Что “возрождалось” в эпоху Возрождения?
Прямой ответ на этот вопрос выглядит довольно просто: интерес к античной культуре. Однако без дополнительных уточнений он, в сущности, мало что объясняет, ибо остается непонятным, о каком “пробуждении” интереса к античности идет речь и каким образом это пробуждение вызвало столь мощный всплеск в культурной жизни Европы. Для того чтобы сделать подобные уточнения, нам необходимо совершить небольшой экскурс в глубь истории – в период Средневековья, непосредственно предшествовавший Ренессансу.
Этот период, начавшийся после падения
И когда в XIV в. ученые мужи заговорили о необходимости обращения к образцам искусства древних греков и римлян, это было воспринято не просто как возвращение к отринутым ценностям античной культуры, а как знамение Нового времени.
Действительно, возрождение интереса к античной классике положило начало духовному обновлению европейской культуры, вследствие которого человек был провозглашен “венцом творения Вселенной”, а свойственное ему стремление к счастью и гармонии было осознано как главная цель жизни. Отныне за человеком признавалось право на внутреннюю свободу, на осуществление “земных” желаний, на наслаждение миром, в котором ему суждено провести годы своей жизни. Отныне и мир этот воспринимался уже не как призрачное нагромождение греховных соблазнов, а как прекрасное, еще во многом не познанное и еще далеко не совершенное, но достойное познания и любви обиталище. Желание его познать воодушевляло многочисленные экспедиции, одна из которых завершилась открытием Нового Света – Америки.
Тем же желанием вдохновлялись и попытки проникнуть в тайны космоса, увенчавшиеся разрушением старых представлений о Земле как о неподвижном центре мироздания. Вот почему Ренессанс называют эпохой открытия мира и человека.
- Специфика драматургии в эпоху Возрождения (на примере творчества Шекспира) Как со своими предшественниками, так и со своими современниками Шекспир был связан множеством сложных связей. Шекспироведы высказывают более или менее веские предположения о том, что как своему предшественнику Марло, так и своему современнику Филиппу Мессинджеру Шекспир обязан большим количеством стихов, заимствованных прямо из текста их произведений. Во многих случаях можно говорить о сотрудничестве Шекспира с […]...
- Особенности эпохи Возрождения Особенность эпохи Возрождения заключается в том, что во всех странах Европы начали развиваться науки, ремесла и искусства. Культура раскрыла новые стороны личности человека. В это время появились такие известные деятели, как Данте и Шекспир, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Они стали известны благодаря тому, что в своих творениях воспевали красоту природы и человека со всеми […]...
- Лекция на тему: “Общая характеристика эпохи Возрождения” Тема: “Особенности культуры и искусства эпохи европейского Возрождения” Цель : познакомиться с основными чертами искусства Возрождения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся деятелей эпохи и их произведений, усвоить основные понятия теории литературы, проверить самостоятельно полученные знания. Эпоха Возрождения в мировой литературе. Возрождение и его признаки, особенности, история Сегодня мы начинаем знакомство с новой […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература Возрождения” Назовите временные границы эпохи Возрождения (Ренесанса). Какая страна первой стала на путь Возрождения? Какие социальные и экономические причины возрождения духовности и культурного подъема? Феодальная раздробленность, которая существовала в средние века, феодальные распри и отсутствие свободного общения людей мешало развитию торговли, науки и культуры. Существование границ и разобщенности стало восприниматься как препятствие для развития прогресса. В […]...
- Особенности Северного Возрождения. “Похвала Глупости” Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения Возрождение севернее Альп отличается и от современного ему итальянского Ренессанса и от стадиально присутствующей средневековой культуры. Отличия Северного Возрождения от итальянского. Северные гуманисты исходили из принципиально иного, нежели итальянцы, представления о человеке: для итальянцев он был сверхприродным существом, а центральной категорией – “humanitas”, северяне, напротив, были уверены, что человек – это самое природное из всех […]...
- Охарактеризуйте Средневековье как историческую и культурную эпоху (хронологические границы, жанровое разнообразие, величайшие представители) Тысячелетия, которые отделяет Древний мир от Нового времени, в истории человеческой цивилизации называют “Средними веками”. Понятие “средние века” ввели в обиход итальянские гуманисты ХV и ХVI ст., считая Средневековье временами глубокого упадка европейской культуры. Но Средние века – важный этап развития цивилизации. Два важнейших процесса стали решающими факторами большинства событий, которые характеризуют эпоху Средневековья. Первый […]...
- О литературе эпохи Возрождения. “Открытие мира и человека” В XIV-XVI вв. Европа пережила этап великих перемен, заложивших фундамент ее современной культуры. Этот период, ознаменовавшийся важнейшими научными открытиями, небывалым расцветом искусств и колоссальным мировоззренческим переворотом, вошел в историю как эпоха Возрождения, или Ренессанс (франц. Renaissance – Возрождение). Родиной эпохи Возрождения была Италия. Именно отсюда прозвучали первые призывы вернуться к античному наследию. Здесь страстные поклонники […]...
- Эпоха Возрождения Возрождение или Ренессанс (франц. расцвет) – мощный идеологический и культурный движение, обусловлен переходом общества Западной и Центральной Европы к новой социально-экономической формации. Хронологические рамки периода: со II половины XIII века, в Италии с XIV и XV вв. в других странах в последней четверти XVI – начала XVII века. Термин “Ренессанс” впервые употребил в 1550 г. […]...
- Франческо Петрарка и литература эпохи возрождения Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и предшествовала культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы эпохи – XIV – XVI столетие. Эпоха Возрождения включает три фазы: раннее (XIV ст.), высокое (XV-XVI ст.) и позднее Возрождение (XVI – начало XVII ст.). Возникло оно в […]...
- Гуманистические идеи эпохи Возрождения < p>Историческая и культурная эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в 14 веке в Италии и завершается в 17-м веке, распространившись по территории всей Европы. Она разделяется на Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение (период расцвета), Позднее Возрождение и отдельно выделяется Северное Возрождение (в Англии и Нидерландах) < p>Основные философские идеи эпохи Возрождения – это утверждение достоинства человека, […]...
- Драматургия Шекспира и художественная культура Возрождения Эта великая прогрессивная эпоха была долгой и прошла через несколько стадий, обозначаемых как Раннее Возрождение, Ренессанс и Высокое и Позднее Возрождение. Термины эти возникли в искусствознании и соответствуют периодам итальянского искусства, но они применимы и к истории литературы и театра в целом. К концу XVI века Италия стала утрачивать свое значение как страна передовых философских, […]...
- Специфика “Северного Возрождения”. Немецкий гуманизм В 16 в Германия испытывала влияние Франции (рядом с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того, в то время Германия находилась под деспотическим правлением династии Гагсбургов (изавесила от папы). Но в 15-16 веке начинают появляться буржуазные отношения в феодальном обществе, что влечет к быстрому и колоссальному экономическому подъему. Развивается, однако, Германия […]...
- “Тихий Дон” М. А. Шолохова – роман о судьбах народа в переломную эпоху “Лишь трава растет на земле, безучастно приемля солнце и непогоду, питаясь земными жизнетворящими соками, покорно клонясь под гибельным дыханием бури. А потом, кинув по ветру семя, столь же безучастно умирает…” М. Шолохов Народ никогда не оставался безучастным к своей судьбе. Стремление к лучшей жизни вынуждало быть в постоянном поиске правды. А, как известно, одной правды […]...
- Литературная жизнь в эпоху Августа Эпоха Августа – период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались образцами. Эти произведения – результат многовекового развития римской культуры, но в то же самое время они выражают те идейные течения, какие характерны для эпохи Августа. Ко времени правления […]...
- Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма ХХ век – время больших изменений не только в обществе, но и в самом сознании людей. Если в эпоху модернизма можно было говорить о несоответствии сфер жизни и искусства и о существовании иерархий внутри этих сфер, то в постмодернизме соотношения реального и художественного возникает по-иному. Художник-постмодернист всегда находится в двух ипостасях, Здесь и Там, т. […]...
- Сатира в эпоху застоя Эпоха, которую теперь принято называть “эпохой застоя”, тоже не способствовала развитию сатиры в отечественной литературе. Действительно острая и смешная сатира лишь изредка появлялась на шестнадцатой странице “Литературной газеты” и в воскресном “Московском комсомольце”, изредка пробивалась на эстраду, хотя и тогда публика уже знала Арканова, Г. Горина, М. Жванецкого, М. Задорнова и некоторых других. В этот период […]...
- Античность кратко: колыбель европейской цивилизации < p>Античность – это эпоха цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. В те времена были заложены основы будущей европейской цивилизации. Развились ремесла и техника, науки и искусство. < p>Архимед были заложены основы физики, Гиппократом – медицины. Пифагором – основы математики, а Евклидом, в частности, – геометрии. Развилось искусство риторики (Демосфен, Цицерон). Были заложены основы также […]...
- Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу […]...
- Мини-эссе на тему “Потеряла ли Русь государственность в эпоху монгольского ига?” Государственность. Какой смысл несет в себе это понятие? Государственностью называется организация общества, основанная на власти и политике, имеющая суверенитет и аппарат управления. Была ли государственность на Руси во время нашествия татаро-монгольского ига? И какой она была? Общество конце двенадцатого века имело более выраженные черты государственности, чем, например, ранее, в девятом веке. Государственность строилась, прежде всего, […]...
- Новеллы эпохи Тан В эпоху Тан объединенный Новеллы эпохи Тан В эпоху Тан объединенный Китай стал на время могущественной и процветающей империей. В это время большое развитие получили различные виды науки, искусства, в том числе и китайская проза. Росло количество книг и библиотек – этот период можно назвать временем культурного расцвета Китая. В танской новелле складывается основной образ героя прозы этого периода […]...
- Джованни Боккаччо – один из первых гуманистов Возрождения Предки Джованни Боккаччо были крестьянами. Они жили в маленьком тосканском городке Чертапьдо, где у них был дом и клочок земли. Но его отец стал купцом. Кроме того, он давал деньги в рост. Отцу часто приходилось бывать в Неаполе и Париже. Долгое время считалось, что Боккаччо родился в Париже в 1313 г. от незаконной связи его […]...
- Человек и власть. Драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя В чем заключается драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя-вот проблема, над которой рассуждает Н. В. Горланова. Автор данного текста с болью описывает судьбу советской учительницы Елены Николаевны. Н. В Горланова рассказывает, как безжалостно относились к поистине искренним и умным людям в эпоху застоя, как эту учительницу выжили из элитной школы. И она ушла […]...
- От культа разума к культу сердца в эпоху Сентементализма Так европейская культура постепенно готовилась перейти от культа разума к культу сердца, от веры в безусловную природу добра к мысли о необходимости постоянного воспитания и самовоспитания человека и человечества, к убеждению в том, что путь к общественному совершенству лежит через самосовершенствование личности. И пускай катастрофические обстоятельства (вроде Лиссабонского землетрясения) могут разрушить наши планы в любую […]...
- От культа сердца к атмосфере тайны в эпоху Сентементализма Писатели-сентименталисты поняли, что самый обычный человек с развитой душой и чувствительным сердцем может оказаться интереснее, чем разумный герой без страха и упрека, не наделенный даром тонко чувствовать. Чувствительный человек способен находить источник радости и утешения во всем, что его окружает: в природе, в дружбе, в любви. Ведь он наслаждается собственными эмоциями и умеет сопереживать ближнему, […]...
- В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему? Отсутствует всяческое желание жить в иные времена и в ином государстве. На “качество” жизни непосредственное влияние имеет в большинстве случаев сам человек. Эпоха научной революции стала периодом жизни нашего поколения, однако существует тесная взаимосвязь между технологиями и данным временным промежутком. Это понятие акцентирует внимание на огромном значении для нашей жизнедеятельности науки и техники. Хотя такая […]...
- Эпоха Возрождения, или Ренессанса Родиной Возрождения является Италия. Литература Возрождения неотделима от течения в духовной жизни этой эпохи – гуманизма (защита свободы мысли, разрушение сословных рамок, раскрепощение личности). В развитии культуры Возрождения различают 2 этапа: ранний и поздний. Между основными этапами можно выделить условно стадию “высокого” Возрождения. Начало эпохи Возрождения связано и именем и творчеством Данте Алигьери. Жизнь и […]...
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху Люди различаются между собой предпочтениями, взглядами на жизнь, идеалами, целями, но при этом существуют общие интересы, объединяющие человечество, и вопросы, волнующие всех без исключения. В любые времена человек хотел быть любимым и стремился создать семью, что не удивительно, так как это самая главная сторона нашего существования. Касательно чувств, стоит отметить тот факт, что без любви […]...
- Итоговый урок по теме “Литература Возрождения” Цель: Обобщить и систематизировать знания по изученной Теме; проверить полученный уровень знаний в форме Литературной игры; учить работать в группе; воспитывать Интерес к литературе. Оборудование: Карточки с задачами; бумага; фломастеры. Ход урока. I. Объявление темы и цели урока. Слово учителя – От урока к уроку мы открывали для себя эпоху в истории человечества под названием […]...
- Романтизм испанской литературы в эпоху Эспартеро Кортесы не сумели воспользоваться благоприятными условиями 1812 и 1820 гг., чтобы привлечь народ к делу революции посредством радикальных мер, но, чего не удавалось достигнуть ранее, то успешно совершилось в течение десяти лет, следовавших за смертью Фердинанда VII. Упразднением монастырей и всяких духовных общин, назначением к продаже с торгов всех обширных владений духовенства Мендисабал и его […]...
- Духовные источники возрождения Духовные источники возрождения – являются необходимым условием для духовного развития человека, страны и общества. Чувство достоинства и чести, понятия о благородстве, гуманизме, милосердие и национального духа представляют собой основы для формирования здоровой полноценной нации. К сожалению, сейчас мы переживаем времена, которые можно назвать духовным кризисом. Люди оторванные от своих корней, от исконных традиций, все больше […]...
- Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения решительно отбросили средневековые догмы о необходимости ежечасного смирения духа и плоти, отрешенности от всего реального, покорного ожидания того часа, когда человек перейдет в “потусторонний мир”, и обратились к человеку с его мыслями, чувствами и страстями, к его земной жизни с ее радостями и страданиями. Трагедия ” Гамлет ” – […]...
- Изложение с описанием: Искусство зрелого итальянского Возрождения Искусство зрелого итальянского Возрождения называют Высоким Ренессансом. Это был трудный период борьбы итальянских городов за независимость. Поэтому в искусстве на первый план вышли проблемы общественного долга, высоких моральных качеств, подвига, образ гармонично развитого, сильного духом и телом, активного и действующего человека-героя. Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу и обобщению. Искусство Высокого Ренессанса отходит […]...
- Когда погребают эпоху В дни, когда выйдет эта газета, будет отмечаться девяностолетие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына (11.12.1918-03.08.2008) и восьмидесятилетие Чингиза Торекуловича Айтматова (12.12.1928-10.06.2008). Юбилеи пройдут без них, но и вместе с ними – с их книгами. Памяти Александра Исаевича мы посвятили № 22 “Литературы”. В этом номере печатается статья об одном из лучших созданий Айтматова […]...
- Франческо Петрарка – итальянский писатель эпохи Возрождения Глава старшего поколения гуманистов. Родился Франческо ранним утром 20 июля 1304 года в тосканском городе Ареццо в семье нотариуса. Отец Петрарки Пьетро ди Паренцо был другом и единомышленником в политических идеалах Великого Флорентийца Данте Апигьерин был изгнан вместе с ним в 1302 г. после победы Черных гвельфов над Белыми. Имущество отца было конфисковано, он подвергся […]...
- Человек в эпоху сталинизма. (По рассказам В. Шаламова) Человек в эпоху сталинизма. (По рассказам В. Шаламова) Душу я не сдам… В. Шаламов ХХ век… Он войдет в историю человечества как век, объявивший войну людям и всему живому, а Гитлер со Сталиным будут названы великими инквизиторами. Но именно сталинизм проявил свою последовательность в отношении к простому человеку. В 1937 году он превратил крестьянина и […]...
- “Типичный герой в типичных условиях” в эпоху реализма Эпоха реализма – это пора XIX столетия. Наиболее выдающимися писателями реалистической школы являются ее основатели – Стендаль, Бальзак, Толстой, Достоевский. Думаю, нельзя резко разграничивать литературные эпохи – они не имели таких четких границ, как, например, переход ученика из шестого класса в седьмой, а из седьмого в восьмой и тому подобное. Существовали люди с разными вкусами, […]...
- Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского “Преступление и наказание” происходит с его главным героем – Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и понять, почему же все-таки с ним произошло нравственное падение и что помогло его возрождению. О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него есть мать и сестра, отец и младший […]...
- Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов. Внешняя политика второй четверти XVIII в. была продолжением петровского курса экспансионизма – расширения территорий и влияния России. Выделялось три направления: южное направление – борьба против Османской империи (Турции) и Крымского ханства за выход в Черное и Азовское моря. Главное событие – Русско-турецкая война 1735-1739 гг. (союзником России была Австрия). […]...
- Формирование нового человека в эпоху гражданской войны (по роману “Разгром” Фадеева А. А.) Тема романа “Разгром” – изображение гражданской войны на Дальнем Востоке, показ тяжелой борьбы красных партизан против белогвардейцев и японцев. Идею произведения очень удачно сформулировал сам Фадеев в статье “Мой литературный опыт – начинающему автору” (1932): “Какие основные мысли романа? Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все […]...
- Общественное движение в эпоху правления Николая I Общественное движение Несмотря на поражение восстания декабристов и ужесточение полицейского режима, оппозиционные настроения в обществе сохранялись. Однако возникавшие в конце 1820-х – начале 1830-х гг. политические организации (кружки Н. П. Сунгурова, братьев Критских) быстро раскрывались полицией. В связи с ужесточением полицейского режима при Николае общественная активность в большей степени выражалась не в форме политической деятельности, […]...