Барокко во французской литературе
Глава 4. Пьер Корнель и классицизм
4.3. Барокко во французской литературе
Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании, но снискало своих поклонников. Главный отличительный признак французского барокко кроется в его строгой привилегированности.
Французское барокко несло в себе черты аристократические: это было прециозное, изысканное барокко и низовое — простое барокко.
В прециозности барокко были и положительные черты развития общества: во-первых,
Однако идеология аристократии, которая не несла демократического начала, одновременно с развитием искусства, литературы в то же время задерживало ее естественный ход, т. к. требования изысканности доходили порой до курьезных случаев, обыкновенных культурных вычурностей. В этот период развивалось прециозное барокко в лирике, прозе.
Известны
По тематике, содержанию поэзия и проза низового барокко была вольнодумной, сатирической, аллегорической, в определенной степени демократической. Творчество Шарль Сореля, Поль Скаррона, Антуана Фюретьера, Сирано де Бержерака, особенно его роман «Государство Солнца», Дени Вераса и его роман «История севарамбов» в полной мере доказывают дух вольнодумства и художественной свободы низового барокко.
В произведениях писателей сказалась историческая и политическая нестабильность: это борьба кардинала Ришелье за власть с королем Людовиком XIII, правление Анны Австрийской, регентши короля Людовика XIV, а на самом деле правление фаворита королевы кардинала Мазарини, здесь и мятежность народных масс, война с Испанией, вплоть до 1659 г. и вступление на престол Людовика XIV, провозгласившего: «Государство — это я!». Именно в этот период наступает «золотой век» французской литературы, это был период во многом свободный в художественных поисках.
- Краткая характеристика барокко в искусстве и литературе < p>Барокко — это направление в литературе и искусстве в 17-18 веках, которое пришло на смену Возрождению. Слово «барокко» переводится как «жемчужина неправильной формы». Такое название дано неслучайно. Основными чертами барокко стали асимметрия, тяготение к контрастам, к пышной, осложненной форме, парадности. < p>Барокко соединило в себе искусство готики и Возрождения. Как и искусство Возрождения, оно […]...
- Стиль барокко в украинской литературе Выдающееся место в истории украинской литературы от давности до нынешнего времени занимает сочинительство ХУІІ-ХУШ ст. Для характеристики литературного наследства ХУІІ-ХУШ ст. историки литературы употребляют понятия «стиль барокко». Первые черты барочного стиля в украинской литературе начали появляться в конце XVI ст. Продолжительное время считалось, что черты барочного стиля характеризуют лишь искусство и литературу Западной Европы. Погодя […]...
- Охарактеризуйте барокко как направление в литературе и искусстве В современном искусствоведении и литературоведении словом «барокко» обозначают стиль в искусстве XVII столетие, художественное направление этих пор и самую эпоху. Барокко — первый общеевропейский стиль, он ярко проявил кризис ренессансных представлений и вместе из тем удостоверил старание средствами искусства постигнуть сложный и противоречивый мир. В культуре барокко утвердило представление о миру как об объединении противоречивых […]...
- Что такое барокко Барокко — это европейское направление искусства, определенный стиль 17-18 века. Его считают жемчужиной тогдашнего развития. Развитие этого стиля произошло вследствие завершения эпохи Ренессанса. Также его можно охарактеризовать как нечто среднее между Готикой и эпохой Возрождения. Эпоха характеризуется не только своеобразной тематикой в литературе, а и в других видах искусства. Долго считали, что Направление барокко прослеживается […]...
- Сочинение на тему «Барокко» Барокко — стиль европейского искусства, пришедшего, по одной из версий, в роли неоднозначной реакции на эпоху Ренессанса. В целом считается, что родина барокко — Италия, где этот стиль идентифицируют как «жемчужину неправильной формы». Барокко зародился в XVI веке, однако, пик его расцвета — XVII столетия. Не удивительно, что этот стиль предстает перед нами как синтез […]...
- Отображение войны во французской литературе События развернулись молниеносно и приняли трагический для Франции оборот. В сентябре 1939 года Франция вступила в войну с Германией. До мая 1940 года она переживала период «странной войны», когда правители Франции особенно усердствовали в преследовании французских демократических сил, а не в борьбе с фашизмом. 10 мая 1940 года в страну вторглись немецкие войска, и уже […]...
- Литературный процесс: барокко Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко — прежде всего порождение нового времени. Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. Впоследствии учение о страстях получит […]...
- Русское барокко как литературное направление Как одно из проявлений влияния нового типа может рассматриваться и русское барокко. Русское барокко — это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Белоруссии. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусского воздействия. Это новые идейные веяния, новые темы, новые жанры, новые умственные интересы и, конечно же, новый […]...
- Экзистенциализм и его место во французской литературе середины XX века Идейная проблематика и особенности ее отражения в произведениях экзистенциалистов. Экзистенциализм (от позднелат. existentia — существование) — литературное течение XX столетия, выявляемое с достаточной отчетливостью, главным образом, во Франции накануне, во время и сразу после Второй мировой войны. Экзистенциализм был представлен здесь писателями, выступавшими одновременно и как философы-экзистенциалисты. Это Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю. […]...
- «Трагический гуманизм» барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.5. «Трагический гуманизм» барокко Обратимся к нескольким примерам, в которых ярко проявляются образы барокко, сложные по характеру, в которых прежде всего чувствуется сочетание полярных начал, явно контрастных, намеренно сопоставляемых для выявления внутреннего напряжения данного образа. Таковым представляется нам образ Фернандо. В одном из первых своих монологов герой выражает противоречивое […]...
- Традиционный и новаторский подход к изображению действительности во французской литературе: от сюрреалистических «изысков» до критического реализма Идейно-эстетические искания французских писателей 20-30-х гг. Многообразие художественных направлений и течений в искусстве (дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, критический реализм и т. д.). Дадаизм как предтеча сюрреализма в литературе. Стремление идеологов дадаизма Т. Тцары, Л. Арагона, А. Бретона вывести универсальную формулу существования человека. Ее суть сводится к бегству от действительности в область подсознания, «логического сна». Цель […]...
- Величайшие писатели украинского барокко В середине XVII ст. точилась отчаянная освободительная борьба украинского народа против внешних врагов: польских, татарских, турецких. В1654 году произошло соединение Украины с Россией — это укрепило связи двух народов. Наука и культура развивалась под влиянием идей Возрождения. Начал формироваться и утверждаться в европейской культуре стиль, который назван «барокко». Происходит из итальянского языка, означает «странный, химерический». […]...
- Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. ЗАХІДНОЄВРОПЕЙСЬКИЙ РОМАН XVII СТОЛІТТЯ МІЖ КЛАСИЦИЗМОМ І БАРОККО (Барокко й класицизм в історії світової культури: Матеріали Міжнародної наукової конференції. — Спб., 2001. — С. 20-23) «Джерело: пильний аналіз конкретних добутків західноєвропейської романної прози цього періоду дозволяє зробити деякі важливі уточнення. «Джерело: […]...
- Тема вечности в барокко Можно привести в качестве примера разбор кантаты № 60 И. С. Баха и «хорала Вечности» в работе М. Н. Лобановой «Западноевропейское музыкальное барокко»: «Специфический смысл этот ход приобретает в кантате № 60 И. С. Баха: начальный и заключительный хоралы олицетворяют начало и конец страстного пути. Все интонационное развитие подчинено движению от первой к заключительной мелодии. […]...
- Барокко как культурно-историческая эпоха Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, […]...
- Тема урока: Барокко в западноевропейской живописи и музыке Форма урока: комбинированный урок. Цель: овладеть навыками анализа музыкальных и живописных произведений, созданных в стиле барокко. Задаче: 1. Продолжить работу над овладением учащимися арсеналом средств художественной выразительности стиля барокко (живопись, музыка). 2. Развитие способностей к анализу. Ход урока 1 этап. Учитель. Слово «барокко» имеет несколько значений: причудливый, вычурный, жемчужина неправильной, формы. Этим словом стали называть […]...
- Комедии Кальдерона в стиле барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.2. Комедии Кальдерона в стиле барокко. Комедия «Дама-невидимка» Комедия и после Лопе де Веги оставалась для реакционеров ненавистнейшим жанром национального театра. И хотя гуманистическая направленность комедии в отличие от комедии Лопе де Веги сузилась и драматурги барокко перерабатывали уже существующие комедии, тем не менее новые комедии все также утверждали […]...
- Основные направления французской литературы XVIII века В аристократической среде господствующее положение заняла культура рококо, нашедшая отражение и в литературе. Этому утонченному, но поверхностному направлению противостоит литература Просвещения, в которой выделяются несколько направлений: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Параллельно Просвещению все более набирает силу антипросветительское течение, которое сейчас именуют предромантизмом. Стиль рококо во Франции. Со времен Регентства в аристократической среде наблюдается упадок […]...
- Обзор французской прозы и драматургии Ромен Роллан (1866-1944) — классик французской литературы. Обладатель Нобелевской премии 1915 года. Писатель по типу близкий Гюго, эмоциональный оптимист, романтик. Роллан воспевает героев, сильных духом, творчески, отдающих свой яркий талант людям. Он верит, что идеал достижим, по крайней мере, к нему надо стремиться, когда-нибудь большинство людей на земле станут счастливы и духовно развиты (такова высшая […]...
- Контроль знаний по теме «Литература европейского барокко» Ход урока. I. Объявление темы и цели урока. II. Выполнение контрольной работы (тесты). Вариант I. Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ — 1 балл). Задача с выбором правильного ответа 1. Укажите, как называли эпоху классицизма во Франции: А) «эпоха Расина»; б) «эпоха Мольера»; В) «эпоха Корнеля»; г) «эпоха Лафонтена». 2. Укажите название театра, который […]...
- Литература украинского барокко Как же обозначилось научное оживление XVII ст. на жизни обычного человека? Смотря как его оценивать. С одной стороны, точным наукам европейцы обязаны тем комфортом, к которому они привыкли (ныне это выражается одним словом «евростандарт»). И очень много, в этом плане дало именно XVII ст. Изобретенные учеными механизмы все больше заменяли трудную и скучную для людей […]...
- Панорама французской прозы середины XIX в Формирование реализма во французской литературе началось еще на рубеже XXII-XIX вв. Существенной особенностью литературного процесса во Франции середины XIX в. является то, что реализм развивался во взаимосвязи и взаимодействии с романтизмом. И Стендаль, и Мериме, и Бальзак участвовали в романтическом движении и вместе с романтиками боролись за «новое искусство» против классицизма, «старого искусства» феодально-абсолютистского общества. […]...
- Историография французской литературы (статья Вл. А. Лукова) Историография французской литературы (статья Вл. А. Лукова) Среди самых старых работ о французской литературе следует назвать «Письмо-трактат о происхождении романов» («Lettre-traite sur l’origine du roman», 1666, перераб. 1669) Пьер-Даниэля Юэ (Huet, 1630-1721). Характерно, что в нем внимание сосредоточено на истории античного романа, лишь небольшие фрагменты текста касаются французской литературы. Аналогично использован материал из истории литературы […]...
- Классицизм в литературе Обращали ли вы когда-нибудь внимание, насколько разным временем бывают родные братья и сестры, пусть даже близнецы? А, казалось бы, где тем отличиям взяться? Родители у них одни, время и место жизни — тоже, даже одежда и еда одинаковы, но, несмотря на все, это различие между ними иногда просто удивляют. К тому же часто между ними […]...
- Готика в английской литературе. Основные черты готического романа 18 века. (*Общие критические статьи) Готический роман появился в Англии во второй половине 18 века. Предромантики этой эпохи интересовались жанром рыцарского романа и романа барокко. Особый интерес у них вызывал роман «Гибельный погост» (13 век). Этим интересом и было обусловлено появление нового литературного направления. Первым готическим романом считается произведение Хораса Уолпола, герцога Оксфордского (1717-1797), опубликовавшего в 1764 году роман «Замон […]...
- Роль Стендаля и Бальзака в мировой и французской прозе XIX века Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника […]...
- Создатель французской комедии Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. Жан-Батист Поклен (1622-1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, был сыном королевского обойщика. Он получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в […]...
- Стиль в литературе определение понятия (О литературе) Стиль (от лат. stylus — палочка для письма) художественной литературы — способ бытования: а) общелитературного языка, б) языка художественной литературы (включая поэтический язык), осуществляющийся в конкретном произведении конкретного автора; корпусе произведений конкретного автора; корпусе произведений ряда авторов одной и той же эпохи (школы, направления и др.); корпусе произведений ряда хронологически не связанных авторов, выбирающих сходную […]...
- Во французской стороне — Игровая программа Программа может быть проведена как в большой, так и маленькой аудитории. Все слова принадлежат Ведущей. Бонжур, дорогие друзья. Парле ву франсе? Впрочем, это неважно! Вполне достаточно владеть одной французской фразой, чтобы прослыть образованным человеком, причем у каждого такая фраза может быть своя… Вот, скажем, Киса Воробьянинов с истинным чувством произносил… Кто вспомнит, какие слова? (Же […]...
- Характер в литературе и его развитие (О литературе) Характер (от греч. character — отличительная черта, признак, особенность). Xарактер в литературе — это определенность образа: индивидуальная, социальная, историческая, национальная и т. д. Характерным бывает поступок, пейзаж, образ мыслей. Но прежде всего говорят о характере персонажа. Это некий комплекс существенных черт, который отличает данный персонаж от других, а порой и одна преобладающая черта. Слово «характер» […]...
- Помогите с сочинением по литературе 8 класмини-сочинение на тему история в художественной литературе(+ссылка) Роль литературы в жизни человека, действительно, огромна, ее трудно переоценить. Книги могут сделать человека образованным, но не сделают ни сильнее, ни мудрее. В этом мне трудно согласиться с автором. Только жизнь и активное участие в ее событиях может дать настоящий жизненный опыт. Поэтому нельзя ограничить свое существование книгой и чужой, выдуманной жизнью. Книга создает иллюзию […]...
- Образ Роланда во французской балладе «Песни о Роланде» В основе «Песни о Роланде» лежат подлинные, но художественно переосмысленные исторические события, относящиеся к VIII веку. Летописец Карла Великого Эйнхард сообщает, что в 778 году король франков предпринял первый поход для освобождения Испании от арабов (мавров). Захватив несколько городов, Карл дошел до Сарагосы, но здесь встретил сильное сопротивление и был вынужден повернуть обратно. Во время […]...
- Герой французской эпической поэмы «Песнь о Роланде» Вопрос об историческом прототипе Роланда в поэме — племянника Карла Великого, остается открытым, так как первое упоминание о нем в историографической традиции, а именно в «Жизнеописании Карла Великого» Эйнхарда (IX век), возможно, было вызвано растущей популярностью эпического сказания. Отсюда следует, что Роланд чисто художественный персонаж. Однако существует гипотеза Ярхо, согласно которой Роланд реальное историческое лицо, […]...
- Тропы в литературе: примеры и виды (О литературе) Троп (от греч. tropes — поворот, оборот речи). Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения. Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления […]...
- Скобелєв А. В., Шаулов. «Тепер я крапля в море»;. «Висоцкое»; барокко 8. «А як бути з образами предметів?» Скобелєв А. В., Шаулов. «Тепер я крапля в море». «Висоцкое» барокко 8. «А як бути з образами предметів?» А як бути з образами предметів? » «Джерело: 17 v-euro-lit.)» Висоцькому-Експресіоністі» , маючи на увазі, однак, в основному параболічні ролі ліричного Я. У цьому аспекті, можливо, їй здадуться цікавими статті Г. Г. Хазагерова, згадані вище. А питання […]...
- Формализм в искусстве и литературе (О литературе) Формализм (формальная школа, русский формализм, формальный метод) — направление в гуманитарной науке (филология, искусствоведение, исследования кино и др.), появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа — В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. […]...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес к данной теме. Именно этот вид искусства сумел проследить восхождение человека до личности в рамках определенных исторических эпох. Устное народное творчество, стоявшее у истоков современной литературы, рисовало не просто взаимосвязь человека и истории, для народных […]...
- Направления в русской литературе В этом сочинении мы рассмотрим основные направления в русской литературе (классицизм, реализм, синтементализм и романтизм) и их особенности. Черты классицизма: Классицизм (от лат. «образец») — художественное направление, для которого характерно высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Писатели-классицисты целью литературы считали — воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед […]...
- Эпигонство в литературе (О литературе) Эпигонство (от греч. epigonos — родившийся после) непредумышленное (или полуосознанное), происходящее спонтанно, нетворческое подражание. Разумеется, между ним и подражанием художественным, по законам диалектики, не может быть абсолютно четкой границы. Неудачная попытка «приемно» использовать в своем творчестве литературные темы, образы или стилистику предшественника, будет закономерно воспринята читателями как обыкновенное эпигонство. Однако можно наметить несколько наиболее характерных […]...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) — учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их […]...