Роль сатирических образов по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)



Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – один из самых известных в русской литературе и интересен как смысловой составляющей, так и композицией. Произведение основывают три сюжетные линии: любовная, историческая и сатирическая. Все они образуют единое целое и отражают идею поиска и борьбы за нее.

Появление Воланда со своей свитой оказывается потрясением для московской общественности.

Деяниями Сатаны Булгаков срывает маски с нечестивых жителей города. Об этом свидетельствует большое количество сатирических образов, в

совокупности составляющих повседневную действительность жизни.

Отсутствие духовности характеризует их с негативной стороны, представляя в виде “стада”, общественной массы.

Тонкое сочетание гротеска и фантастики – средство обнажить истинные лица московских обывателей. С первых страниц романа читатель знакомится с Михаилом Афанасьевичем Берлиозом, возглавляющим МАССОЛИТ. Он – “литературный” чиновник, который превращает искусство в товар, калечащий духовный мир людей.

Берлиоз, как и большинство москвичей, не верит в Бога, и оказывается за это наказан (“И христиане, не выдумав

ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых”).

Автор обращает внимание читателя на обстановку в “Грибоедове”. Истинный талант подвергается жесткой и несправедливой критике и отвергается (ситуация Мастера – тому свидетельство), ценится лишь литераторы, готовые писать по заказу редактора что угодно. Материальным воплощением их “таланта” был “членский массолитский билет, коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой” – путь обретения благ, предоставляемых МАССОЛИТом. “Писателей” в литературном доме не интересует ничего, кроме “порционных судачков” и “натюрели”. Так, с помощью приема сатиры автор подвергает критике таких творческих работников, бесполезных для мира искусства.

Их цинизм и аморальность является непреодолимым препятствием для людей, преданных своему делу, как Мастер.

Объектом сатиры являются также и второстепенные персонажи, такие, как Лиходеев, Варенуха, Римский. Их образы – олицетворение человеческих пороков: пьянства, разврата, лжи, мошенничества, жажды денег. Почти неуловимые на первый взгляд, эти качества проявляются при нарушении привычного образа жизни.

Персонажей, увядших в своих грехах, сложно поразить, и их безверие Воланд опровергает, а преступления наказывает. Герои испытывают потрясение, поскольку происходящие с ними события неподвластны им: “Да нет, чепуха, чепуха!”, “Этого не может быть!”, “Что же это такое?!”

Таким образом, москвичи, “спеленутые, безглазые и безгласые”, оказались духовно мертвыми, неспособными противостоять искушениям Сатаны. Сатира М. А. Булгакова, тесно связанная с нравственными проблемами, поднимаемыми в романе, выражает общий взгляд на человека, отражает его вечные пороки. Автор выражает надежду на исправление людей, показывает, что самосовершенствование начинается с духовного мира каждого.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Роль сатирических образов по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)