Сатирические мотивы в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”
“Мастер и Маргарита” – сложное и многоплановое произведение. Прежде чем начать рассуждения по теме, хочу отметить, что критика неоднократно отмечала “избыточную субъективность” булгаковского взгляда на современную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа. Например, Константин Симонов писал: “При чтении “Мастера и Маргариты” людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная
Напомню, что Симонов одним из первых взялся “расчищать” дорогу для романа Булгакова “Мастер и Маргарита”, когда его замалчивали.
Я считаю, что критика романа довольно огульная, потому что другой Москвы, другой такой среды, на фоне которой можно было бы, как говорится, развернуться с булгаковскими задачами, просто не существовало в природе. И я считаю, что как раз в этом выразилась гармоничность взгляда писателя на действительность.
Итак, сатирические мотивы в романе преобладают. По значимости вреда
Поэт Бездомный быстренько написал поэму, но она не удовлетворила Берлиоза, потому что “Иисуса очень черными красками” изобразил. И Берлиоз объяснил поэту, как надо переделать поэму. Главной мыслью, по убеждению Берлиоза, должна стать мысль о том, что Христа вообще не было.
Перед нами предстают с одной стороны – чиновник от литературы, наносящий обществу моральный и нравственный вред, превращающий искусство в заказное и тем калечащий вкус читателя. А с другой – литератор поставлен в такие условия, что вместо одухотворенных духовных поисков занимается подтасовкой, искажениями в литературной работе ради корыстных целей. Общество в равной степени страдает от обоих. В ассоциации творились темные дела: материальные блага распределялись не по таланту, а по знакомству.
Дачи получали генералы от литературы и т. д. Досталось и дельцу от театральной жизни Римскому. Этот сатирический герой больше всего на свете боялся ответственности, но появление Воланда заставило и его испить свою горькую чашу. Воланд такое натворил в театре Варьете, что перепутал все их финансовые дела.
Сатиричен образ Арчибальда Арчибальдовича, директора писательского ресторана, который являлся его вотчиной. Явная сатира ощущается в описании дома Грибоедова, где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ. Автор как бы намекает, что в доме великого гражданина России в настоящее время процветают недостойные люди, и хозяином стал вышеупомянутый Берлиоз. Эти люди даже Дом просто называли “Грибоедов”, ибо они не знают никаких нравственных рамок, за которые простому человеку выходить стыдно, а писателю подавно.
Двери были увешаны табличками типа “Рыбно-дачная секция”. Булгаков изображает и поведение писателей: “Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий? – Что за вопрос, конечно здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки и натюрель.
Виртуозная штучка!” Это говорит поэт. Ясно, что, кроме изысканной пищи, в литературном доме его ничего не интересует.
Писатель критикует творческих работников, ничего не дающих обществу, а только тянущих из него блага, изображает их циниками. И все это происходит в доме Грибоедова, автора знаменитой пьесы “Горе от ума”, где он высмеивает паразитизм и безнравственность общества.
Булгаков-сатирик критикует интеллигенцию, которая трудится в разных сферах. Он выводит на чистую воду профессора, подзабывшего Гиппократову клятву, и специалиста “по разоблачению ценностей”.
Не забыты и мелкие мошенники, такие, как буфетчик с “рыбкой второй свежести” и золотыми десятками в тайниках.
В том, что Мастер в романе Булгакова не смог одержать победу, – серьезное заболевание общества.
Победить такое количество негативных явлений нескольким людям не под силу. И в этом я вижу главный смысл сатирических образов в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.