Лидер русского символизма: Александр Блок



Блок стал для современников олицетворением наилучших достижений “серебряного века” русской поэзии, признанным лидером русского символизма и одним из виднейших представителей русской поэзии вообще. Жизнь Блока небогата на внешние события. Он родился в Петербурге, в семье, которая принадлежала к кругу старой русской интеллигенции. Отец будущего поэта – юрист Александр Львович Блок, талантливый, наделенный острым, скептическим умом, был красивым мужчиной, и своим гордым, утонченным лицом напоминал Байрона.

Но в жизни он был неуравновешенным,

деспотическим, болезненно скупым человеком, у него случались приступы сумасшедшей ревности и бешеного раздражения. Александра Андреевна, его жена, дочь ректора университета Андрея Николаевича Бекетова, в скором времени оставляет мужа и едет в Петербург к родителям.

Там она и родила 16 ноября 1880 года сына. Мальчика назвали гордым именем героев и поэтов: Александр. Маленького Сашу обожествляли все члены большой дружной семьи: дед, бабушка, прабабушка, многочисленные тетки.

Его баловала прислуга. Детство мальчика прошло, будто у наследственного принца. Летом Бекетовы уезжали в свое маленькое

подмосковное имение Шахматово, и Александр Блок навсегда пылко и нежно полюбил этот клочок земли.

Лет в шесть у Саши появился интерес к поэзии, в частности к стихам Жуковского и Полонского.

Именно тогда и возникло у будущего художника желание написать что-то самому: он придумывал маленькие рассказы, сказки, шутливые стихи, шарады, ребусы и из всего этого составлял альбомы и журналы. В гимназию Саша поступил, когда ему еще не исполнилось десяти лет. Огромная шумливая толпа детей в первый же день поразила привыкшего к семейному уюту мальчика.

И, собственно, вплоть до 17-18 лет Блока воспринимали как большого ребенка, которого лишили опыта “грубой жизни”, жизненной трезвой взрослости тепличная домашняя атмосфера. И вместе с тем необычность, интеллигентность, духовность семьи сыграли огромную роль в его формировании как личности и как поэта. Особенно же близким человеком для Александра была его мать.

В 1898 году Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, но в скором времени понял, что юриспруденция ему не интересна, и перевелся на филологический факультет, который закончил в 1906 году. Одним из главных увлечений юноши был театр. Летом 1898 года он принимает участие в любительских спектаклях в имении Боблово.

Эта усадьба, которая принадлежала Д. И. Менделееву, другу и университетскому коллеге А. М. Бекетова, находилась в нескольких километрах от Шахматово. Там Александр Блок увидел шестнадцатилетнюю дочь Менделеева Любу и влюбился в нее на всю жизнь. Летом 1898 года молодой поэт написал много стихов, которые со временем вошли в цикл “Стихов о Прекрасной Даме”.

Этот океан любовных гимнов, обращенных к Л. Д. Менделеевой, стал настоящим лирическим взлетом молодого Блока.

Роман Александра Александровича с Любовью Дмитриевной Менделеевой был довольно напряженным, нервным. Блоку пришлось испытать и мучения ревности, и разочарования из-за суровой холодности воспитанной Любы. Но все равно он часто находился в состоянии экзальтированного поклонения идеалу, который воплотился в этой золотоволосой, румяной, спокойной и радостной девушке.

17 августа 1903 года в селе Тараканово, которое между Шахматовым и Бобловым, в старинный белой церкви над рекой была сыграна свадьба.

Молодой, целеустремленный вперед, ко всему новому, Блок становится пылким приверженцем нового направления – символизма. Со временем он перерос рамки символистской эстетики. А пока что Блок находится под огромным влиянием идеалистического учения Владимира Соловьева – родоначальника русского символизма – известного философа, талантливого поэта, религиозного публициста и критика.

Постепенно Блок входит в литературную среду.

Он знакомится с величайшим поэтом-символистом В. Брюсовым, Д. Мережковским и Гиппиусом. Литературный дебют Блока состоялся в 1903 г. в журнале “Новый путь”, где был опубликован цикл из 10-ти стихов поэта. Уже первыми сборниками он приобрел чрезвычайную популярность и сразу стал одним из ведущих поэтов современности.

Постоянно поэт живет в Петербурге, летом чаще всего – в семейном имении в Шахматово. В 1909, 1911 и в 1913 годах осуществляет заграничные поездки (Италия, Франция, Германия). Летом 1916 г.

Блок был призван в действующую армию и служил в инженерно-строительной дружине. Выход художника на новые горизонты был связан с найденным чувством единства с жизненной и народной стихиями, с историей и современностью его родины. Приоритетное значение на этом этапе приобрела тема исторических катастроф и, в частности, тема русской революции.

Утверждая, что в каждом человеке сосуществуют несколько личностей, А. Блок в значительной мере опирался на собственный опыт. Впрочем, в необъятном разнообразии внутреннего мира поэта прослеживается определенная направленность духовного и творческого развития. Именно эту направленность имел в виду Андрей Белый, когда утверждал, что понять Блока можно, постигнув связь стихов о Прекрасной Даме с поэмой “Двенадцать”.

Да и сам Блок был убежден в том, что первым и главным признаком настоящего художника является “чувство пути”.

Своеобразным прологом к его собственному пути был первый юношеский цикл поэзий “Ante lucem”. Само название цикла (в переводе с латыни – “К свету”) указывало на состояние поэта “накануне” важной эпохи его внутренней жизни. В частности в стихотворении “Гамаюн” (1899), написанном по картине В. Васнецова, запечатлено характерное для Блока восприятие истории как кругооборота, “вечного возвращения” ключевых событий, которое должны завершиться апокалипсической катастрофой, после которой настанет царство “света”.

В ряде поэзий “Ante lucem” открывалась “ночная сторона” души блоковского лирического героя. В этой ипостаси он возникает человеком, который страдает от трагического одиночества и сокровенных страстей, которые его сжигают, человеком, который, чувствует себя “больным” и “старым”, с глубокой тревогой воспринимает свою “черную жизнь”.

Поэзия “Скифы” построена на антитезе: “старому мудрому миру” Европы, которая приходит в упадок от “скуки и благосостояния”, противопоставляется народ России, изображенный в образе диких скифов “с раскосыми и жадными глазами”, которых побуждает к действию бушующая неукротимая энергия, жажда к завоеванию новых территорий, игра сил и страстей.

В Европе властвуют покой и умеренность, в этом цивилизованном уюте, который столетиями поддерживался и совершенствовался, согласно Блоку, давно пересохли источники, которыми питается культура. Россия же возникает перед лицом Европы залитой “черной кровью Сфинксом”, что привлекает и пугает, смущает своими загадками и угрожает гибелью. Впрочем, изображая бедствие, которые его несут Европе орды “диких скифов”, поэт завершает произведение патетичным призывом к общему братанию.

В том, как Блок осмысливает противостояние застывшей в своей упорядоченности Европы и варварской России, охваченной жаждой крови и великих изменений, ощущается влияние концепции Ницше чередования “аполлоновского” и “дионисийского” начал в кругообороте мирового бытия.

После революции 1917 года Блок некоторое время работал в Чрезвычайной следственной комиссии, которая расследовала деятельность царского правительства. Отношение к обеим русским революциям у Блока было неоднозначным. С одной стороны, он симпатизировал декларированным ими стремлениям к демократическим преобразованиям, но, с другой стороны, симпатии Блока были в значительной мере идеализированные: революцию он воспринимал сквозь призму своих мистических теорий о гибели старого мира и рождения новой эры – гуманизма, “братского труда и мира” (“Скифы”).

В родственной со “Скифами” по тематике и общему эмоциональному тону поэме “Двенадцать” Блок в модернистском ключе изображает стихию русской революции 1917 года.

В последние годы жизни Блок занимается культурно-просветительской деятельностью, работает в Государственной комиссии в делах издания классиков, в издательстве “Всемирная литература”, в Большом драматическом театре, в Союзе поэтов. Трезвая оценка революционной действительности, ее трагическое расхождение с представлениями Блока о “новом мире” вызывают в нем глубокую душевную депрессию. В апреле 1921 р: Блок тяжело болеет (воспаление сердечных клапанов, которое сопровождается психическим расстройством), а 7 августа того же года умирает.

Его смерть современники восприняли как конец эпохи, этапный и трагический излом культурного развития России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лидер русского символизма: Александр Блок