Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Если попытаться определить одним словом богатство идей и образов романа “Мастер и Маргарита”, то можно сказать, что это – роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтожный, второстепенный, становится участником фантастического эксперимента. Может быть, этот самый герой никогда и в глаза не видел Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости.

Поразительно, что подобные эксперименты проводит именно сатана и никто другой. Будучи представителем

темных сил, он в то же время является провозвестником добра.
С более или менее значимыми героями Воланд разговаривает лично. Причем беседа с ними больше напоминает допрос. В первой же главе происходит знаменательный разговор на Патриарших прудах поэта Ивана Бездомного и редактора Берлиоза с очень странным незнакомцем. Оба – члены МАССОЛИТа – убежденные атеисты.

Первый – невежественный, пусть и претендующий на звание поэта, второй – вполне образованный, так сказать “подкованный”, в научном плане атеист.
Загадочный иностранный профессор (“шпион”) предсказывает смерть Берлиоза.

Собственно, после того, как тому отрезало трамваем голову, и начинается испытание для Ивана Бездомного. Он уже понимает, что на Патриарших они имели дело с какой-то нечистой силой, в мозг его с поразительной ясностью впечатался рассказ незнакомца о Понтии Пилате.

Бездомный ни минуты не сомневается, что таинственный профессор действительно сам присутствовал при разговоре Пилата с Иешуа. Но разве мог кто-нибудь поверить столь неправдоподобному рассказу, тем более в антирелигиозно настроенной Москве? Вполне естественно, что несчастного поэта принимают за сумасшедшего.

Да и у читателя поначалу этот герой вызывает желание посмеяться над ним – уж слишком нелепо выглядит оборванная фигура в кальсонах, с украденными иконкой и свечой в руках.
Но именно Бездомный, вызывающий жалостливую улыбку у читателя, и проходит испытание Воланда!
Поэт – человек немного наивный, доверчивый. Он беспрекословно поверил Мастеру, когда тот объявил, что незнакомец в парке – сам сатана, поверил и в печальную историю о любви и сожженной рукописи. Разговор с Мастером приводит к некоему прозрению, поэтому Бездомный открыто и прямо может заявить, что стихи его не просто бездарны – чудовищны!

Ивана Мастер впоследствии назовет своим учеником, конечно не в литературном плане.
Другие эксперименты Воланда не столь успешны, если рассматривать их с точки зрения общечеловеческой морали. Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том, что люди остались такими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей.

И вдобавок ко всему теперь москвичам не дает покоя “квартирный вопрос”. Вокруг пресловутого вопроса вертится немало человеческих судеб. Огромное количество людей в безудержном стремлении расширить уже имеющуюся или приобрести новую жилплощадь не гнушается ничем: ни прошениями, ни мольбами, ни кляузами, ни доносами. Характерный представитель таких людей – киевский дядюшка умершего Берлиоза.

Он поражает своей цепкостью и изворотливостью в желании завладеть квартирой племянника. Ему, естественно, не удается задуманное. Воланд не позволяет таким людям выигрывать.
И подобных героев, цепких, жадных, трусливых, на страницах романа встречается немало. Тут и председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, берущий взятки легко и изящно, и распутный пьяница Степа Лиходеев, и Варенуха, и Римский, и Семплеяров, и все посетители Варьете. Среди них вряд ли отыщется хотя бы один истинно благородный, добродетельный человек.
Самое же трудное испытание выпадает, безусловно, Мастеру и Маргарите. Они выдерживают его, но вовсе не потому, что идеальны. Нет, они обладают многими человеческими слабостями и недостатками.

Но зато они умеют любить и во имя этой любви стремятся спасти друг друга, оградить от бед.
Маргарита ради возлюбленного готова продать душу дьяволу и действительно делает это при первой же возможности, ничуть не сожалея. Когда же Воланд просит ее назвать свое желание, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде, убившей своего ребенка, и просит за нее. Воланд с явной иронией спрашивает Маргариту: неужели она является столь высокоморальным человеком?

Маргарита отвечает, что ее просьба была вызвана вовсе не высоким порывом души, а нежеланием обмануть человека, которому подала надежду. Но это и есть милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым.
Мастер также заслужил и любовь, и воскрешение своей рукописи, и вечный покой. Да, он был слаб, он сжег свой роман, пожираемый неведомым страхом, он утратил веру в себя и в дело своей жизни. Но эта слабость стократ искупается его любовью, верностью и добротой.
Роман Булгакова служит вечным напоминанием о том, что зло и недобропорядочность – наказуемы, добродетель – всепобеждающа, а грехи, как бы тяжелы они ни были, искупаются искренним раскаянием.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”