Русские символисты и символизм
Символизм – первое по времени появления и наиболее крупное из модернистских течений поэзии “серебряного века”, возникшее в России в 90-е годы XIX века.
Русские символисты традиционно делятся в зависимости от времени возникновения и мировоззренческих позиций на две большие группы: “старшие” символисты, заявившие о себе в 90-е годы, и “младосимволисты” , которые пришли в литературу в начале 1900-х годов. Символисты выдвинули идею конструирования мира в процессе творчества в противовес задаче познания мира в реалистическом
Для символистов именно искусство способно прозревать высшую истинную реальность. Художник-творец улавливает ее тайные смыслы и знаки. Поэтому основной художественной категорией, выбранной символистами в качестве средства выражения, стал символ, важнейшей чертой которого является многозначность.
Поэзия символистов не направлена на массового читателя, наоборот, поэт стремится воплотить свое видение мира через многогранность художественного символа, значение которого скрыто в рамках поэтического контекста, поэтому творчество символистов называют поэзией полутонов, скрытых намеков, тайных
Благодаря символизму поэзия стала более личностной.
- Создание и анализ течения “Символизм” в поэзии Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.). В 1900-е гг. […]...
- Сочинение на тему: Символизм в двадцатом веке Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- Символизм в творчестве Бодлера Основы символизма заключены в романтической приверженности высшему принципу и идеальному миру. Возник символизм из-за кризиса, поразившего Европу во второй половине девятнадцатого века. Все ожидали “конца света” и “заката Европы”, ожидание гибели цивилизации способствовало обострению метафизических настроений, заставляя дух торжествовать над материей. В результате переоценки ценностей недавнего прошлого возник бунт против узкого материализма и натурализма. Символизм […]...
- Символизм в литературе “серебряного века” (конец XIX – начало XX века) Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- Что такое СИМВОЛИЗМ СИМВОЛИЗМ – течение в декадентстве в конце XIX – начале XX веков. Символисты стремились найти в повседневности “отзвуки иных миров” и выразить их в символе, их произведения были устремлены к идеальному, подчас мистическому. Русский символизм был окрашен в трагические тона, поскольку поиски гармонии между человеком и миром не давали результатов, а “страшный мир” российской действительности грозил […]...
- Что такое символизм? (на примере творчества Блока) Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом, появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается, что первые робкие шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Для него символизм 90-х г. – в первую очередь “поэзия намеков”, для Бальмонта – “изысканность русской медлительной речи” и т. д. Все символисты были […]...
- Символизм в творчестве и поэзии (Блок Александр) Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним […]...
- Русский символизм как эстетическое и мистическое движение Главное различие между французскими и русскими символистами в том, что для французов символизм был всего лишь новой формой поэтического выражения, а русские сделали его еще и философией. Они увидели вселенную как систему символов. Для них все было значительным не только само по себе, но и как отражение чего-то другого. Известный сонет Бодлера Correspondances (Соответствия) с […]...
- Символы и символизм Словом “Симболон” (то есть “знак признания”) в Древней Греции называли разломанную пополам палочку. Когда люди, связанные определенными отношениями или соглашением, надолго разъезжались, то ломали палочку пополам; каждый брал себе одну половину, а когда через много лет они сами, измененные внешне до неузнаваемости, или же их наследники, встречались для установления личности, то составляли обе половинки разломанной […]...
- Писатели символисты русского модернизма. Творчество Бальмонта Символисты широко пользовались в своей поэзии приемами импрессионистского искусства, выражая случайные, мимолетные настроения. Они достигли значительных высот в передаче тончайших оттенков чувств. Однако в творческой практике многих из них красота формы, мелодия стиха являлись основной целью, и эта цель достигалась в ущерб глубине и ясности мысли. Символисты стремились приблизить стихи к музыке, надеясь таким образом […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННЕЙ МИР В. Я. БРЮСОВА Брюсов как теоретик символизма. Символизм – направление в литературе (конец 19 – начало 20 века); одно из направлений романтизма. С помощью символа (художественного иносказательного образа) символисты пытались передать индивидуальное восприятие мира. Поэзии символистов свойственно обращение к мистике. Символизм называли также “поэзией намеков” (определение В. Брюсова). Опыт русской классики в поэзии Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика […]...
- Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты) В истории русского искусства есть два особо ценных периода, давших миру множество художественных шедевров, открытий во всех областях интеллектуальной и культурной жизни. Первая из этих эпох носит название Золотого века и датируется началом 19 века, вторая эпоха называется веком Серебряным (конец 19 – начало 20 века). Предреволюционные годы в России знаменуются предчувствием приближающихся глобальных перемен, […]...
- Французский символизм – первое направление модернизма Модернизм (от слова модерн – новый, современный) – это совокупность новых антиреалистических направлений в мировом искусстве конца 19 – первой половины 20 века. Какие направления входили в модернизм? Французский символизм, русский символизм, английский эстетизм, русский акмеизм, футуризм и т. д. Ярко проявился модернизм в живописи, музыке. Вообще рубеж веков иногда называют эпохой “Модерн”. В этом […]...
- Символизм, Импрессионизм и экспрессионизм как литературные явления Символизм, или декаденство – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Символизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм […]...
- Поэты символисты: А. Блок и его произведения Блок относится к поэтам Серебряного века русской литературы. Сложное время, обусловленное масштабностью происходящих в России социальных потрясений, породило непростую и слегка таинственную символику в творчестве Блока. Вместе с тем, именно Блок является любимейшим поэтом множества современников. Поэт воспринимает окружающую действительность очень остро. Минуя разум, его произведения проникают в сердце каждого думающего и интеллигентного человека. Своего […]...
- Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты) На рубеже 19-20 веков в русской литературе возникло интереснейшее явление, названное Серебряным веком. Новый всплеск поэтической жизни России был связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы. Появились разнообразные модернистские течения. Они были очень разнообразны по форме и содержанию. Из всего богатства литературы тех лет можно выделить три крупнейших течения: символизм, акмеизм и футуризм. […]...
- Cочинение на тему “русские писателей-реалистов начала ХХ века” “Все ритм и бег. Бесцельное стремленье! Но страшен миг, когда стремленья нет” (И. Бунин) Тема: Русские писатели-реалисты начала ХХ века. В середине 19 века русская литература и поэзия развивались под влиянием реалистического направления. А окончательный поворот в этом течении произошел с утверждением модернизма. В 1900 годах появляется термин “новый реализм”. Самое интересное состояло в том, […]...
- Поэтическое новаторство символистов Литература конца ХІХ – начала ХХ века – один из наиболее интересных этапов развития мировой литературы. В сознании человечества еще живут прекрасные образы классической литературы ХІХ века, а уже новый век диктует свои критерии ценностей. Поэтому появляются литературные и художественные направления, течения, стили, среди которых новое литературное направление, которое получило название символизм. Поэзия, согласно теории […]...
- Символизм: Бодлер и Верлен В 1880-е годы на страницах французских газет развернулась полемика: в поэзии ясно обозначилось новое направление – как называть его? “Декаденты” – этим словом клеймили тогдашних поэтов. Возражать взялся один из них – Жан Мореас (1856-1910): “…Название, предложенное нами, – СИМВОЛИЗМ, – единственно подходящее для новой школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства”. […]...
- Символизм и футуризм в поэзии серебряного века 1. Серебряный век русской поэзии. 2. К. Д. Бальмонт и его стихи. 3. Футуристы и В. Хлебников. 4. Сплав футуризма и символизма в поэзии Б. Л. Пастернака. 5. Уникальность новой поэзии. Где вдохновение неподдельно, там есть и поэзия… В. Г. Белинский Серебряным веком называется культурная эпоха в истории России на рубеже XIX-XX веков. Выражение “серебряный […]...
- Символизм и реализм Оба этих литературоведческих термина имеют совершенно определенное содержание, но творчество каждого крупного художника обогащает это содержание и открывает в нем новые грани. Творческому методу Достоевского, который он сам называл “реализмом в высшем смысле”, исследователи впоследствии давали самые разные определения, в том числе “символический реализм” или “реалистический символизм”. Между этими двумя определениями, конечно, есть разница, но […]...
- Природа – храм: символизм конца XIX – начала XX века Если символом эпохи Барокко мог бы стать “мыслящий тростник”, “человек – не что иное, как слабейший в природе тростник”, трепещущий от собственной малости несоизмеримой с грандиозностью мира, но все его величие состоит в том, что он мыслящий тростник: “Все наше достоинство заключено в мысли”. Символом творчества новых романтиков мог бы стать крылатый “Пьяный корабль” Рембо, […]...
- Анализ стихотворения “Поэзия” Пастернак “Поэзия” (1922). Стихотворение объясняет роль поэта в мире, назначение поэтического творчества. Новое понимание человека и мира, как двух частей единого целого, рождает и новое понимание происхождения и задач искусства. Поэзия нужна не для того, чтобы изображать жизнь, описывать события, характеризовать чувства, переживания поэта. Искусство равно жизни, берет в жизни свое начало: Поэзия, когда под краном […]...
- Княгиня Трубецкая в поэме Н. А. Некрасова “Русские женщины” Русские женщины Некрасов Н. А Княгиня Трубецкая в поэме Н. А. Некрасова “Русские женщины” Н. А. Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме “Русские женщины” он рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу. Следуя за мужьями, эти женщины оставляли удобную богатую жизнь, покидали родных и близких, несмотря на угрозы и препятствия со […]...
- Символизм Символизм – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала ХХ в. Возникло во Франции и быстро распространилось в других странах – Англии, Германии, Австрии, Бельгии, Норвегии, России, Украине. Символическое художественное мышление предполагает восприятие объектов материального мира как “знаков” вечных идей. К числу ведущих художественных принципов символизма принадлежит установление “соответствий” и аналогий между различными […]...
- Реализм и символизм Ч. Диккенса Своеобразие реализма Диккенса, например, в сравнении с реализмом Флобера, и заключается в попытке соединения этического и эстетического идеалов писателя в некое органическое целое. Это стремление писателя обусловлено, в первую очередь, своеобразием становления и развития реализма в Англии. Если во французской литературе реализм оформился в самостоятельное направление после эпохи романтизма, то в английской литературе романтизм и […]...
- Батюшков и Жуковский – первые русские поэты-романтики Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный, зрелый и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты. […]...
- К уроку по теме: “Русские народные сказки: сказка “Царевна-лягушка” Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата-царевича стреляют из лука. Учитель может дать учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси в Средние века. Искусству стрельбы из лука учили детей с раннего возраста. Стрела летела на расстояние 300 шагов. Любопытно будет узнать, что сила лука взрослого […]...
- Русская поэзия на стыке XIX и XX веков (“На нас упала тень “Серебряного века””) В самом конце XIX и первые два десятилетия XX века русская литература переживала период необычайного подъема. Это время известно нам под названием “серебряного века”. “Серебряный век” русской поэзии своими корнями уходил в “век золотой” – творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. В этот период русские поэты проявляли интерес к формальным изыскам в […]...
- Русские поэты XX века о духовной красоте человека (На примере творчества Е. А. Евтушенко) 1. Личность Е. А. Евтушенко. 2. Творческий путь. 3. Духовно и душевно чистые люди в лирике поэта. 4. “Свадьбы” – сильный характер русского народа. 5. “Настя Карпова” – пример чистого и сильного женского образа. Людей неинтересных в мире нет Е. А. Евтушенко Е. А. Евтушенко – лидер молодой волны поэзии 50-60-х годов. Для него как […]...
- “Серебряный век”: модернистский период развития русской поэзии На изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX – начала XX ст. называют “серебряным веком”, русским поэтическим ренессансом. Идейной подпочвой развития новой русской поэзии, стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на границе ХІХ-ХХ ст. […]...
- “Серебряный век” русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным веком”. Специфика “серебряного века” заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
- Любимые русские барды (авторская песня 60-70-х годов XX века) Современная авторская песня. Этим названием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Ранний этап ее относится к концу 50-х годов XX века, к времени, которое сегодня принято называть “хрущевской оттепелью”. Тогда центром авторской или, как называли ее сами создатели, самодеятельной […]...
- Любимые русские барды Современная авторская песня – это целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Ранний период ее развития относится к концу 1950-х годов, к времени, которое сегодня принято называть “хрущевской оттепелью”. Тогда центром авторской, или, как называли ее сами создатели, самодеятельной, песни стал […]...
- Представители символизма, определение На рубеже ХIХ-ХХ вв. в русской и мировой литературе возник ряд течений, объединенных общим названием “декадентство”. Эти течения ознаменовали собой отход от реалистических традиций и обращение как к иным методам (романтизм по преимуществу), так и к другим сферам действительности (психологической действительности, действительности внутреннего мира человека в первую очередь). Не так давно на этом искусстве лежал […]...
- Любимые герои Чехова – обыкновенные русские люди В творчестве Антона Павловича Чехова, который становится писателем разночинной демократической русской интеллигенции, отразились и лучшие, и слабые стороны этой части интеллигенции. Вместе с ростом художественного мастерства все более углублялся и образ любимого Чеховым героя его творчества – рядового, обыкновенного русского человека, во имя которого писатель жил и творил, ответственность перед которым чувствовал так глубоко до […]...
- Сочинение на тему: На НАС УПАЛА ТЕНЬ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ НА СТЫКЕ ВЕКОВ) (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ НА СТЫКЕ ВЕКОВ) В самом конце XIX и первые два десятилетия XX века русская литература переживала период необычайного подъема. Это время известно нам под названием “серебряного века”. “Серебряный век” русской поэзии своими корнями уходил в “век золотой” – творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. В этот период русские […]...
- Анализ стихотворения “Поэзия” Ф. И. Тютчева Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор. Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. Поэзия “с небес слетает к нам – […]...
- Художественные особенности поэзии поэтов-символистов XX века Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX – в начале XX века. Основы эстетики символизма положили начало французские поэты конца 70-х годов прошлого века П. Верлен, А. Рембо и другие. Поэтический символ считается более действенным художественным средством, чем образ. Символ – это определенный знак, который указывает на связь реального мира и […]...
- А. С. ПУШКИН И РУССКИЕ ЦАРИ А. С. Пушкин родился, когда Россией пра- вил император Павел. Молодость его прошла при Александре I. Вторая половина его жиз- ни выпала на время правления Николая I. Но не эти цари больше всего занимали мысли по- эта. Ему был очень близок образ властителя Петра I. Личностью Петра I А. С. Пушкин интере- совался на протяжении […]...