Подъем культуры, литературы, науки в эпоху ренессанса и барокко

Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI столетия. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 периода: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты старались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного.

Для этого прежде всего нужно было знание старинных языков, ведь только так можно было познакомиться с античными образцами письменности. Итак, большое внимание отводилось гуманитарному образованию, а также деятельности, непосредственно связанной с образованием и наукой, в частности, книгопечатанью.

Начато было книгопечатанье в Германии в середине XV ст. Йоганном Гутенбергом, который выдал “Библию”. Со временем в Риме вышла из печати первая книга украинского автора – поэта Юрия Дрогобыча, позднее выдавались книги в Кракове и в Праге. Первыми напечатанными на территории России книгами стали “Апостол” и “Букварь”, которые были выданы в 1574 г. во Львове Иваном Федоровым.

Испытывала изменения система образования. Именно за период Ренессанса студенты начали отправляться на обучение в университеты других стран – к Краковскому, Падуанскому, Болонскому, Пражскому университетам. Во второй половине XVI столетия появляются попытки основать другие школы и в России – так возникла Острожская школа, ректором которой был Герасим Смотрицкий.

Острожская школа давала основательные знания по греческому, церковнославянскому, латинскому, любые из основных гуманитарных предметов.

Именно на период Ренессанса приходятся противоречия между Западной и Восточной церквами по поводу культурных взаимоотношений и перспектив дальнейшего развития. Основные расхождения между церквями состояли в догмате пресвятой тройки, учении католической церкви о чистилище, разностях в обрядах, а также в календарных стилях. Все это привело к появлению значительного количества полемических произведений.

Среди украинских полемистов, которые сделали значительный взнос в историю украинской литературы эпохи Возрождения, следует вспомнить Герасима Смотрицкого (“Ключ от царства небесного”), Христофора Филарета (“Апокрисис”), Ивана Вишенского (“Послание к епископам”, “Предостережение”).

В период Ренессанса появлялись произведения поэтов-гуманистов (Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Севастьяна Кльеновича). Украина вместе с другим светом переживала времена подъема культуры. Следующий период, XVII-XVIII столетия, исследователи называют периодом барочной культуры. Термин “барокко” ввели в общее обращение в XIX ст. классицисты, которые любили порядок во всем и пренебрежительно относились к предыдущим эпохам.

Это понятие относилось к произведениям, которые были утонченно метафорические, отличались эмоциональностью и раскованностью.

Основными формами изображения для писателей периода барокко были символ и аллегория. Мир для них был театром, где режиссер – Бог, итак, искусство этих времен имело на себе отражение фатализма, бесполезности всего существующего.

Приобретает Развитие барочная риторика и ораторская проза. Риторика – наука о прозаических жанрах и теории прозы – была одной из базовых школьных дисциплин, ведь система воспитания предусматривала, что каждый из выпускников будет владеть ораторским искусством. В проповедничестве XVII ст. определялись три основных фигуры: Лазарь Баранович (сборник “Меч духовный”, “Трубы словесов проповедных”), Иоаникий Галятовский (“Ключ понимания”) и Антоний Радивиловский (“Огородок Марии Богородицы”, “Венцов Христовый”).

Эпоха барокко с ее проповедями и религиозными поучениями предусматривала возвращение к традициям Средневековья. Для барочной культуры традиционным был всплеск жизненной литературы. Она постепенно объединяла религиозно-поучительную беллетристику с историческими элементами и послаблением дидактического эффекта.

Появились новые редакции Киево-Печерского патерика, произведения Сильвестра Косовая “Патерикон” и “Жития святых отцов печорских”, был основан новый агеографичный жанр – рассказ о чудесах, которые создавала Богородица (книга Иоаникия Галятовского “Небо новое” (1665 г.), которая состояла из 445 коротких новелл о таких чудесах).

Приобретала развитие и историко-мемуарная проза, особенностью которой стал процесс перехода от механического пересказа событий к их публицистическому описанию. Писатели искали логику исторического процесса, его движущие силы, старались увидеть определенные закономерности. Наиболее популярным произведением эпохи барокко стал “Синопсис” (1674) – исторический обзор неизвестного автора.

Но “Синопсис” имел официальный, формальный характер в отличие от так называемых “Казацких летописей” – летописи Самовидца, Самойла Величка и Григория Грабьянки. Произведения панегирической, эпиграмматической и курьезной поэзии также приобрели в этот период значительного развития благодаря обязательному изучению теории и практики стихосложения в высшей школе. Следует вспомнить таких поэтов, как Климентий Зиновиьев (272 эпиграмматических произведения), Иван Величковский (сборник “Зегар (Часы)”, “Млеко”) и Сафроний Почазький (“Евхаристирион”).

За своей структурой и тематикой, более всего приближались к современной философской лирике произведения метафизической и исторической поэзии. Кирилл Транквилион-Старовецький, Лазарь Баранович, Иван Максимович – ярчайшие представители этого направления развития литературы. Периоды ренессанса и барокко имели значительное влияние на дальнейшее развитие украинской литературы благодаря всплеску общественно-политической и культурной жизни, который происходил в эти времена.



Подъем культуры, литературы, науки в эпоху ренессанса и барокко