Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова
Действие романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” разворачивается вокруг незаурядного события: в Москву прибыл Князь тьмы.
Все пребывание Воланда в Москве, а скорее всего и в мире в целом, есть один сплошной нравственный эксперимент. Недаром этот персонаж впервые появляется перед нами в качестве интуриста и ученого. Действительно, с определенной точки зрения Воланд – исследователь.
Обратимся к самому началу романа. На Патриарших прудах Сатана встречает двух советских граждан и, случайно (случайно ли?) узнав об их атеизме, тут
Но, конечно, самый запоминающийся, на мой взгляд, эксперимент Воланда-мага и разоблачителя. Воланду, как существу, связанному с неким иным миром кроме материального, несомненно были интересны души москвичей и их страсти. Фокус с деньгами показал, как люди алчны и жадны
Любят деньги, но ведь это всегда было”, – Воланд по роду деятельности, должно быть, часто встречается с этим человеческим качеством. Из реакции публики на номер с конферансье Бенгальским демон тоже делает выводы: “Ну, легкомысленны…. ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…”. И конечно, бессмертное: “Квартирный вопрос только испортил их”.
Приглашение Маргариты в качестве королевы бала тоже, на мой взгляд, было нравственным экспериментом. Наверняка Воланд не высказал некие мысли по поводу милосердия, – которое Маргарита назвала легкомыслием, а Воланд – поступком непрактичного человека – кроме того, что ему стоит заткнуть тряпками все щели своей спальни для защиты от этого человеческого качества, противного Воланду как представителю темных сил.
На страницах романа “Мастера и Маргарита” можно встретить немало и других розыгрышей, похожих на эксперименты, и опытов, кажущихся розыгрышами, и это наводит на мысль, что Воланд, таким образом, лишь исполняет обязанность – как выразился сам мессир – своего “ведомства”. Лишь, не оглядываясь на мораль и сантименты, показывает человечеству, каким оно должно быть, или, вернее, не должно быть.
- Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Если попытаться определить одним словом богатство идей и образов романа “Мастер и Маргарита”, то можно сказать, что это – роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтожный, второстепенный, становится участником фантастического эксперимента. Может быть, этот самый герой никогда и в глаза не видел Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется способность […]...
- Образ Воланда в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда < p>Эпиграф М. Булгакова ко всему роману “Мастер и Маргарита” из “Фауста” Гете однозначно характеризует персонаж Воланда: “… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. < p>Воланд является одной из центральных фигур романа Булгакова. Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой […]...
- Описание образа Воланда в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Борьба добра и зла – центральная тема в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. В произведении дни далекого прошлого очень тесно связаны с днями тогдашней Москвы. Проявления сил зла в романе очень похожи. Воланд появляется в “дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях”. Даже лицо у него было очень странное: “Правый глаз черный, левый […]...
- Образ Воланда в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1. Булгаковский образ Воланда и его место в литературе. 2. Жизнь Москвы 30-х годов, обыватели в романе. 3. Идейно-художественная роль сил зла в романе “Мастер и Маргарита”. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету! Но вы-то верите, что это действительно я? М. А. Булгаков Воланд – самая загадочная фигура […]...
- Бессмертные нравственные ценности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением М. А. Булгакова. В нем поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: вопросы Добра и Зла, подлости и коварства, свободы и несвободы, смысла жизненного счастья, любви и ненависти, истины и лжи. Булгаков изображает в своем произведении целую галерею незабываемых образов. Мир земной […]...
- Функции образа Воланда. Изображение реального и фантастического в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В письме к Сталину Булгаков называл себя “мистическим писателем”. Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда […]...
- Кто из героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” становится жертвой свиты Воланда и почему? КТО ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ СВИТЫ ВОЛАНДА И ПОЧЕМУ? В “московских” главах романа, где описана деятельность Воланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического; от иронии до гротеска – обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей Миссия Воланда заключалась а том, чтобы посмотреть, изменилось […]...
- Анализ эпизода “Разговор Воланда с Левием Матвеем” (глава 29) Всю жизнь люди ведут споры о том, что есть добро и зло, пытаясь провести между этими понятиями четкую границу. В литературе, как и в жизни, есть образ, с которым мы всегда связываем понятие добра, милосердия и сострадания, за спиною которого всегда свет и тепло – это образ Бога. А кто такой дьявол? Тьма, страх, смерть […]...
- Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам навязывают образ плохого существа литература, газеты, телевидение. Которое только ищет момент, чтобы напакостить, обмануть, предать и заманить в западню. Существо, которое ничего и никогда не делает просто так, с которым как бы там не было, […]...
- Образ Воланда в романе “Мастер и Маргарита” План Особенности создания образа Москвичи глазами гостей Роль свиты Воланда Олицетворение всесильности Справедливость поступков Значение образа Воланда В произведении Михаила Афанасьевича Булгакова обобщенный образ властелина темных сил представлен персонажем Воланда. Традиционно подобный персонаж в литературных произведениях олицетворяет абсолютное воплощение зла. Но подобно остальным основным персонажам произведения, образ Воланда в романе ” Мастер и Маргарита ” […]...
- Тест к роману “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? А. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Б. Евангелие В. “Фауст” Гете 3. Кто входит в свиту Воланда? А. Афраний Б. Азазелло В. […]...
- Роль фантастики в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром […]...
- Фантастические образы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” “…Так кто ж ты, наконец? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. В. Гете. “Фауст” Роман (бессмертное произведение) Булгакова “Мастер и Маргарита” – это сложное произведение, в котором переплелись мир действительный и мир легенды, фантастические образы романа так же реальны, как и земные герои. Воланд и его свита – […]...
- Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что любят. Они выигрывают ее, даже умирая… Э. Гольдернесс Любовь, милосердие, прощение, творчество – понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти принципы лежат в основе романа […]...
- Философия добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Проблема добра и зла является основной в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет по их законам. Поэтому Иешуа предстает перед нами в начале нового времени, а Воланд-каратель – в Москве 30-х гг. Не осталось добрых людей, некому встать […]...
- Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова. Краткое изложение текста “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” принес автору посмертную мировую славу. Это произведение является достойным продолжением традиций русской классической литературы, и прежде всего, сатирических – Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Эта традиция утверждает соединение фантастики и гротеска, реализма и ирреальности. Сатирическое начало романа связано с событиями, развернувшимися в Москве 30-х годов. […]...
- Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” …так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что Вечно хочет зла и вечно Совершает благо. “Фауст” И. Гете. Эпиграфом к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита” являются слова Мефистофеля (дьявола) – одного из персонажей драмы И. Гете “Фауст”. О чем же говорит […]...
- Смысл эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Эпиграф романа Булгакова “Мастер и Маргарита” взят из поэмы Гете “Фауст” неслучайно. Произведение великого немецкого поэта послужило для Булгакова настоящим источником тем и прототипов главных героев. Основная действующая сила романа – сатана, воплотившийся и приехавший в Москву по неизвестным, как кажется, причинам. Имя сатаны “Воланд” взято из поэмы Гете, где оно упоминается лишь однажды, и […]...
- Как решается в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” проблема воздаяния за добро и зло? В чем состоит художественное своеобразие романа М. Булгакова “Белая гвардия”? Художественное своеобразие романа “Белая гвардия” состоит в сочетании исторического и автобиографического начал, семейного романа и исторической хроники; сочетании разных планов – обобщения и детализации; символика образов Дома и Города; летописное начало; сквозные библейские мотивы; многозначность мотивов метели, вьюги; символика детали – лампа под абажуром, кремовые […]...
- ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые называют его романом сатирическим, другие определяют его как роман философский. Действительно, в романе возникает множество философских проблем: что такое добро и что такое зло, какова […]...
- Воланд и его свита в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” В романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой, на действиях которой основан сюжет московской истории в произведении. Как на страницах романа появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы. Они, сидя на скамейке, судят Христа и […]...
- Можно ли считать Воланда положительным героем? Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей свои убеждения, все то, во что он верил, все то, о чем размышлял. Это кульминация творчества Булгакова. Роман очень необычен как по своему содержанию, так […]...
- Образ Воланда роль по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Воланд – один из главных персонажей романа Булгакова “Мастер и Маргарита”, он является главенствующей силой в потустороннем мире. Это сатана, дьявол, автор называет его “князем тьмы”, “духом зла и повелителем теней”. Некоторые черты Воланда перекликаются с образом Мефистофеля из “Фауста” И. В. Гете. В поэме Гете даже встречается однажды имя Воланда, и именно оттуда оно […]...
- План к теме: “Вечные” темы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Место романа “Мастер и Маргарита” в жизни и творчестве его автора. Над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […]...
- Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков является гениальным писателем, создавшим много уникальных произведений, одним из которых является роман “Мастер и Маргарита”. В этой книге по принципу антитезы рассматривается проблема Добра и Зла, так или иначе связанная со всеми образами романа, особенно с образом Воланда и его свиты. Воланду, персонажу-символу, Булгаков придавал особое значение. Ведь именно с “Князем тьмы” связан […]...
- Комическое и трагическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нужно искать сердцевину, самое глубокое Средоточие человеческого в человеке. М. Булгаков Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое. Однако является ли писатель сатириком в чистом виде? Наверное, нет. Скорее всего, комическое, как и фантастическое, является лишь средством, позволяющим Булгакову точнее и полнее донести […]...
- Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. В 1937 году М. А. Булгаков решил вернуться к роману “Инженер с копытом”, который стал называться “Мастером и Маргаритой”, нужно было закончить его. Эпиграф из трагедии И. В. Гете “Фауст” говорит о том, что […]...
- Судьба художника в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: “Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе “Мастер и Маргарита”, пока ни одному критику не удалось – у каждого критика – “свой” Булгаков, как и каждого читателя”. Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в […]...
- Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер – двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это – живое лицо. Он одновременно похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни было, именно Мастеру автор отдал свои заветные образы и “ершалаимские” главы романа. Рассказ […]...
- Три мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (Второй вариант) “…троичность есть наиболее общая характеристика бытия”. П. А. Флоренский “Мастер и Маргарита” – Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман (бессмертное произведение) о любви и творчестве… О смерти и бессмертии… О силе и бессилии… Что есть вина и возмездие? Что есть власть? Что есть бесстрашие, страх, трусость? Что такое течение времени? И что есть человек […]...
- Три мира в романе Булгакова “Мастер и маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мы и не обратили внимания. С числом три мы в нашем мире сталкиваемся неоднократно: это основная категория жизни (рождение – жизнь – смерть), мышления (идея – […]...
- Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого, собственно, и начинается произведение. Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего. Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и […]...
- Проблема счастья в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение писателя. Замысел этой книги возник в 1928 году, а работа над ней начата в 1929. Роман имел варианты названий: “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Гастроль Воланда”. Но первая редакция произведения была уничтожена самим Булгаковым, когда тот узнал, что пьеса “Кабала святош” была запрещена: […]...
- Любовь в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова Роман “Мастер и Маргарита” посвящен истории мастера – творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать “настоящую, верную, вечную любовь”. Любовь мастера и Маргариты была именно такой. Что значит, по М. Булгакову, “настоящая любовь”? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным […]...
- Временные пространства в романе Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” – произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и знал, что жизнь одно и после смерти нет ничего. Родители мои атеисты, и все эти паранормальные, чудесные явления для них – сказки с эффектом дурачества. Реальная жизнь – это то, что есть, а все другое […]...
- Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,- это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы […]...
- Тема бессмертия и воскресения души в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков – величайший мастер, умеющий показать человеческую душу с самых разных сторон. Видимо, он, как и Гоголь, не верит в то, что душа человеческая не способна воскреснуть, возродиться, и это ясно на примере романа “Мастер и Маргарита”, где главные герои обретают бессмертие, воскреснув из мертвых, только Берлиоз уходит в небытие. У Булгакова главный воскреситель […]...
- Тема добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Я – часть той силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает благо… В. Гете. Фауст Вопрос о том, что такое добро и зло, откуда они берутся, принадлежит к категории самых сложных, над которыми человечество бьется уже не одну сотню лет. Любые попытки ответов влекут за собой целую сеть дополнительных вопросов, опутывающую человеческое сознание, но […]...
- Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии Пилате. 3. Мастер сломан жизнью. III. Гражданская позиция Булгакова. Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в […]...
- ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман называется “Мастер и Маргарита” – значит, в центре его драматическая история талантливого писателя и его возлюбленной, “тайной жены”. Повествуя о них, писатель пытается ответить на вопрос: что такое любовь? Конечно, не только у Мастера и Маргариты в жизни есть любовные коллизии. Супругу Берлиоза видели […]...