Как решается в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” проблема воздаяния за добро и зло?
В чем состоит художественное своеобразие романа М. Булгакова “Белая гвардия”?
Художественное своеобразие романа “Белая гвардия” состоит в сочетании исторического и автобиографического начал, семейного романа и исторической хроники; сочетании разных планов – обобщения и детализации; символика образов Дома и Города; летописное начало; сквозные библейские мотивы; многозначность мотивов метели, вьюги; символика детали – лампа под абажуром, кремовые шторы; лейтмотивы.
В чем заключается смысл эпиграфа к роману
Эпиграф романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” – взят из “Фауста” Гете. Он показывает роль Воланда в философской системе романа. Воланд наказывает тех, кто заслужил наказание за свои проступки.
Только суду дьявола и может быть отдана та система, которая не подчиняется нравственному (божьему) суду. Будучи злой силой, Воланд объективно творит добро.
Каковы особенности композиции романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”?
Роман “Мастер и Маргарита” – роман в романе. В роман М. Булгакова вписан роман об Иешуа и Пилате, написанный Мастером. События разворачиваются в трех пространственно-временных планах. Настоящее время действия – четыре дня Страстной недели 1929 года в Москве.
Здесь даны как драматические эпизоды творчества и любви Мастера и Маргариты, так и сатирические сцены московской жизни. Историческое, библейское время включает события, происходящие в Ершалаиме: допрос Пилатом Иешуа, суд и казнь Иешуа. Фантастический план раздвигает время и пространство в бесконечность; сюда включаются похождения Воланда и его свиты в Москве и уход в бесконечность героев романа.
Во всех трех мирах существуют похожие по функциям герои и события.
С чем связана сатирическая линия романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”?
Сатирический план романа связан с изображением Москвы конца 1920-х – начала 30-х годов. Писатель выставляет напоказ бюрократизм, жадность, пошлость, воровство москвичей, давая их в гротескном виде (костюм, подписывающий бумаги без хозяина; учреждение, поющее хором; МАССОЛИТ, ставший кормушкой для пронырливых бездарностей и т. д.). Сатира почти везде связана с действиями Воланда и его свиты, разоблачающих недостатки и в людях, и в государстве.
Как решается в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” проблема воздаяния за добро и зло?
М. Булгаков не видел в современной ему действительности силы, которая наказала бы зло и вознаградила добродетель. Поэтому функцию воздаяния он возлагает на нереальную дьявольскую силу – Воланда. Воланд воздает по заслугам и преступлениям.
Берлиоз наказан отрезанием головы, Иван Бездомный – сумасшествием, Пилат – бессмертием, что страшнее смерти.
Каков нравственно-философский смысл сцены разговора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”?
Разговор Иешуа и Пилата предстает как драма идей. Иешуа – физически слабый, но внутренне свободный человек, убежденный в идее добра. Всадник Золотое Копье Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи,- лично храбрый воин. Но он испытывает страх перед властью.
Духовно несвободный, он оказывается трусом перед кесарем. М. Булгаков самым страшным человеческим пороком считал именно трусость, из которой вырастает предательство, убийство.
В чем сила и в чем слабость проповеди Иешуа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”?
Сила проповеди Иешуа – в убежденности в существовании идеала. Иешуа выступает как выразитель чистой идеи добра и веры. Но его проповедь не подкреплена конкретным действием.
Идея добра оказывается слабой в житейской практике.
Почему Мастер награжден покоем, а не светом как высшей наградой?
Мастер награжден не светом (ибо он не святой), а покоем, тем, что так важно для творчества и чего ему все время не хватало в жизни. М. Булгаков следует мировой традиции, рассматривающей покой как одну из высших человеческих ценностей.