Тема вечности в барокко
Можно привести в качестве примера разбор кантаты № 60 И. С. Баха и «хорала Вечности» в работе М. Н. Лобановой «Западноевропейское музыкальное барокко»: «Специфический смысл этот ход приобретает в кантате № 60 И. С. Баха: начальный и заключительный хоралы олицетворяют начало и конец страстного пути. Все интонационное развитие подчинено движению от первой к заключительной мелодии. Многочисленные инструментальные контрапункты усиливают первую фразу «хорала Вечности» — ее интонации обыграны во вступлении, рассеяны в контрапунктах…
Ключевая
Но самой многозначительной становится повторенная заключительная фраза второго хорала: возвращая нас к началу первого напева, являясь его инверсией, она
Исследователи барокко отмечают, что художественная культура барокко была пронизана рационализмом в большей степени, чем живое слово Ренессанса. «Логика выступает в тяжелых доспехах риторики». Ораторское слово по своей природе патетично, такой слог более всего подходит для выражения конфликта между суетным миром и тем сущностным, что предобразовало личность человека. Вечность — одна самых значительных тем искусства барокко, «время без времени»: «Примерами воплощения подобного противоречия могут служить две духовные песни талантливого поэта Иоганнеса Риста. В обеих воспевается Вечность — в одной как блаженство, в другой как «громослово» (Dormer Wohrt в старом написании), обрекающее человека на муки (приводим начало второй песни, легшей в основу кантаты № 20):
О Вечность, ты громовое Слово,
О Меч, пронзающий Душу.
О Начало без Конца.
О Вечность, Время без Времени.
От охватившей меня печали
Где найти спасенье?»
Интересно не только само воплощение темы вечности, но и то, что вечность находит воплощение в миге, мгновении: «…между собой они, эти мгновения, взаимосвязаны, а рядоположение их статично. У Баха в миге — вечность. Метафорически говоря, так соотносятся капля и море».
Время будто остановилось в своем течении, а мир изменчив; надо уметь преодолевать его искушения нравственным противостоянием.
- Краткая характеристика барокко в искусстве и литературе < p>Барокко — это направление в литературе и искусстве в 17-18 веках, которое пришло на смену Возрождению. Слово «барокко» переводится как «жемчужина неправильной формы». Такое название дано неслучайно. Основными чертами барокко стали асимметрия, тяготение к контрастам, к пышной, осложненной форме, парадности. < p>Барокко соединило в себе искусство готики и Возрождения. Как и искусство Возрождения, оно […]...
- Тема урока: Барокко в западноевропейской живописи и музыке Форма урока: комбинированный урок. Цель: овладеть навыками анализа музыкальных и живописных произведений, созданных в стиле барокко. Задаче: 1. Продолжить работу над овладением учащимися арсеналом средств художественной выразительности стиля барокко (живопись, музыка). 2. Развитие способностей к анализу. Ход урока 1 этап. Учитель. Слово «барокко» имеет несколько значений: причудливый, вычурный, жемчужина неправильной, формы. Этим словом стали называть […]...
- Стиль барокко в украинской литературе Выдающееся место в истории украинской литературы от давности до нынешнего времени занимает сочинительство ХУІІ-ХУШ ст. Для характеристики литературного наследства ХУІІ-ХУШ ст. историки литературы употребляют понятия «стиль барокко». Первые черты барочного стиля в украинской литературе начали появляться в конце XVI ст. Продолжительное время считалось, что черты барочного стиля характеризуют лишь искусство и литературу Западной Европы. Погодя […]...
- Барокко во французской литературе Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.3. Барокко во французской литературе Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании, но снискало своих поклонников. Главный отличительный признак французского барокко кроется в его строгой привилегированности. Французское барокко несло в себе черты аристократические: это было прециозное, изысканное […]...
- Что такое барокко Барокко — это европейское направление искусства, определенный стиль 17-18 века. Его считают жемчужиной тогдашнего развития. Развитие этого стиля произошло вследствие завершения эпохи Ренессанса. Также его можно охарактеризовать как нечто среднее между Готикой и эпохой Возрождения. Эпоха характеризуется не только своеобразной тематикой в литературе, а и в других видах искусства. Долго считали, что Направление барокко прослеживается […]...
- Сочинение на тему «Барокко» Барокко — стиль европейского искусства, пришедшего, по одной из версий, в роли неоднозначной реакции на эпоху Ренессанса. В целом считается, что родина барокко — Италия, где этот стиль идентифицируют как «жемчужину неправильной формы». Барокко зародился в XVI веке, однако, пик его расцвета — XVII столетия. Не удивительно, что этот стиль предстает перед нами как синтез […]...
- Величайшие писатели украинского барокко В середине XVII ст. точилась отчаянная освободительная борьба украинского народа против внешних врагов: польских, татарских, турецких. В1654 году произошло соединение Украины с Россией — это укрепило связи двух народов. Наука и культура развивалась под влиянием идей Возрождения. Начал формироваться и утверждаться в европейской культуре стиль, который назван «барокко». Происходит из итальянского языка, означает «странный, химерический». […]...
- Литературный стиль: Литература Барокко Барокко (от итал. barоссо, фр. baroque — странный, неправильный) — литературный стиль в Европе конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «бароко» перешел к литературоведению из искусствоведения из-за общего сходства в стилях изобразительных искусств и литературы той эпохи. Считают, что первым термин «бароко» относительно литературы использовал Фридрих Ницше. Это художественное направление было общем для […]...
- Русское барокко как литературное направление Как одно из проявлений влияния нового типа может рассматриваться и русское барокко. Русское барокко — это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Белоруссии. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусского воздействия. Это новые идейные веяния, новые темы, новые жанры, новые умственные интересы и, конечно же, новый […]...
- Черты барокко Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация […]...
- Литературный процесс: барокко Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко — прежде всего порождение нового времени. Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. Впоследствии учение о страстях получит […]...
- «Трагический гуманизм» барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.5. «Трагический гуманизм» барокко Обратимся к нескольким примерам, в которых ярко проявляются образы барокко, сложные по характеру, в которых прежде всего чувствуется сочетание полярных начал, явно контрастных, намеренно сопоставляемых для выявления внутреннего напряжения данного образа. Таковым представляется нам образ Фернандо. В одном из первых своих монологов герой выражает противоречивое […]...
- Что может противопоставить человек «глухой, холодной вечности»? Сочинение по реальным тестам ЕГЭ. Восток, тест 2. Что может противопоставить человек «глухой, холодной вечности» — вот вопрос, над которым размышляет Р. Савинов .Автор с волнением повествует о мальчике, душу которого затронули слезы старика, увидевшего, что на месте деревушки, где он жил когда-то, остались лишь «степь, далекое поле» и «никакого знака былой жизни». Герой задается […]...
- Кризис ренессансного гуманизма. Классицизм и барокко По-разному сложилась историческая судьба народов Западной, Центральной и Южной Европы в XVII столетии. Италия : обнищала, культура оскудела. Раздробленность. Частично подчинялась Германии и Франции, объединится только в конце 19 века. Германия : 1618-1648 — Тридцатилетняя война. Опустошительная. Около 2/3 населения погибло. Испания : за короткий период вырвалась вперед. Захватила большие заморские колонии, выкачивала из новооткрытой […]...
- Барокко как культурно-историческая эпоха Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, […]...
- Охарактеризуйте барокко как направление в литературе и искусстве В современном искусствоведении и литературоведении словом «барокко» обозначают стиль в искусстве XVII столетие, художественное направление этих пор и самую эпоху. Барокко — первый общеевропейский стиль, он ярко проявил кризис ренессансных представлений и вместе из тем удостоверил старание средствами искусства постигнуть сложный и противоречивый мир. В культуре барокко утвердило представление о миру как об объединении противоречивых […]...
- Литература украинского барокко Как же обозначилось научное оживление XVII ст. на жизни обычного человека? Смотря как его оценивать. С одной стороны, точным наукам европейцы обязаны тем комфортом, к которому они привыкли (ныне это выражается одним словом «евростандарт»). И очень много, в этом плане дало именно XVII ст. Изобретенные учеными механизмы все больше заменяли трудную и скучную для людей […]...
- Стихийное начало в человеке барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.11. Стихийное начало в человеке барокко Цепи на ногах Сехисмундо (таким он впервые предстает в драме) оказываются символом несвободы человека барокко, несвободы физической и философской. Физическая несвобода заключается в том, что человек, рожденный быть свободным, в социуме несвободен: он зависим от многих людей, обстоятельств, самой судьбы, не имеет свободы […]...
- Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. ЗАХІДНОЄВРОПЕЙСЬКИЙ РОМАН XVII СТОЛІТТЯ МІЖ КЛАСИЦИЗМОМ І БАРОККО (Барокко й класицизм в історії світової культури: Матеріали Міжнародної наукової конференції. — Спб., 2001. — С. 20-23) «Джерело: пильний аналіз конкретних добутків західноєвропейської романної прози цього періоду дозволяє зробити деякі важливі уточнення. «Джерело: […]...
- Подъем культуры, литературы, науки в эпоху ренессанса и барокко Период Ренессанса — Возрождение — охватывает XIV-XVI столетия. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 периода: античность, средневековье и ренессанс — возвращение к античности. Тогдашние гуманисты старались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого прежде всего нужно было знание старинных языков, ведь только […]...
- Комедии Кальдерона в стиле барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.2. Комедии Кальдерона в стиле барокко. Комедия «Дама-невидимка» Комедия и после Лопе де Веги оставалась для реакционеров ненавистнейшим жанром национального театра. И хотя гуманистическая направленность комедии в отличие от комедии Лопе де Веги сузилась и драматурги барокко перерабатывали уже существующие комедии, тем не менее новые комедии все также утверждали […]...
- «Принадлежит вечности»(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 1. «Мастер и Маргарита» — «закатный роман» Булгакова. 2. Уникальность жанра и композиции «Мастера и Маргариты». 3. Сюжетные линии романа. 4. «Вечные» вопросы в романе «Мастер и Маргарита» и их решение. 5. Осмысление автором катастрофичности двух эпох. 6. Значение романа. Творчество М. А. Булгакова — та художественная величина, который мы, его соотечественники, вправе гордиться. Булгаков […]...
- Конфликты мира и вечности, живого и умирающего в творчестве Фета В творчестве Афанасия Афанасьевича Фета на первом месте стояли отнюдь не социальные конфликты и даже не политические потрясения, а жизнь человеческой души. Для поэта важна тема любви, путь юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, горечь утраты и внеземного счастья, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о его месте в обществе и в […]...
- История вечности АРГЕНТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Хорхе Луис Борхес (Jorge Luis Borges) История вечности (Historia de la eternidad) Рассказы, эссе (1936) Произведения, вошедшие в цикл «История вечности», объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость… Один из рассказов, включенных в «Историю вечности», — «Приближение к Альмутасиму». Рассказ представляет собою нечто вроде […]...
- Контроль знаний по теме «Литература европейского барокко» Ход урока. I. Объявление темы и цели урока. II. Выполнение контрольной работы (тесты). Вариант I. Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ — 1 балл). Задача с выбором правильного ответа 1. Укажите, как называли эпоху классицизма во Франции: А) «эпоха Расина»; б) «эпоха Мольера»; В) «эпоха Корнеля»; г) «эпоха Лафонтена». 2. Укажите название театра, который […]...
- Краткое содержание История вечности Х. Л. Борхес История вечности Произведения, вошедшие в цикл «История вечности», объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость… Один из рассказов, включенных в «Историю вечности», — «Приближение к Альмутасиму». Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром […]...
- Мотив бренности человека перед лицом вечности природы в стихотворениях Тютчева Мотив бренности человека перед лицом вечности природы развивается во многих стихотворениях поэта. Таковы, например, «Снежные горы», «Успокоение», «Над виноградными холмами…», «Яркий снег сиял в долине…» и другие. Особенно отчетливо этот мотив выражен в заключительной строфе стихотворения «В небе тают облака…»: «Чудный день! Пройдут века Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И […]...
- Скобелєв А. В., Шаулов. «Тепер я крапля в море»;. «Висоцкое»; барокко 8. «А як бути з образами предметів?» Скобелєв А. В., Шаулов. «Тепер я крапля в море». «Висоцкое» барокко 8. «А як бути з образами предметів?» А як бути з образами предметів? » «Джерело: 17 v-euro-lit.)» Висоцькому-Експресіоністі» , маючи на увазі, однак, в основному параболічні ролі ліричного Я. У цьому аспекті, можливо, їй здадуться цікавими статті Г. Г. Хазагерова, згадані вище. А питання […]...
- Краткое изложение эссе «История вечности» Произведения, вошедшие в цикл «История вечности», объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость. Один из рассказов, включенных в «Историю вечности», — «Приближение к Альмутасиму». Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром Бахадуром. Герой романа, чье имя […]...
- История вечности — Хорхе Луис Борхес Произведения, вошедшие в цикл «История вечности», объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость… Один из рассказов, включенных в «Историю вечности», — «Приближение к Альмутасиму». Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром Бахадуром. Герой романа, чье имя […]...
- «История вечности» Борхеса в кратком содержании Произведения, вошедшие в цикл «История вечности», объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость… Один из рассказов, включенных в «Историю вечности», — «Приближение к Альмутасиму». Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром Бахадуром. Герой романа, чье имя […]...
- Улыбка вечности ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Пер Лагерквист (Par Lagerkvist) Улыбка вечности (Det eviga leendet) Роман (1920) Где-то во тьме, за пределами жизни, сидели и разговаривали мертвые. Каждый в основном говорил о себе, но все другие внимательно слушали. В конце концов, обсудив свое положение, мертвые решились на действие. Один из сидевших во тьме вознегодовал на живых, он считал их […]...
- Сочинение на тему: «Учитель касается вечности» Всем известно утверждение, что школа — это наш второй дом. И это не голословное утверждение: в школе мы проводим большую часть своего дня, именно здесь происходят наши самые больше радости и огорчения, здесь мы находим себе друзей, получаем новые знание, и наше понимание мира и мировоззрение так же формируется именно в школе. И конечно учитель […]...
- На струнах Вечности (по поэзиям П. Тычины) Исполнители: Музыкант, чтецы. Звучит музыка. 1-й чтец. Ветер. Не ветер — буря! Крушит, ломает, из земли вырывает… За черными тучами (с блеском! ударами!), за черными тучами миллион миллионов Мускулистых рук… Катит. В землю врезает (то ли город, дорога, или луг), в землю плуг. А на земле люди, звери и сады, а на земле боги и […]...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма […]...
- Символы язык вечности Наш мир уникален. В нем так много разных событий и явлений, которые мы до сих пор не можем понять. Благодаря словам у нас есть возможность выражать свои мысли, переживания, точки зрения. Но иногда этого не достаточно. Иногда одних слов мало. Есть вещи, которые не поддаются точному анализу. В такие моменты мы больше всего нуждаемся в […]...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний […]...
- «Улыбка вечности» Лагерквиста в кратком содержании Где-то во тьме, за пределами жизни, сидели и разговаривали мертвые. Каждый в основном говорил о себе, но все другие внимательно слушали. В конце концов, обсудив свое положение, мертвые решились на действие. Один из сидевших во тьме вознегодовал на живых, он считал их слишком самонадеянными. Живые воображают, что все сущее только на них и держится. Но […]...
- Управление при однородных членах предложения «Кто кого»? Следует обращать внимание на управление при однородных членах предложения в случаях, когда от них зависит одно слово. Например, в словосочетании покупать и продавать книги слово книги одновременно зависит от обоих глаголов. И если каждый из однородных членов предложения требует при себе одной и той же формы, проблем не возникает. В таком случае естественно […]...
- Анализ стихотворения «Дано мне тело…» Мандельштам «Дано мне тело…» Основная тема стихотворения соотношение времени и вечности. Время Вечности, которое дано поэту, осознается как высший дар: На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть — Узора милого не зачеркнуть. Параллель вечность-мгновение отражает особенности мировосприятия лирического героя. Любой поступок, каждое […]...