История создания и тема по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)



Над своим последним романом Михаил Афанасьевич Булгаков работал ни много ни мало почти двенадцать лет. Примечательно, что в процессе работы он неоднократно менял название романа: например, один из законченных вариантов назывался “Великий канцлер”, другой – “Князь тьмы”. В этих случаях имелся в виду, конечно, дьявол, прибывший в Москву под именем Воланда. Были и другие названия.

В кругу близких Булгаков всегда именовал этот свой роман не иначе как “роман о дьяволе”.

Даже в письме Сталину он упоминал о том, что сжег черновик

романа о дьяволе.

Все-таки в окончательном варианте роман был назван “Мастер и Маргарита”. По-видимому, смысловые акценты со временем сместились и в понимании самого автора. Всесилие дьявола, прибывшего в реальный мир, скорее всего, показалось Булгакову менее значительным перед лицом величия человека-творца, которого создатель романа даже не наделил ни именем, ни фамилией, а лишь титулом – Мастер; перед великой любовью Мастера и Маргариты, которая оказалась сильнее самых неблагоприятных обстоятельств действительности, сильнее безумия и самой смерти.

До сих пор литературоведы спорят о

том, кто все-таки является главным героем романа: Мастер, Воланд, Иешуа Га-Ноцри или даже поэт Иван Бездомный? Из перечисленных персонажей именно Иван Бездомный появляется на первой же странице; он первым сталкивается с воздействием дьявольской силы Воланда и его свиты, а затем, по ходу действия, происходит духовное перерождение Ивана. Это довольно весомые аргументы, но, думается, молодой поэт на роль главного героя все-таки не годится.

Если можно так выразиться, – не тот масштаб.

Мессир Воланд является, несомненно, наиболее могущественным действующим лицом романа. Он обладает громадной властью над обитателями реального и загробного миров, и его могущество постоянно подчеркивается членами его свиты. Практически сразу же после его появления жизнь в городе переворачивается с ног на голову, и никто не может ему противостоять, в том числе и люди из “соответствующих органов”.

Воланд способен безоглядно распоряжаться людскими судьбами по своему усмотрению, сделать любого человека несчастным (как того же поэта Бездомного, председателя МАССОЛИТа Берлиоза, конферансье Бенгальского, буфетчика Сокова и многих других) или же счастливым (как Мастера и Маргариту да, пожалуй, еще домработницу Наташу). Но все-таки он – пришелец из иного мира, и его могущество так же фантастично, как и впечатляюще. Он может принять обличье человека, но по сути он – глыба мрака.

Иешуа Га-Ноцри? Именно так зовут в романе Булгакова Иисуса Христа. Казалось бы, рядом с таким действующим лицом все остальные персонажи должны поблекнуть и отойти как минимум на второй план.

Но, в отличие от Воланда, Иешуа никак не вмешивается в то, что происходит на страницах романа в Москве, и принимает участие лишь в судьбе Мастера и Маргариты, да и то через своего посланника – евангелиста Левия Матвея.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История создания и тема по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)