантасмагорией, дьяволиадой; сатира переплетается с глубоким психологизмом и лирической эмоциональной тональностью. В романе события разворачиваются в трех философско-временных планах: реальное настоящее – это сатирическое изображение нравов и обычаев Москвы 1920-1930-х гг. и драматическая повесть о любви […]...
- Роль фантастики в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром […]...
- ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые называют его романом сатирическим, другие определяют его как роман философский. Действительно, в романе возникает множество философских проблем: что такое добро и что такое зло, какова […]...
- Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. В 1937 году М. А. Булгаков решил вернуться к роману “Инженер с копытом”, который стал называться “Мастером и Маргаритой”, нужно было закончить его. Эпиграф из трагедии И. В. Гете “Фауст” говорит о том, что […]...
- Судьба художника в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: “Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе “Мастер и Маргарита”, пока ни одному критику не удалось – у каждого критика – “свой” Булгаков, как и каждого читателя”. Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в […]...
- Сочинение на тему: Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита”, бесспорно, является одним из лучших творений М. А. Булгакова – гениального писателя и художника. Многие критики и булгаковеды считают роман в какой-то степени автобиографичным, так как работы Булгакова также как и Мастера, не сразу публиковались и часто подвергались […]...
- Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж – обыватель. […]...
- Тема прощения в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Прощение или прощание? Последний закатный роман” (М. А. Булгаков). (Тема прощения в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему […]...
- ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как “борьба с чертом”. В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении […]...
- Сочинение на тему: Художественное мастерство Булгакова в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Художественное мастерство Булгакова Роман “Мастер и Маргарита” Булгаков начал писать в конце 1920-х годов и продолжал работать над ним до конца своей жизни. В сюжете произведения переплетаются два мира: древний Ершалаим и современная Москва. В первом развертывается сюжет о Христе и прокураторе Пилате, а во втором история Мастера и Маргариты. О том времени, в котором […]...
- Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение новаторское и “нестандартное”. Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Так, Булгаков утверждает, что для существования этого мира равно необходимо наличие и Бога, и Дьявола. Поэтому писатель показывает, что все в жизни человека, да […]...
- Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” (№2) 1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? Эпиграф романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” – взят из “Фауста” Гете. Он показывает роль Воланда в философской системе романа. Воланд наказывает тех, кто заслужил наказание за свои проступки. […]...
- Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” …так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что Вечно хочет зла и вечно Совершает благо. “Фауст” И. Гете. Эпиграфом к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита” являются слова Мефистофеля (дьявола) – одного из персонажей драмы И. Гете “Фауст”. О чем же говорит […]...
- Воланд и его свита в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” В романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой, на действиях которой основан сюжет московской истории в произведении. Как на страницах романа появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы. Они, сидя на скамейке, судят Христа и […]...
- Смысл эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Эпиграф романа Булгакова “Мастер и Маргарита” взят из поэмы Гете “Фауст” неслучайно. Произведение великого немецкого поэта послужило для Булгакова настоящим источником тем и прототипов главных героев. Основная действующая сила романа – сатана, воплотившийся и приехавший в Москву по неизвестным, как кажется, причинам. Имя сатаны “Воланд” взято из поэмы Гете, где оно упоминается лишь однажды, и […]...
- Тема любви в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы так или иначе не освятить бессмертную тему любви. Писатели по-разному видели это чувство. Для одних оно было проклятием, для других – благословением, для третьих – патриотизмом, для четвертых – материнством… Но так или иначе, никто не отказывал своим героям в счастье любви. Известно, […]...
- Комическое и трагическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нужно искать сердцевину, самое глубокое Средоточие человеческого в человеке. М. Булгаков Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое. Однако является ли писатель сатириком в чистом виде? Наверное, нет. Скорее всего, комическое, как и фантастическое, является лишь средством, позволяющим Булгакову точнее и полнее донести […]...
- Сочинение Концепция личности в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Trong>Концепция личности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них – Роман “Мастер и Маргарита”, написанный в 1928-1940 годах. Центральный образ в романе – образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, […]...
- ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман называется “Мастер и Маргарита” – значит, в центре его драматическая история талантливого писателя и его возлюбленной, “тайной жены”. Повествуя о них, писатель пытается ответить на вопрос: что такое любовь? Конечно, не только у Мастера и Маргариты в жизни есть любовные коллизии. Супругу Берлиоза видели […]...
- Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии Пилате. 3. Мастер сломан жизнью. III. Гражданская позиция Булгакова. Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в […]...
- Проблема счастья в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение писателя. Замысел этой книги возник в 1928 году, а работа над ней начата в 1929. Роман имел варианты названий: “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Гастроль Воланда”. Но первая редакция произведения была уничтожена самим Булгаковым, когда тот узнал, что пьеса “Кабала святош” была запрещена: […]...
- Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как “борьба с чертом”. В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада – места его обитания. Сам автор говорил о романе “Мастер и […]...
- Сочинение-размышление о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” – “лебединая песня” М. А. Булгакова. Он дописывался его слабеющей рукой в 1940 году. Тем не менее первый Роман Булгакова – “Белая гвардия”, написанный в 1924 году и отделенный от последнего эпохой в 16 лет, связан с романом “Мастер и Маргарита” целым блоком тем и проблем: темой семейного очага […]...
- Любовь в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова Роман “Мастер и Маргарита” посвящен истории мастера – творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать “настоящую, верную, вечную любовь”. Любовь мастера и Маргариты была именно такой. Что значит, по М. Булгакову, “настоящая любовь”? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным […]...
- Как в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” доказано утверждение: “трусость – самый страшный порок”? Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция […]...
- Почему “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова – это “роман в романе”? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) В “Мастере и Маргарите” М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на “московские” и “новозаветные”. Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […]...
- Сочинение на тему: “Образ Иешуа в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова” Традиционные, канонические представления об Иисусе Христе, как об идеале нравственного совершенства, несколько отличаются от образа, созданного М. БулгаковЫм. А. И. Немцев сказал об этом так: “Иешуа – это авторское воплощение… положительного человека, к которому направлены стремления героев романа”. В романе Иешуа – обыкновенный человек: “Он не аскет, не пустынножитель, не отшельник, не окружен он аурой […]...
- Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков является гениальным писателем, создавшим много уникальных произведений, одним из которых является роман “Мастер и Маргарита”. В этой книге по принципу антитезы рассматривается проблема Добра и Зла, так или иначе связанная со всеми образами романа, особенно с образом Воланда и его свиты. Воланду, персонажу-символу, Булгаков придавал особое значение. Ведь именно с “Князем тьмы” связан […]...
- Мастер в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – “Мастер и Маргарита”. В романе царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость архитектурного замысла. Перед читателем […]...
- Проблема художника и власти в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Глубокая и твердая гражданская позиция всегда отличала русского писателя от писателя любой другой части суши. Так, невозможно представить А. С. Пушкина в отрыве от его гражданской лирики. Знаменитая фраза Н. А. Некрасова “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” навсегда определила основную черту русской прозы – гражданственность и патриотичность. Именно поэтому вопрос взаимоотношений […]...
- Тема добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Я – часть той силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает благо… В. Гете. Фауст Вопрос о том, что такое добро и зло, откуда они берутся, принадлежит к категории самых сложных, над которыми человечество бьется уже не одну сотню лет. Любые попытки ответов влекут за собой целую сеть дополнительных вопросов, опутывающую человеческое сознание, но […]...
- Философия добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Проблема добра и зла является основной в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет по их законам. Поэтому Иешуа предстает перед нами в начале нового времени, а Воланд-каратель – в Москве 30-х гг. Не осталось добрых людей, некому встать […]...
- Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что любят. Они выигрывают ее, даже умирая… Э. Гольдернесс Любовь, милосердие, прощение, творчество – понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти принципы лежат в основе романа […]...
- ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и […]...