Характер Воланд и его свита по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)
Воланд является центральным персонажем романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Это дьявол, который явился в земной мир в “час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах”. Он собирается справить “великий бал сатаны” в Москве.
Этот бал повлечет за собой ряд необычайных событий, которые смутят покой города и доставят много беспокойства его жителям.
В процессе создания произведения Булгаков отводил характеристике Воланда ключевую роль.
Именно он был в основе художественного замысла, но после сюжет претерпел
Первоначально роман должен был повествовать о дьяволе. В ранних редакциях романа Булгаков называл своего героя Азазелом и герром Фаландом. В рукописях встречаются разные названия романа: “Черный маг”, “Консультант с копытом”, “Копыто инженера”, “Сатана”, “Великий канцлер”, “Черный богослов”, “Князь тьмы” и др.
Однако в ходе написания произведения его тема расширялась, более полно раскрылась “античная” линия, наряду с другими героями появились Мастер и Маргарита. Постепенно другие герои оттеснили Воланда с главных ролей, и он перешел на третьи позиции.
Однако Воланд присутствует в большинстве глав произведения, тогда как таким героям, как Мастер и Иешуа отводится всего несколько глав.
Свое имя герой получил благодаря “Фаусту” Гете, где в сцене “Вальпургиева ночь” Мефистофель восклицал: “Plate! Junker Voland kommt”, что означало: “Дорогу! – черт идет!” Особенности образа Булгаковым были почерпнуты в книге М. Н. Орлова “История сношений человека с дьяволом”, кроме того, автор использовал статьи о сатане и о демонологии из “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона. Автор использовал в изображении дьявола как традиционные атрибуты и портретные описания, принадлежащие этому персонажу, среди которых хромота, кривой рот, косоглазие, черные брови, трость, украшенная набалдашником с изображением головы пуделя, лихо заломленный на ухо берет, так и оригинальные черты, свойственные только булгаковскому герою.
Причем согласно исследованиям, с каждой редакцией характер Воланда приобретал все больше отличий от традиционного героя. Если “ранний” сатана сам совершал святотатства и от других требовал подобных действий, то в окончательном варианте произведения этих моментов уже нет. В соответствии с традиционным представлением о дьяволе, его действия направлены на провокацию всего темного, что таится в душе человека. Это делается для того, чтобы исследовать душу людей и посмотреть, каковы они на самом деле.
Именно такой провокацией стал сеанс черной магии в театре-варьете, который продемонстрировал, что в зрителях присутствуют как дурные черты, такие, как алчность, так и хорошие – милосердие. Причем, наличие положительных качеств в людях не уязвило Воланда.
Воланд не является у Булгакова богоборцем и врагом человеческого рода. Более того, он не “отец лжи”, напротив, он причастен к истине. Этот герой различает добро и зло, тогда как в традиционном образе сатаны такие понятия отсутствуют.
В романе Воланд наказывает людей за то зло, которое они совершают. Персонаж не возводит ни на кого клевету, но сам карает доносчиков и клеветников.
Воланд Булгакова даже не пытается заполучить души людей, души Мастера и Маргариты ему тоже не нужны, в их судьбах он принимает участие бескорыстно. Воланд как дьявол должен быть силой, разъединяющей людей, но в романе он поступает противоположным образом: соединяет Мастера и Маргариту и дает им “вечный приют”.
Булгаков объясняет такое поведение дьявола в эпиграфе: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Эта фраза взята из “Фауста” Гете.
Философско-религиозная основа образа Воланда была позаимствована из дуалистического учения манихейцев, где действия Бога и дьявола осуществляются параллельно друг другу, как сказано в романе – каждый главенствует в своем ведомстве. Богу открыты высшие сферы, дьяволу же дано распоряжаться на земле и вершить там справедливый суд. Так, Воланд видит на глобусе все, что происходит в мире. Интересно, что в ранней редакции произведения судьба Мастера и Маргариты должна была решиться не волей Воланда, а поступить к нему в виде приказа, принесенного “неизвестным вестником”.
В последней версии романа просьбу наградить Мастера и Маргариту покоем передает Левий Матвей. Так стали равноправными два мира: мир света и мир тени.