Аромат солнца в искусстве символизма

Урок начинается со своеобразного “погружения” – чтения стихотворения К. Бальмонта.

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слились в единый хор,
Все сплелись в один узор.

– Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом? (Высказывания учащихся.)

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной,

Нежно-светлоткаными
Ландышами пьяными,
Что

победно расцвели
В остром запахе земли.

– Как вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу солнца? (Символисты.)

– В каких видах искусства заявили о себе символисты? (Музыка, живопись, скульптура, литература.)

Таким образом вы открыли тему урока “Аромат солнца в искусстве символизма”. Для исследования вам будут предложены два творца – поэт и живописец. Кто они, вам предлагается определить по высказываниям других людей.

1. “Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь”, – сказал о нем

Б. Зайцев.

2. А сам он определил свою миссию так: “Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце”.

3. М. Горький же восторгался: “…Дьявольски интересен и талантлив”.

4. Один из сборников его так и называется “Будем как солнце”.

(Константин Бальмонт.)

И эпиграф нашего урока – это цитата “поэта с утренней душой”, как сказал о Бальмонте другой поэт – Александр Блок:

Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть.

Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот, кого Ромен Роллан назвал “Колумбом душевного покоя”.

Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: “Мне… нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!”

Но были критики, считавшие художественное творчество его “работой умалишенного”.

И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ.

(Это литовский Художник и композитор Микаэлюс Чюрленис.)

Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М. Чюрлениса и К. Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: “Почему в своем духовном поиске художники обратились к образу солнца?”

– А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу? (Над этим вопросом ученики работали дома, анализируя стихи Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.)

– Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?

“Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, – пишет В. Гаспаров в статье “Поэтика Серебряного века”. – Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? Как можно проще” На уроке мы воспользуемся советом Гаспарова и “прочитаем” картины (с учащимися договариваемся, что, употребляя слово “картина”, осознаем – это репродукции) М. Чюрлениса “Соната Солнца”, представляющие цикл, состоящий из четырех частей: Анданте, Аллегро, Скерцо, Финал.

М. Чюрленис – литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы: “Знаки зодиака”, “Соната моря”, “Соната солнца” и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл “Соната Солнца” – результат увлечения художника астрономией:

Анданте – из хаоса появляются солнце, планеты;

Аллегро – рождение Земли;

Скерцо – пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты;

Финал – угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота в созидании, а не в разрушении.

После этого ученики работают в группах, пытаясь ответить на главный вопрос урока: “Почему в своем духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?”

Класс разделен на четыре группы. Каждой группе предложен свой материал для исследования.

1-я группа

М. Чюрленис. “Соната Солнца. Анданте” К. Бальмонт. “Сонеты Солнца”

2-я группа

М. Чюрленис. “Соната Солнца. Аллегро” К. Бальмонт. “Гимн Солнцу”. Гл. 1.

3-я группа

М. Чюрленис. “Солната Солнца. Скерцо” К. Бальмонт. “Гимн Солнцу”. Гл. 3.

4-я группа

М. Чюрленис. “Соната Солнца. Финал” К. Бальмонт. “Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”

Учащиеся работают по следующему алгоритму:

– Что объединяет эти произведения?

– Какова роль символа в каждом из них?

– Приведите примеры яркой образности в произведениях.

– Какую формулу жизни отстаивают К. Бальмонт и М. Чюрленис?

(Во время работы учащихся звучит музыка из балетов И. Стравинского “Жар-птица” – “Заколдованный сад Кощея” и “Петрушка” – “Русская”.)

Творческие отчеты учащихся

1-я группа

– Произведения объединены строгостью формы (соната и сонет); оба – четырехчастные.

– Музыкальность (чистый небесно-голубой пронзительный цвет в картине и аллитерация сонорных в стихотворении).

– Символ Солнца – символ рождения новой жизни.

– Утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота (“мед” – творчество; “пчелы” – жизнь; “солнце” – красота).

2-я группа

– Один символ – Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.

– Наполнено жизненной энергией (в картине – четкая композиция; в стихотворении – синтаксический строй: риторические восклицания, использование повелительного наклонения глаголов).

– Созидательный пафос (в стихотворении – через ключевые слова – “создатель”, “податель” и прозрачно-теплый коричневый цвет в картине).

3-я группа

– Повышенная эмоциональность.

– Темы красоты.

– Идея: красота обладает спасительной силой. Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф. М. Достоевского “Красотою мир спасется!”

– Солнце – символ источника красоты, первооснова жизни.

4-я группа

– Авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.

– Наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование “я” – одиннадцать раз; рефрена “Я буду петь”, а в картине автор обращается к символам “колокол”, “паутина”. Тем самым можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение “футлярной”, бессолнечной жизни.

Отчеты групп обсуждаются. В результате совместными усилиями создается следующая схема.

Аромат солнца в искусстве символизма


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Аромат солнца в искусстве символизма