Сатира в эпоху застоя

Эпоха, которую теперь принято называть “эпохой застоя”, тоже не способствовала развитию сатиры в отечественной ли­тературе. Действительно острая и смешная сатира лишь из­редка появлялась на шестнадцатой странице “Литературной газеты” и в воскресном “Московском комсомольце”, изредка пробивалась на эстраду, хотя и тогда публика уже знала Арканова, Г. Горина, М. Жванецкого, М. Задорнова и неко­торых других. В этот период определенное развитие получила сатира в русской эмигрантской литературе – в произведениях Войновича,

С. Довлатова, В. Аксенова и некоторых других, но эта сатира была, как правило, не столько смешна, сколько горька.

Самым значительным (и, Что немаловажно, самым остроумным) сатириком нашего времени остается, вероятно, все-таки М. Жванецкий. Притягательность его сатиры прежде всего в том, что он с наивно-простодушным видом говорит о том, о чем все знают, но молчат, искусно выставляя комизм и нелепость многих обычаев, нравов, социальных институтов современной жизни. К этому, конечно, надо добавить природ­ное чувство юмора, великолепное владение художественным

словом, смешащим без дешевой “хохмы”, и незаурядное ак­терское дарование – произведения Жванецкого обретают свой настоящий блеск только в эстрадном исполнении.

Сатира представляет собой органичную часть любой на­циональной литературы. Ее общественное воздействие вряд ли можно переоценить: умение посмеяться над собственными недостатками дает обществу нормально и свободно развивать­ся, оберегает его от самодовольства и застоя.

Вопросы для повторения.

Что такое сатира?

Чем объяснить широкое распространение сатиры в рус­ской литературе?

Что является объектом сатиры?

В чем смысл высказывания Щедрина: “Сатира тем бо­лее остра, чем выше идеал сатирика”?

Какие художественные приемы используются в сатири­ческих произведениях?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатира в эпоху застоя