Принципы символизма в литературе
Символизм – (греч. Symvolon – знак, символ, признак). – Одно из течений модернизма, в котором вместо художественного образа, который воссоздает определенное явление, используется художественный Символ, который является признаком изменчивой “жизни души” и поиском “вечной истины”.
Возник во Франции в 60-70-х годах 19 века, откуда распостранился в другие страны. Термин предложил французский поэт Ж. Мореас в статье “Символизм”(1886).
Символизм Строился на сформулированном Ш. Бодлером законе “соответсвий”, разбросанных
Ж. Мореас писал, что символистическая позиция – враг “объективного описания”, конретные явления для нее лишь видимость. В оснвое эстетичной системы символизма лежит символ как способ избежания обыденности, достижение идеальной сути мира – красоты. Слово в Символизме –
Большое влияние на развитие эстетической концепции Символизма Оказал немецкий романтизм, а также идеи А. Шоппенгауера, Ф. Ницше, В. Соловьева.
Символисты воспринимали поэта как божество, поскольку он интуитивно чувствует путь к истине. А интуицию отождетвляли с мистическим озарением, потому что благодаря ей поэт познает правду “более таинственную и более глубокую, чем правда материальная” (М. Метерлинк).
Погружаясь в мир духовных переживаний личности и находясь в поисках “вечной истины”, символисты использовали такие художественные приемы, как сложный метафоризм, иносказание, намеки, символику, мелодичность, многозначность слов, абстрактность образов и т. п. Это все объясняло высокий уровень условности символистических произведений.
- П. Верлен и С. Малларме – представители французского символизма (План) Что такое символизм? (Символизм – первое по времени возникновения модернистское направление в литературе и искусстве. Зародился во Франции в конце XIX века. Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме заложили основы этого художественного метода в своих стихах и Манифестах.) Основные черты символизма. (Основными чертами символизма являются: 1) следование идеалистической философии Платона, идеям Шопенгауэра, согласно которым весь […]...
- С. Малларме и П. Верлен – представители французского символизма (План) Что такое символизм? (Символизм – первое по времени возникновения модернистское направление в литературе и искусстве. Зародился во Франции в конце XIX века. Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме заложили основы этого художественного метода в своих стихах и Манифестах.) Основные черты символизма. (Основными чертами символизма являются: 1) следование идеалистической философии Платона, идеям Шопенгауэра, согласно которым весь […]...
- Представители символизма, определение На рубеже ХIХ-ХХ вв. в русской и мировой литературе возник ряд течений, объединенных общим названием “декадентство”. Эти течения ознаменовали собой отход от реалистических традиций и обращение как к иным методам (романтизм по преимуществу), так и к другим сферам действительности (психологической действительности, действительности внутреннего мира человека в первую очередь). Не так давно на этом искусстве лежал […]...
- Характеристика символизма в литературе Французские последователи Бодлера – Леконт де Лиль, Малларме, Артюр. Рембо – начинали с откровенных подражаний его манере. Первым этапом исторического сдвига и было развитие французского романтизма к символизму. Символизм предстал последней стадией трансформации романтизма в пределах XIX столетия. К концу века символизм отождествился с ощущением неопределенной, но безграничной свободы, которая для французов конкретизировалась в чрезвычайно […]...
- Что такое СИМВОЛИЗМ СИМВОЛИЗМ – течение в декадентстве в конце XIX – начале XX веков. Символисты стремились найти в повседневности “отзвуки иных миров” и выразить их в символе, их произведения были устремлены к идеальному, подчас мистическому. Русский символизм был окрашен в трагические тона, поскольку поиски гармонии между человеком и миром не давали результатов, а “страшный мир” российской действительности грозил […]...
- Символизм в литературе “серебряного века” (конец XIX – начало XX века) Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- Акмеизм, бунт против символизма (о литературе начала XX века) В начале десятых годов в русской поэзии заявляет о себе акмеизм (от др.- греч. акте – высшая степень, расцвет). Идея нового направления впервые была высказана М. Кузминым в 1910 г. в статье “О прекрасной ясности”. В ней отрицался непонятный, темный мир символистских намеков, говорилось, что поэту необходимо “найти в себе мир с собою и с […]...
- Сочинение на тему: Акмеизм, бунт против символизма В начале десятых годов в русской поэзии заявляет о себе акмеизм (от др.- греч. акте – высшая степень, расцвет). Идея нового направления впервые была высказана М. Кузминым в 1910 г. в статье “О прекрасной ясности”. В ней отрицался непонятный, темный мир символистских намеков, говорилось, что поэту необходимо “найти в себе мир с собою и с […]...
- Влияние символизма на ранее творчество Брюсова В процессе самоопределения поэзии Брюсова и его эстетических взглядов очень важным оказалось воздействие на него творчества Эдгара По, отчасти парнасцев, Бодлера и особенно французских символистов, в первую очередь Верлена, а также, в меньшей мере, Малларме. Именно они во многом подсказали Брюсову лирические темы и формы, в которых он мог закрепить то новое, что увидел в […]...
- Сочинение на тему: Символизм в двадцатом веке Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- Акмеизм, бунт против символизма В начале десятых годов в русской поэзии заявляет о себе акмеизм. Идея нового направления впервые была высказана М. Кузминым в 1910 г. в статье “О прекрасной ясности”. В ней отрицался непонятный, темный мир символистских намеков, говорилось, что поэту необходимо “найти в себе мир с собою и с миром”. М. Кузмин считал, что поэзия должна быть […]...
- Аромат солнца в искусстве символизма Урок начинается со своеобразного “погружения” – чтения стихотворения К. Бальмонта. Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор. В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы, Все слились в единый хор, Все сплелись в один узор. – Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает […]...
- Вдумываясь в строку… (на материале произведений русского символизма) Русский символизм – это попытка найти ответы на вопросы, которые задавала эпоха. Когда-то Бальмонт сказал: “Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители… Наслаждайтесь в символизме свойственной ему новизной и роскошью картин. Если вы любите впечатление сложное, читайте между строк, – тайные строки выступят и будут говорить с вами красноречиво”. Мережковский, Брюсов, Андрей Белый, […]...
- В. Я. Брюсов – представитель и вождь русского символизма 1. Значение творчества Брюсова. 2. Ранние стихи поэта. 3. Брюсов – мэтр русского символизма. В искусстве важен искус строгий. Прерви души мертвящий плен И выйди пламенной дорогой К потоку вечных перемен. В. Я. Брюсов В. Я. Брюсов по праву занимает одно из ведущих мест в истории символизма России. Именно он стал вдохновителем первого коллективного выступления […]...
- Русские символисты и символизм Символизм – первое по времени появления и наиболее крупное из модернистских течений поэзии “серебряного века”, возникшее в России в 90-е годы XIX века. Русские символисты традиционно делятся в зависимости от времени возникновения и мировоззренческих позиций на две большие группы: “старшие” символисты, заявившие о себе в 90-е годы, и “младосимволисты” , которые пришли в литературу в […]...
- Соединение русского символизма и греческой традиции в произведениях Вячеслава Ивановича Иванова Он родился в Москве в 1866 г., в семье мелкого чиновника. Изучал античную литературу и историю, частично под руководством Моммзена, и опубликовал диссертацию об объединениях откупщиков в Древнем Риме. Долгое время жил за границей, не поддерживая никаких связей с русской литературной жизнью. Из всех современных авторов влияние на него оказали только Ницше и Соловьев. Но […]...
- Брюсов – родоначальник русского символизма Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии “серебряного”; века был В. Я. Брюсов (1873- 1924). Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явлениям в искусстве В. Брюсов – один из основоположников модернистской поэзии в России. В 1894-95-м годах Валерий Яковлевич издает три сборника “Русские символисты”;, основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы […]...
- Русская литература конца 19 – начала 20 века Поэзия конца 19 века получила название “поэтического ренессанса” или “серебряного века”. Постепенно термин “серебряный век” стали относить к той части художественной культуры России, которая была связана с символизмом, акмеизмом, “неокрестьянской” и частично футуристической литературой. Литературные направления : 1.Реализм – продолжает развиваться (Л. Толстой, Чехов, Горький и др.) 2.Модернизм – от фр. слова “новейший, современный”.Модернисты верили […]...
- ВАЛЕРИИ БРЮСОВ – ПОЭТ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА “В поэзии, в искусстве – на первом мес- те сама личность художника! – писал Брю- сов. – Она и есть сущность – все остальное форма! И сюжет, и “идея” – все только фор- ма! Всякое искусство есть лирика, всякое на- слаждение искусством есть общение с ду- шою художника…” Валерий Яковлевич Брюсов – поэт и те- […]...
- Вопросы с ответами по теме “Ранний модернизм в литературе начала XX столетия” Что такое модернизм? Модернизм (новейший, современный) – общее название совокупности направлений и школ в литературе и искусстве конца XIX – начала XX ст., которые отличаются антиреалистичной направленностью, тяготением к условным средствам художественного изображения и выражения, духом экспериментаторства. Первыми представителями модернизма в литературе были французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и прочие. Что послужило […]...
- Символизм в творчестве Бодлера Основы символизма заключены в романтической приверженности высшему принципу и идеальному миру. Возник символизм из-за кризиса, поразившего Европу во второй половине девятнадцатого века. Все ожидали “конца света” и “заката Европы”, ожидание гибели цивилизации способствовало обострению метафизических настроений, заставляя дух торжествовать над материей. В результате переоценки ценностей недавнего прошлого возник бунт против узкого материализма и натурализма. Символизм […]...
- Трактовка символизма у Блока Александр Александрович Блок (1880-1921). Блок относился к символизму более страстно, чем Брюсов. Он глубоко разделял некоторые доктрины этого течения и тем резче порывал с ними. Блок-критик развивался одновременно с Блоком-поэтом. Напрасно 3. Гиппиус, Ю. Айхенвальд и другие декаденты утверждали, что теоретизирующий Блок всегда “роняет себя”, что Блок-поэт “лучше” Блока-критика. Никакого антагонизма между его критической и […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННЕЙ МИР В. Я. БРЮСОВА Брюсов как теоретик символизма. Символизм – направление в литературе (конец 19 – начало 20 века); одно из направлений романтизма. С помощью символа (художественного иносказательного образа) символисты пытались передать индивидуальное восприятие мира. Поэзии символистов свойственно обращение к мистике. Символизм называли также “поэзией намеков” (определение В. Брюсова). Опыт русской классики в поэзии Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика […]...
- Лидер русского символизма: Александр Блок Блок стал для современников олицетворением наилучших достижений “серебряного века” русской поэзии, признанным лидером русского символизма и одним из виднейших представителей русской поэзии вообще. Жизнь Блока небогата на внешние события. Он родился в Петербурге, в семье, которая принадлежала к кругу старой русской интеллигенции. Отец будущего поэта – юрист Александр Львович Блок, талантливый, наделенный острым, скептическим умом, […]...
- Журнал “Северный вестник” – идеи символизма В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили о себе так называемые “старшие символисты”: Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников), 3. Гиппиус… А в 1900-е гг. на литературную арену вышли “младосимволисты”: А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, […]...
- История символизма в литературных трудах Вячеслава Иванова Важнейшая в истории символизма часть статей Вяч. Иванова – он назвал их “эстетическими и критическими опытами” – была собрана в двух книгах его критической прозы – “По звездам” (1908) и “Борозды и межи” (1916). Это были действительно “опыты” в старинном значении слова – статьи, написанные в философском ракурсе, насыщенные глубокой обобщающей мыслью, подкрепленной огромным запасом […]...
- Тропы в литературе: примеры и виды (О литературе) Троп (от греч. tropes – поворот, оборот речи). Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения. Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления […]...
- Формализм в искусстве и литературе (О литературе) Формализм (формальная школа, русский формализм, формальный метод) – направление в гуманитарной науке (филология, искусствоведение, исследования кино и др.), появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа – В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. […]...
- Эстетические принципы О. Уайльда и роман “Портрет Дориана Грея” Оскар Уайльд жил в плену собственных противоречий: то он сторонник “чистого искусства”, то борец за его подччнение высоким этическим идеалам. Роман “Портрет Дориана Грея” (1891) был задуман, судя по предисловию автора, как апофеоз’ искусства, стоящего над жизнью, как гимн гедонизму – философии наслаждения. В парадоксальных афоризмах предисловия Уайльд повторил известные положения своей эстетики: “художник – […]...
- Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма Автором этого стихотворения восторгались – “гений”. Его низвергали – “стихотворная болтовня”. Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д. Бальмонта, поэта, переводчика, эссеиста, большого мастера русской литературы. Его современник А. Блок, отдавший в молодости дань символизму, сказал о нем удивительные слова: “Когда слушаешь Бальмонта – […]...
- Символизм Символизм – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала ХХ в. Возникло во Франции и быстро распространилось в других странах – Англии, Германии, Австрии, Бельгии, Норвегии, России, Украине. Символическое художественное мышление предполагает восприятие объектов материального мира как “знаков” вечных идей. К числу ведущих художественных принципов символизма принадлежит установление “соответствий” и аналогий между различными […]...
- Размышления Блока о критической литературе начала XX века Сложное и зыбкое отношение Блока к символизму, растущее в нем сознание независимости от идейно-эстетических регламентации школы, сдержанное отношение к отвлеченным теоретическим построениям вообще, отсутствие живого интереса к злободневной литературной тактике близких к нему литераторов и, конечно, прежде всего, устремленность к своему главному жизненному делу – поэзии – ослабляли его внимание к символистской критике и тем […]...
- Как в произведениях В. А. Жуковского проявляются основные принципы романтической поэзии? (ЕГЭ по русскому) Полным правом называться основоположником русского романтизма обладает В. А. Жуковский, так как в качестве ключевого предмета поэзии он выбрал мир человеческой души. Стихотворением “Невыразимое” Жуковский дал определение своеобразия собственного творчества: предмет поэзии автора не подразумевал изображение явлений, с которыми мы сталкиваемся, – он выражал мимолетные неуловимые переживания. Именно это является смыслом поэзии Жуковского, которая передает […]...
- Период с оттенком декадентства и символизма в творчестве Ибсена Пьесы этого периода сохраняют признаки новой драмы, но добавляется нечто странное, иногда болезненно-извращенное, иногда почти мистическое, иногда герои психически не нормальные, часто аморальные люди, но описанные без осуждения. Таковы “Росмерсхольм” (1886), “Женщина с моря” (1888), “Маленький Эйольф” (1894), “Когда мы, мертвые, пробуждаемся” (1899). Они по задумке интересные, умные, глубокие, но в них слишком много разговоров, […]...
- Какая тема в литературе кажется Вам вечной? Любовь является вечной темой литературы. На фоне чистого и прекрасного чувства развивается большинство книжных сюжетов. С античных времен авторы воспевают любовь в своих творениях. Тема не стареет, она полнится новыми историями, а самому чувству подвластны и юношеские сердца, и души зрелых людей. Если бы пришлось возводить пьедестал любви, то на первом месте оказались бы юные […]...
- Константин Дмитриевич Бальмонт – основоположник символизма в русской поэзии Бальмонту предназначено было стать одним из лидеров русского символизма, зарождавшегося и оформлявшегося в 90е годы 19 столетия. От своих ранних стихов с их темами сострадательного народолюбия поэт с легкостью целиком и полностью перешел в лоно мастеров, считавших себя рожденными “для звуков сладких и молитв”. В 1900 году вышла в свет его замечательная книга “Горящие здания”, […]...
- Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы РАЗДЕЛ 2 РОЛЬ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы Говоря о необходимости вводить в практику преподавания различные виды сочинения, хочется обратить внимание на жанры, которые в практике преподавания используются редко. Это жанры, имеющие игровую природу. Обращение к ним желательно потому, что игра сопровождает человечество на всех этапах […]...
- Создание и анализ течения “Символизм” в поэзии Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.). В 1900-е гг. […]...
- Что такое “Символ в литературе” СИМВОЛ в литературе Нового времени – многозначный, принципиально неисчерпаемый иносказательный образ, исключающий лишь абсолютно противоположные трактовки, намекающий на некие мировые сущности, которые нельзя адекватно определить словами. Незнакомка в стихотворении А. А. Блока – это символ несбывшихся надежд на торжество Вечной Женственности, воплощение неких новых тайн, мечта, заменяющая реальность, образ красоты среди безобразия и вообще почти […]...
- Художественные принципы, выраженные в реалистическом творчестве Пушкина Крупнейшим явлением русской литературы после 1825 г. оставалось творчество А. С. Пушкина. Характеризуя “ужасные” годы, последовавшие за 1825 г., А. И. Герцен говорил, что “только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далекое будущее”. Пушкин был […]...