Образ характер и характеристика Воланда по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

На первый взгляд, роль Воланда в сюжетной линии романа не кажется очень значительной. Влияние на события его свиты более очевидно. Именно действия Коровьева и Бегемота, а отчасти и Азазелло, являются тем приемом, который позволяет автору обратить внимание читателей на пороки людей и общества – очковтирательство чиновников, состояние системы общественного питания и даже обыкновенное бытовое хамство.

Они с блестящим чувством юмора наказывают и буфетчика Варьете, предлагающего посетителям продукты “второй свежести”, и Варенуху,

отучая его лгать и хамить хотя бы по телефону, и работников зрелищного филиала, не осмеливающихся отказаться от участия в многочисленных кружках и секциях, которые организует руководство, и всех членов МАССОЛИТа, которых лишили входа в “Грибоедов”, и многих других.

Даже во время “сеанса черной магии с ее разоблачением” в Варьете Воланд в основном сидит в кресле и сам с собой обсуждает москвичей, пришедших посмотреть на “иностранного артиста”. А всю работу выполняют Бегемот, Коровьев и Гелла.

Возможно, образ Воланда – это всего лишь ошибка Булгакова, персонаж, которого могло бы не быть?

На самом деле это далеко не так. Ведь помощники сатаны наделены только правом на разоблачение и наказание того самого “бытового” зла.

Они – часть сатирического пласта романа. Сам же Воланд занимается другим. Он наказывает те пороки людей, которые не видны на первый взгляд – такие, как отсутствие веры, из-за которого погиб Берлиоз.

Кроме того, он наделен правом не только казнить, но и награждать.

Каким предстает Воланд перед нами впервые? Еще не приступив к описанию этого персонажа, Булгаков предупреждает: “впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека”. На самом же деле ни одна из этих сводок не оказалась верной: возможно, каждый видел сатану по-своему. Перед Берлиозом он предстает очень высоким приезжим профессором “в сером костюме и заграничных, в цвет костюма, туфлях”. “Правый глаз у него черный, левый почему-то зеленый” – таким видят Воланда люди, гуляющие на Патриарших прудах.

Этот странный иностранец сразу же начинает говорить вещи, от которых председатель правления МАССОЛИТа смутился, а поэт Иван Бездомный сошел с ума. Так, он упоминает о том, что беседовал за завтраком с Кантом, философом, умершим “с лишним сто лет” назад. Кроме того, “заграничный чудак” заявляет Берлиозу, что он “внезапно смертен”, и его предсказание немедленно сбывается на глазах у Бездомного.

Во время пресловутого представления в Варьете зрители видят его также элегантным иностранцем. Сам же Воланд видит их такими, какие они есть. В его уста Булгаков вкладывает свое мнение о жителях Москвы: “…легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их… “

Перед Маргаритой же Воланд предстает совершенно другим: усталый, с больным коленом, одетый в ночную рубашку. Однако для нее внешность не важна: эта мудрая женщина сразу определяет сущность Воланда, и она понятна по его глазам: “правый с золотой искрой, сверлящей любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней”. Как и Мастер, она сразу догадывается, с кем имеет дело.

Главные герои романа, Мастер и Маргарита, являются единственными, кого Воланд не наказал, а наградил. Однако ради этого героине пришлось выдержать серьезные испытания: совершив грехопадение, сохранить гордость, дав обещание, не отказаться от него, даже жертвуя собой. Она с честью выдержала все и получила награду.

Желание Воланда “обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели”, чтобы к нему не проникало милосердие, – это не отказ от своего обещания, а выражение восхищения силой и гордостью этой женщины.

Мастера же сатана вознаграждает без испытаний – только за роман, написанный им, и за страдания, перенесенные из-за этого романа. Он же возвращает Мастеру сожженный роман, убеждая его в том, что “рукописи не горят”.

Являются ли булгаковский сатана и его свита воплощением зла? Возможно и так: стоит только вспомнить, что Коровьев и Бегемот сожгли “Грибоедов”, а Азазелло превратил в вампира Варенуху. Однако это всего лишь мелкое бытовое зло, которое является для людей наказанием. В отличие от них Воланд способен осудить человека на смерть.

Однако в самом ли деле смерть Берлиоза – зло? Нет, это также наказание, однако за гораздо более тяжкий грех. Редактор журнала не верил в Бога, причем это было даже не его собственным убеждением, а требованием, которое предъявляла к нему официальная идеология. Он пострадал именно из-за этого.

И такое наказание не было чрезмерно жестоким: неверие Берлиоза было слишком глубоким. Он спорил с Воландом, не признавая того, что казалось очевидным, и самого сатану “едва не свел с ума, доказывая ему, что его не существует”.

Таким образом, булгаковский Воланд, как и его помощники, не является носителем зла. Он не представитель противостоящей Богу силы, а, скорее, его помощник, выполняющий грязную работу. Добро, воплощением которого являются Мастер и Иешуа Га-Ноцри, изображено автором слабым и беззащитным. Роль Воланда и его свиты – ограждать силы добра от зла.

Таким образом эти персонажи вершат на земле справедливость. Воланд является в романе символом воздаяния по заслугам. Иногда это воздаяние кажется чересчур жестоким, но оно остается справедливым. Так, Берлиоза и Ивана Бездомного он наказал за одну и ту же провинность – за неверие.

Однако первый был убит, так как уже не мог измениться. Второй же получил шанс поверить в Бога и остался жив.

Справедливость – вот третья философская категория, которую Булгаков ставит на один уровень с понятиями “добро” и “зло”. Она является средством, с помощью которого можно провести четкую границу между ними. И, как Иешуа Га-Ноцри и Мастер являются воплощением добра, а первосвященник Каифа, Иуда, Алоизий Могарыч – зла, так Во-ланд воплощает собой высшую справедливость.

М. А. Булгаков в изложении для школьников: Мастер и Маргарита. – М.: АСТ, 2005.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ характер и характеристика Воланда по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)