Сочинение на тему: Символизм в двадцатом веке

Символизм был самым значительным явлением в поэзии “се­ребряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстети­ческой попыткой уйти от противоречий реальной действитель­ности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоре­тические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной рус­ской литературы”.

Символисты утверждали три главных элемен­та: мистическое содержание; символы, естественно возникаю­щие

из глубин души художника; утонченные способы выраже­ния чувств и мыслей. Целью символизма был подъем к “иде­альной человеческой культуре”, который можно осуществить через синтез искусств. Ключевым понятием символизма был символ.

Символ – это многозначное иносказание, которое со­держит в себе перспективу развертывания смыслов. В сжатом виде символ отражает истинную, скрытую сущность жизни. Вяч. Ива­нов писал: “Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении.

Он многолик, многомыслен

и всегда темен в последней глубине”. Но символ явля­ется и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем смыслов.

В русском символизме существовали две ветви – “старшие сим­волисты” (конец 1890-х годов) и младосимволисты (начало 1900-х годов). “Старшие” связывали искусство с богоискательством, с религиозными идеями (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Баль­монт, В. Брюсов, Ф. Сологуб). В своей поэзии они развивали мо­тивы одиночества, роковой раздвоенности человека, непозна­ваемости действительности, ухода в мир предчувствий.

“Младшие” символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов) ищут в реальном его тайный смысл. Их символы, внешне не называющие связи с действительностью, должны были отра­жать действительность, познаваемую не разумом, а интуитив­но.

Философской основой “младших символистов” были идеи Владимира Соловьева, который считал, что миром правит Мировая Душа. Она воплощается в образ Вечной Женственно­сти, к которой должен устремляться поэт, пытаться выразить ее. Символисты исходили в своем творчестве из идеи двоемирия: реальный мир лишь несет отпечатки вечных сущностей, истинного мира.

Поэзия символистов отличается особой тональностью, яр­кой эмоциональностью, музыкальностью. В ней создается своя система образов – Прекрасная Дама, Вечная женственность, Душа Мира. Складывается и свой словарь, где часто употребля­ются слова “тайна”, “дух”, “музыка”, “вечность”, “мечта”, “ту­манный призрак” и т. д. У каждого символиста был свой круг ключевых символических образов.

Глоссарий:

– Сочинение на тему символизм

– символизм сочинение

– сочинение на тему символизм в поэзии серебряного века

– символизм в серебряном веке сочинение


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Символизм в двадцатом веке