Проблема Добра и Зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Творческий путь М. А. Булгакова (1891 — 1940) проходил в непростые для России годы. Это были годы великих перемен — социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был художником, остро осознающим свою ответственность за «весь распорядок жизни на земле». В своих произведениях он стремился поднять проблемы общечеловеческие, проблемы нравственные.
В последнем своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков сумел подняться на новую художественную высоту в изображении проблем современности.
Борьба Добра и Зла — одна из основных тем
Этим Булгаков подчеркивает актуальность проблемы в наши дни.
Иешуа Га-Ноцри — обычный человек, довольно слабый физически. Вместе с тем, это индивидуальность, человек высокого
Он уверен в возможности человека изменить себя к лучшему, а следовательно, изменить к лучшему окружающий мир.
С точки зрения Булгакова, добро обретает свою истинную силу лишь при соблюдении некоторых условий. И условия эти нелегки.
Во-первых, добро не может опираться на насилие, ведь насилие — это обычный инструмент зла.
Добро располагает собственным оружием: доброжелательностью, готовностью и желанием понять другого. За этим идут искренность, участие, отзывчивость, гибкость… Воспитать в себе эти качества — значит сделать первый шаг к добру.
Во-вторых, добро — это самобытность мысли, широта культурного кругозора. В-третьих, добро — это труд и творчество, обращенные на благо людей. И, наконец, это величайшая нравственная стойкость, твердость в защите своей идеи, самоотверженность, воля.
Только все это, вместе взятое, есть оружие добра. Поэтому добрым быть очень трудно. Добро легко заменить подделкой, что нередко и происходит. Но если оно все же есть в человеческой личности — оно всесильно.
Ведь Иешуа — «бродяга», «слабый человек» — сумел перевернуть жизнь Пилата, «всемогущего правителя», прокуратора Иудеи. Он оказал воздействие и на других людей, с которыми встречался (в романе упоминаются Иуда из Кириафа, Левий Матвей).
Зло, по мнению Булгакова, — это темные стихийные страсти, не вытесненные и не усмиренные человеческим началом. Зло — это проявление дочеловеческих атавизмов. Поэтому в определение «человека» зло Булгаковым не включается. Человек начинается там, где кончается зло.
В романе Булгакова зло воплощается в образах «нечистой силы» (Воланд и его свита) и в ее «достижениях» (бал у Сатаны). В соответствии с философским замыслом романа автор идет дальше, показывая глубинный источник зла. Зло — это доисторический хаос первородного космоса.
Добро — это обретенная миллионами лет развития способность человека познать себя и управлять собой.
Булгаков считал проблему Добра и Зла особенно важной. Ведь современная ему жизнь стала одним из важнейших и острейших моментов во всемирной истории человечества. С точки зрения масштабности перемен в обществе современному человеку жить трудно.
Но тысячелетия истории не должны пройти для него даром. У человека сегодняшнего есть великое благо — сознание, знание, исторический опыт, память. И, по мнению Булгакова, человек обязан продолжить традицию очеловечивания стихийных сил в себе и в окружающем мире.
Вот почему Добро должно в конечном счете победить Зло.