Тема вечности в барокко
Можно привести в качестве примера разбор кантаты № 60 И. С. Баха и “хорала Вечности” в работе М. Н. Лобановой “Западноевропейское музыкальное барокко”: “Специфический смысл этот ход приобретает в кантате № 60 И. С. Баха: начальный и заключительный хоралы олицетворяют начало и конец страстного пути. Все интонационное развитие подчинено движению от первой к заключительной мелодии. Многочисленные инструментальные контрапункты усиливают первую фразу “хорала Вечности” – ее интонации обыграны во вступлении, рассеяны в контрапунктах…
Ключевая
Но самой многозначительной становится повторенная заключительная фраза второго хорала: возвращая нас к началу первого напева, являясь его инверсией,
Исследователи барокко отмечают, что художественная культура барокко была пронизана рационализмом в большей степени, чем живое слово Ренессанса. “Логика выступает в тяжелых доспехах риторики”. Ораторское слово по своей природе патетично, такой слог более всего подходит для выражения конфликта между суетным миром и тем сущностным, что предобразовало личность человека. Вечность – одна самых значительных тем искусства барокко, “время без времени”: “Примерами воплощения подобного противоречия могут служить две духовные песни талантливого поэта Иоганнеса Риста. В обеих воспевается Вечность – в одной как блаженство, в другой как “громослово” (Dormer Wohrt в старом написании), обрекающее человека на муки (приводим начало второй песни, легшей в основу кантаты № 20):
О Вечность, ты громовое Слово,
О Меч, пронзающий Душу.
О Начало без Конца.
О Вечность, Время без Времени.
От охватившей меня печали
Где найти спасенье?”
Интересно не только само воплощение темы вечности, но и то, что вечность находит воплощение в миге, мгновении: “…между собой они, эти мгновения, взаимосвязаны, а рядоположение их статично. У Баха в миге – вечность. Метафорически говоря, так соотносятся капля и море”.
Время будто остановилось в своем течении, а мир изменчив; надо уметь преодолевать его искушения нравственным противостоянием.
- Краткая характеристика барокко в искусстве и литературе < p>Барокко – это направление в литературе и искусстве в 17-18 веках, которое пришло на смену Возрождению. Слово “барокко” переводится как “жемчужина неправильной формы”. Такое название дано неслучайно. Основными чертами барокко стали асимметрия, тяготение к контрастам, к пышной, осложненной форме, парадности. < p>Барокко соединило в себе искусство готики и Возрождения. Как и искусство Возрождения, оно […]...
- Тема урока: Барокко в западноевропейской живописи и музыке Форма урока: комбинированный урок. Цель: овладеть навыками анализа музыкальных и живописных произведений, созданных в стиле барокко. Задаче: 1. Продолжить работу над овладением учащимися арсеналом средств художественной выразительности стиля барокко (живопись, музыка). 2. Развитие способностей к анализу. Ход урока 1 этап. Учитель. Слово “барокко” имеет несколько значений: причудливый, вычурный, жемчужина неправильной, формы. Этим словом стали называть […]...
- Стиль барокко в украинской литературе Выдающееся место в истории украинской литературы от давности до нынешнего времени занимает сочинительство ХУІІ-ХУШ ст. Для характеристики литературного наследства ХУІІ-ХУШ ст. историки литературы употребляют понятия “стиль барокко”. Первые черты барочного стиля в украинской литературе начали появляться в конце XVI ст. Продолжительное время считалось, что черты барочного стиля характеризуют лишь искусство и литературу Западной Европы. Погодя […]...
- Барокко во французской литературе Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.3. Барокко во французской литературе Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании, но снискало своих поклонников. Главный отличительный признак французского барокко кроется в его строгой привилегированности. Французское барокко несло в себе черты аристократические: это было прециозное, изысканное […]...
- Что такое барокко Барокко – это европейское направление искусства, определенный стиль 17-18 века. Его считают жемчужиной тогдашнего развития. Развитие этого стиля произошло вследствие завершения эпохи Ренессанса. Также его можно охарактеризовать как нечто среднее между Готикой и эпохой Возрождения. Эпоха характеризуется не только своеобразной тематикой в литературе, а и в других видах искусства. Долго считали, что Направление барокко прослеживается […]...
- Сочинение на тему “Барокко” Барокко – стиль европейского искусства, пришедшего, по одной из версий, в роли неоднозначной реакции на эпоху Ренессанса. В целом считается, что родина барокко – Италия, где этот стиль идентифицируют как “жемчужину неправильной формы”. Барокко зародился в XVI веке, однако, пик его расцвета – XVII столетия. Не удивительно, что этот стиль предстает перед нами как синтез […]...
- Величайшие писатели украинского барокко В середине XVII ст. точилась отчаянная освободительная борьба украинского народа против внешних врагов: польских, татарских, турецких. В1654 году произошло соединение Украины с Россией – это укрепило связи двух народов. Наука и культура развивалась под влиянием идей Возрождения. Начал формироваться и утверждаться в европейской культуре стиль, который назван “барокко”. Происходит из итальянского языка, означает “странный, химерический”. […]...
- Русское барокко как литературное направление Как одно из проявлений влияния нового типа может рассматриваться и русское барокко. Русское барокко – это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Белоруссии. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусского воздействия. Это новые идейные веяния, новые темы, новые жанры, новые умственные интересы и, конечно же, новый […]...
- Литературный процесс: барокко Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко – прежде всего порождение нового времени. Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. Впоследствии учение о страстях получит […]...
- Барокко как культурно-историческая эпоха Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает “жемчужина причудливой формы”, иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, […]...
- “Трагический гуманизм” барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.5. “Трагический гуманизм” барокко Обратимся к нескольким примерам, в которых ярко проявляются образы барокко, сложные по характеру, в которых прежде всего чувствуется сочетание полярных начал, явно контрастных, намеренно сопоставляемых для выявления внутреннего напряжения данного образа. Таковым представляется нам образ Фернандо. В одном из первых своих монологов герой выражает противоречивое […]...
- Что может противопоставить человек “глухой, холодной вечности”? Сочинение по реальным тестам ЕГЭ. Восток, тест 2. Что может противопоставить человек “глухой, холодной вечности” – вот вопрос, над которым размышляет Р. Савинов .Автор с волнением повествует о мальчике, душу которого затронули слезы старика, увидевшего, что на месте деревушки, где он жил когда-то, остались лишь “степь, далекое поле” и “никакого знака былой жизни”. Герой задается […]...
- Охарактеризуйте барокко как направление в литературе и искусстве В современном искусствоведении и литературоведении словом “барокко” обозначают стиль в искусстве XVII столетие, художественное направление этих пор и самую эпоху. Барокко – первый общеевропейский стиль, он ярко проявил кризис ренессансных представлений и вместе из тем удостоверил старание средствами искусства постигнуть сложный и противоречивый мир. В культуре барокко утвердило представление о миру как об объединении противоречивых […]...
- Литература украинского барокко Как же обозначилось научное оживление XVII ст. на жизни обычного человека? Смотря как его оценивать. С одной стороны, точным наукам европейцы обязаны тем комфортом, к которому они привыкли (ныне это выражается одним словом “евростандарт”). И очень много, в этом плане дало именно XVII ст. Изобретенные учеными механизмы все больше заменяли трудную и скучную для людей […]...
- Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. ЗАХІДНОЄВРОПЕЙСЬКИЙ РОМАН XVII СТОЛІТТЯ МІЖ КЛАСИЦИЗМОМ І БАРОККО (Барокко й класицизм в історії світової культури: Матеріали Міжнародної наукової конференції. – Спб., 2001. – С. 20-23) “Джерело: пильний аналіз конкретних добутків західноєвропейської романної прози цього періоду дозволяє зробити деякі важливі уточнення. “Джерело: […]...
- “Принадлежит вечности”(По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) 1. “Мастер и Маргарита” – “закатный роман” Булгакова. 2. Уникальность жанра и композиции “Мастера и Маргариты”. 3. Сюжетные линии романа. 4. “Вечные” вопросы в романе “Мастер и Маргарита” и их решение. 5. Осмысление автором катастрофичности двух эпох. 6. Значение романа. Творчество М. А. Булгакова – та художественная величина, который мы, его соотечественники, вправе гордиться. Булгаков […]...
- Комедии Кальдерона в стиле барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.2. Комедии Кальдерона в стиле барокко. Комедия “Дама-невидимка” Комедия и после Лопе де Веги оставалась для реакционеров ненавистнейшим жанром национального театра. И хотя гуманистическая направленность комедии в отличие от комедии Лопе де Веги сузилась и драматурги барокко перерабатывали уже существующие комедии, тем не менее новые комедии все также утверждали […]...
- История вечности АРГЕНТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Хорхе Луис Борхес (Jorge Luis Borges) История вечности (Historia de la eternidad) Рассказы, эссе (1936) Произведения, вошедшие в цикл “История вечности”, объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость… Один из рассказов, включенных в “Историю вечности”, – “Приближение к Альмутасиму”. Рассказ представляет собою нечто вроде […]...
- Краткое содержание История вечности Х. Л. Борхес История вечности Произведения, вошедшие в цикл “История вечности”, объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость… Один из рассказов, включенных в “Историю вечности”, – “Приближение к Альмутасиму”. Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром […]...
- Контроль знаний по теме “Литература европейского барокко” Ход урока. I. Объявление темы и цели урока. II. Выполнение контрольной работы (тесты). Вариант I. Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ – 1 балл). Задача с выбором правильного ответа 1. Укажите, как называли эпоху классицизма во Франции: А) “эпоха Расина”; б) “эпоха Мольера”; В) “эпоха Корнеля”; г) “эпоха Лафонтена”. 2. Укажите название театра, который […]...
- Скобелєв А. В., Шаулов. “Тепер я крапля в море”;. “Висоцкое”; барокко 8. “А як бути з образами предметів?” Скобелєв А. В., Шаулов. “Тепер я крапля в море”. “Висоцкое” барокко 8. “А як бути з образами предметів?” А як бути з образами предметів? ” “Джерело: 17 v-euro-lit.)” Висоцькому-Експресіоністі” , маючи на увазі, однак, в основному параболічні ролі ліричного Я. У цьому аспекті, можливо, їй здадуться цікавими статті Г. Г. Хазагерова, згадані вище. А питання […]...
- “История вечности” Борхеса в кратком содержании Произведения, вошедшие в цикл “История вечности”, объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость… Один из рассказов, включенных в “Историю вечности”, – “Приближение к Альмутасиму”. Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром Бахадуром. Герой романа, чье имя […]...
- История вечности – Хорхе Луис Борхес Произведения, вошедшие в цикл “История вечности”, объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость… Один из рассказов, включенных в “Историю вечности”, – “Приближение к Альмутасиму”. Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром Бахадуром. Герой романа, чье имя […]...
- Мотив бренности человека перед лицом вечности природы в стихотворениях Тютчева Мотив бренности человека перед лицом вечности природы развивается во многих стихотворениях поэта. Таковы, например, “Снежные горы”, “Успокоение”, “Над виноградными холмами…”, “Яркий снег сиял в долине…” и другие. Особенно отчетливо этот мотив выражен в заключительной строфе стихотворения “В небе тают облака…”: “Чудный день! Пройдут века Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И […]...
- Краткое изложение эссе “История вечности” Произведения, вошедшие в цикл “История вечности”, объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость. Один из рассказов, включенных в “Историю вечности”, – “Приближение к Альмутасиму”. Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром Бахадуром. Герой романа, чье имя […]...
- Сочинение на тему: “Учитель касается вечности” Всем известно утверждение, что школа – это наш второй дом. И это не голословное утверждение: в школе мы проводим большую часть своего дня, именно здесь происходят наши самые больше радости и огорчения, здесь мы находим себе друзей, получаем новые знание, и наше понимание мира и мировоззрение так же формируется именно в школе. И конечно учитель […]...
- Улыбка вечности ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Пер Лагерквист (Par Lagerkvist) Улыбка вечности (Det eviga leendet) Роман (1920) Где-то во тьме, за пределами жизни, сидели и разговаривали мертвые. Каждый в основном говорил о себе, но все другие внимательно слушали. В конце концов, обсудив свое положение, мертвые решились на действие. Один из сидевших во тьме вознегодовал на живых, он считал их […]...
- Символы язык вечности Наш мир уникален. В нем так много разных событий и явлений, которые мы до сих пор не можем понять. Благодаря словам у нас есть возможность выражать свои мысли, переживания, точки зрения. Но иногда этого не достаточно. Иногда одних слов мало. Есть вещи, которые не поддаются точному анализу. В такие моменты мы больше всего нуждаемся в […]...
- На струнах Вечности (по поэзиям П. Тычины) Исполнители: Музыкант, чтецы. Звучит музыка. 1-й чтец. Ветер. Не ветер – буря! Крушит, ломает, из земли вырывает… За черными тучами (с блеском! ударами!), за черными тучами миллион миллионов Мускулистых рук… Катит. В землю врезает (то ли город, дорога, или луг), в землю плуг. А на земле люди, звери и сады, а на земле боги и […]...
- “Улыбка вечности” Лагерквиста в кратком содержании Где-то во тьме, за пределами жизни, сидели и разговаривали мертвые. Каждый в основном говорил о себе, но все другие внимательно слушали. В конце концов, обсудив свое положение, мертвые решились на действие. Один из сидевших во тьме вознегодовал на живых, он считал их слишком самонадеянными. Живые воображают, что все сущее только на них и держится. Но […]...
- Управление при однородных членах предложения “Кто кого”? Следует обращать внимание на управление при однородных членах предложения в случаях, когда от них зависит одно слово. Например, в словосочетании покупать и продавать книги слово книги одновременно зависит от обоих глаголов. И если каждый из однородных членов предложения требует при себе одной и той же формы, проблем не возникает. В таком случае естественно […]...
- Универсум у М. Ю. Лермонтова Космическая парадигма в первой половине XIX века пополнилась именем еще одного поэта, о котором мы уже упоминали, в творчестве которого мы находим корреляции с произведениями М. Ю. Лермонтова. Это В. И. Соколовский. Как и у М. Ю. Лермонтова, в его творчестве можно проследить барочные тенденции. Это особенно касается поэмы “Мироздание” (1832). Вот как поэт изображает […]...
- Тема прощения в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Прощение или прощание? Последний закатный роман” (М. А. Булгаков). (Тема прощения в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 19 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Бориса Викторовича Шергина: “Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса”. Эту фразу русского писателя Б. В. Шергина понимаю так: несомненно, “устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке”, ведь письменная речь всегда редактированная. В ней преобладают сложные развернутые предложения, простые, […]...
- “Нет, весь я не умру…” Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина “Моя эпитафия”, “Желание”, “Элегия”, “Завещание”. Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта […]...
- Биография Иоганн Себастьян Бах Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина […]...
- Раскрыть смысл высказывания Пешковского: При “обратном” порядке слов член предложения (ЕГЭ по русскому) В русском языке отсутствует фиксированный порядок слов, как, это например, свойственно английскому. Расставлять слова мы можем по-разному, соответственно, если фраза звучит понятно, то в ней отсутствует ошибка. Хотя злоупотребление инверсией тоже не приветствуется, так как предложение с переставленными в нем словами понять трудно. По этой причине писателями используется “обратный” порядок слов в качестве способа выразительности: […]...
- Подвижность барочного образа Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.8. Подвижность барочного образа Одной из характерных черт барокко является подвижность. Барокко важно было передать не просто предмет изображения, четко сформировать образ человеческих размышлений, а то, как рождается мысль, образ, то есть на первом месте движение как рождение самой мысли или создающийся образ барокко. Поэтому необходимо отметить из монолога […]...
- Тема угрызений совести в драме Шекспира “Генрих IV” Тема угрызений совести – важнейший элемент индивидуальной характеристики короля; по мере развития действия она становится даже основным средством этой характеристики. Уже в первом действии первой части король говорит о несчастьях, обрушившихся на страну; но при этом он не упоминает о том, что эти несчастья могут быть вызваны совершенными им преступлениями. Новые ноты начинают звучать во […]...
- Тема природы в произведении Тостого Война и мир Служить для героев нравственным ориентиром, стимулировать их идейные искания в нужном автору направлении – именно в этом направлении используется пейзаж и в “Войне и мире”. В частности, противопоставление города и деревни там выполнено в пушкинских традициях, но проведено гораздо резче, чем у Пушкина, с более полярной расстановкой оценочных акцентов. В деревне, на природе человек чище, […]...