Краткая характеристика барокко в искусстве и литературе
<
p>Барокко – это направление в литературе и искусстве в 17-18 веках, которое пришло на смену Возрождению. Слово “барокко” переводится как “жемчужина неправильной формы”. Такое название дано неслучайно.
Основными чертами барокко стали асимметрия, тяготение к контрастам, к пышной, осложненной форме, парадности.
<
p>Барокко соединило в себе искусство готики и Возрождения. Как и искусство Возрождения, оно было гуманистическим по своей сути. Но, в отличие от Возрождения, художники эпохи барокко воспринимали мир трагически,
Согласно меткому выражению, барокко – это искусство мира, “оставленного Богом”. “Бог покинул этот мир на произвол судьбы” – таково ощущение мира художниками барокко.
<
p>Черты барокко в архитектуре и живописи: пышность, экстравагантный орнамент, парадность, сильные контрасты объемов, красочность и динамичность живописных сюжетов, декоративная театральность. (Караваджо, Рубенс, Растрелли). Характерно обращение к религиозным сюжетам, гиперболизированное изображения мучений святых или чудес.
<
p>Черты барокко в музыке:Полифонический стиль, появление
<
p>Черты барокко в литературе:
<
p>- Парадоксальное сочетание религиозных и светских мотивов, христианских и языческих образов.
<
p>- Сложные метафоры, символы, пышный риторический стиль, патетика.
<
p>- Нарочно осложненная, изысканная и причудливая форма литературного произведения, например, графические стихи, строки которых образовывали рисунки (стихи – “кресты”, стихи-эмблемы, например)
<
p>- Ощущение дисгармонии мира. Чувство жизни как скоротечного отрезка, где царит один только слепой, бессмысленный рок. Ощущение человека – как скудной, покинутой песчинки во Вселенной.
<
p>- Реальный мир, согласно мировосприятию барокко, напоминает сон, поэтому произведения полны аллегорических образов. – Первое удачное сочетание трагического с комическим, возвышенного с вульгарным.
<
p>- Развитие устойчивых малых форм стихов (мадригал, сонет), бытовых, сатирических романов.
<
p>Ценности барокко: Изящество, этикет, вежливость, аристократичность. Искусство и литература барокко стремились облагородить природу и человека на началах разума.
- Охарактеризуйте барокко как направление в литературе и искусстве В современном искусствоведении и литературоведении словом “барокко” обозначают стиль в искусстве XVII столетие, художественное направление этих пор и самую эпоху. Барокко – первый общеевропейский стиль, он ярко проявил кризис ренессансных представлений и вместе из тем удостоверил старание средствами искусства постигнуть сложный и противоречивый мир. В культуре барокко утвердило представление о миру как об объединении противоречивых […]...
- Стиль барокко в украинской литературе Выдающееся место в истории украинской литературы от давности до нынешнего времени занимает сочинительство ХУІІ-ХУШ ст. Для характеристики литературного наследства ХУІІ-ХУШ ст. историки литературы употребляют понятия “стиль барокко”. Первые черты барочного стиля в украинской литературе начали появляться в конце XVI ст. Продолжительное время считалось, что черты барочного стиля характеризуют лишь искусство и литературу Западной Европы. Погодя […]...
- Барокко во французской литературе Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.3. Барокко во французской литературе Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании, но снискало своих поклонников. Главный отличительный признак французского барокко кроется в его строгой привилегированности. Французское барокко несло в себе черты аристократические: это было прециозное, изысканное […]...
- Сочинение на тему “Барокко” Барокко – стиль европейского искусства, пришедшего, по одной из версий, в роли неоднозначной реакции на эпоху Ренессанса. В целом считается, что родина барокко – Италия, где этот стиль идентифицируют как “жемчужину неправильной формы”. Барокко зародился в XVI веке, однако, пик его расцвета – XVII столетия. Не удивительно, что этот стиль предстает перед нами как синтез […]...
- Величайшие писатели украинского барокко В середине XVII ст. точилась отчаянная освободительная борьба украинского народа против внешних врагов: польских, татарских, турецких. В1654 году произошло соединение Украины с Россией – это укрепило связи двух народов. Наука и культура развивалась под влиянием идей Возрождения. Начал формироваться и утверждаться в европейской культуре стиль, который назван “барокко”. Происходит из итальянского языка, означает “странный, химерический”. […]...
- Что такое барокко Барокко – это европейское направление искусства, определенный стиль 17-18 века. Его считают жемчужиной тогдашнего развития. Развитие этого стиля произошло вследствие завершения эпохи Ренессанса. Также его можно охарактеризовать как нечто среднее между Готикой и эпохой Возрождения. Эпоха характеризуется не только своеобразной тематикой в литературе, а и в других видах искусства. Долго считали, что Направление барокко прослеживается […]...
- Русское барокко как литературное направление Как одно из проявлений влияния нового типа может рассматриваться и русское барокко. Русское барокко – это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Белоруссии. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусского воздействия. Это новые идейные веяния, новые темы, новые жанры, новые умственные интересы и, конечно же, новый […]...
- “Трагический гуманизм” барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.5. “Трагический гуманизм” барокко Обратимся к нескольким примерам, в которых ярко проявляются образы барокко, сложные по характеру, в которых прежде всего чувствуется сочетание полярных начал, явно контрастных, намеренно сопоставляемых для выявления внутреннего напряжения данного образа. Таковым представляется нам образ Фернандо. В одном из первых своих монологов герой выражает противоречивое […]...
- Барокко как культурно-историческая эпоха Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает “жемчужина причудливой формы”, иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, […]...
- Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители) Классицизм – художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств, а в некоторых странах сохранял свои позиции вплоть до начала ХIХ ст. Однако формирование классицизма началось еще в XVI ст. Гуманисты эпохи Возрождения отвергли принципы средневековой драмы и поставили перед собой цель возродить традиции античного […]...
- Литературный процесс: барокко Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко – прежде всего порождение нового времени. Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. Впоследствии учение о страстях получит […]...
- Охарактеризуйте романтизм как направление в литературе и искусстве На рубеже ХVII-ХІХ столетий в европейской литературе утвердило новое направление – романтизм. Толчок зарождению этого направления дали события Французской буржуазной революции И наполеоновские войны, которые начались после нее, но подготовил его все развитие искусства предыдущих эпох. В XVІІІ ст. романтическим называли все необыкновенное, фантастическое, странное, такое, что встречается лишь в книгах (романах), а не в […]...
- Тема урока: Барокко в западноевропейской живописи и музыке Форма урока: комбинированный урок. Цель: овладеть навыками анализа музыкальных и живописных произведений, созданных в стиле барокко. Задаче: 1. Продолжить работу над овладением учащимися арсеналом средств художественной выразительности стиля барокко (живопись, музыка). 2. Развитие способностей к анализу. Ход урока 1 этап. Учитель. Слово “барокко” имеет несколько значений: причудливый, вычурный, жемчужина неправильной, формы. Этим словом стали называть […]...
- Формализм в искусстве и литературе (О литературе) Формализм (формальная школа, русский формализм, формальный метод) – направление в гуманитарной науке (филология, искусствоведение, исследования кино и др.), появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа – В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. […]...
- Тема вечности в барокко Можно привести в качестве примера разбор кантаты № 60 И. С. Баха и “хорала Вечности” в работе М. Н. Лобановой “Западноевропейское музыкальное барокко”: “Специфический смысл этот ход приобретает в кантате № 60 И. С. Баха: начальный и заключительный хоралы олицетворяют начало и конец страстного пути. Все интонационное развитие подчинено движению от первой к заключительной мелодии. […]...
- Сочинение на тему: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ (МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ) Наше время – это эпоха рекламных слоганов и сетевого маркетинга. Человеческие представления о современности сузились до понятий “мода”, “престижность”, “эксклюзив” и т. п. Человек старается идти в ногу со временем, что означает не пропустить последних новинок телевизионной рекламы, телевыпусков “Магазин на диване” или предложений интернет-магазинов. Что […]...
- Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2011 год Версия ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе 2009 года существенно не изменяется по сравнению с версией 2008 г., являющейся по существу принципиально новой по отношению к экзаменационным моделям прошлых лет. На основании анализа результатов ЕГЭ по литературе 2008 […]...
- Материальная культура современного мира в современном искусстве и литературе Наше время – это эпоха рекламных слоганов и сетевого маркетинга. Человеческие представления о современности сузились до понятий “мода”, “престижность”, “эксклюзив” и т. п. Человек старается идти в ногу со временем, что означает не пропустить последних новинок телевизионной рекламы, телевыпусков “Магазин на диване” или предложений интернет-магазинов. Что это – непродолжительное умопомешательство, которому не стоит придавать значения, […]...
- ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Интегрированный урок в 8-м классе Литература и мировая художественная культура Урок проводится как итоговый после изучения по литературе “Жития Сергия Радонежского” и по МХК темы “Икона. Иконография святых”. Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М. Нестерова, Н. Рериха и других художников. Ход урока (Звучит колокольный звон.) Учитель. Звучат колокола […]...
- Краткая характеристика культуры Средневековья < p>Средневековье – период в истории Европы от падения Римской империи (5 век) до эпохи Возрождения (начало 16 века). Основные черты культуры средних веков: < p>- Господствующая роль религии и церкви в обществе. Человек рассматривается как греховное существо, требующее прежде всего спасения души, очищения перед Богом. Роль искусства в основном рассматривается как способ прославить Бога. […]...
- Литература украинского барокко Как же обозначилось научное оживление XVII ст. на жизни обычного человека? Смотря как его оценивать. С одной стороны, точным наукам европейцы обязаны тем комфортом, к которому они привыкли (ныне это выражается одним словом “евростандарт”). И очень много, в этом плане дало именно XVII ст. Изобретенные учеными механизмы все больше заменяли трудную и скучную для людей […]...
- Белинский о литературе и искусстве (Белинский В. Г.) Белинский превратил литературную критику в средство пропаганды революционно-демократических идеи. Он был умелым и страстным проводником в среду читателей самых передовых взглядов своего времени. Его статьи были живым откликом на самые важные, злободневные вопросы, определялись потребностями русской жизни, русской культуры. “Литература должна быть выражением жизни общества, и общество ей, а не она обществу дает жизнь”,- заявлял […]...
- Краткая характеристика произведения “Мертвые души” Гоголя Н. В Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, подчеркнув равноправие эпического и лирического начал. Задача эпической части – показать “хотя с одного боку всю Русь”; язык простой, разговорный. Задача лирической – показать положительный идеал; в этой части высокий стиль речи, поэтические средства. “Мертвые души” можно отнести к жанру плутовского романа: главный герой – пройдоха, подлец; он пытается обмануть […]...
- Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. ЗАХІДНОЄВРОПЕЙСЬКИЙ РОМАН XVII СТОЛІТТЯ МІЖ КЛАСИЦИЗМОМ І БАРОККО (Барокко й класицизм в історії світової культури: Матеріали Міжнародної наукової конференції. – Спб., 2001. – С. 20-23) “Джерело: пильний аналіз конкретних добутків західноєвропейської романної прози цього періоду дозволяє зробити деякі важливі уточнення. “Джерело: […]...
- Контроль знаний по теме “Литература европейского барокко” Ход урока. I. Объявление темы и цели урока. II. Выполнение контрольной работы (тесты). Вариант I. Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ – 1 балл). Задача с выбором правильного ответа 1. Укажите, как называли эпоху классицизма во Франции: А) “эпоха Расина”; б) “эпоха Мольера”; В) “эпоха Корнеля”; г) “эпоха Лафонтена”. 2. Укажите название театра, который […]...
- Понятие о настоящем искусстве по тексту Т. Толстой У каждого человека свое понятие о настоящем искусстве. Для одних истинное искусство – это театр, для других – живопись, для третьих – кинематография. Некоторые люди не видят ничего прекрасного в том, что другие считают божеством и ставят на высшую ступень мирового искусства. Но и те и другие правы, именно поэтому и существует так много видов […]...
- Список произведений по зарубежной литературе в школьном изучении Древнее время 1 Ирландские саги 2 “Беовульф”, по хрестоматии Средних веков Развитое Средневековье 3 “Песнь о Роланде”, полностью 4 “Песнь о Сиде” 5 “Песнь о Нибеллунгах”, по хрестоматии Средних веков 6 Провансальская поэзия, по хрестоматии Средних веков 7 Миннезонг, по хрестоматии Средних веков 8 Рыцарский роман: Лэ Марии Французской, по хрестоматии Средних веков 9 “Роман […]...
- Краткая характеристика произведения “Капитанская дочка” Пушкина А. С По жанру “Капитанская дочка” – историческое повествование в форме семейных записок. Здесь есть черты и повести, и романа; исторические события тесно связаны с личной судьбой главного героя. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку для автора оптимальна точка зрения лучшего представителя дворянства. Гринев духовно близок автору; события излагаются непредвзято. Образ Пугачева неоднозначен (жестокость и […]...
- Краткая характеристика произведения “Преступление и наказание” Достоевского Ф. М “Преступление и наказание” – идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой “избранные” “право имеют” распоряжаться жизнями “тварей дрожащих”. “Двойники” Раскольникова – Лужин и Свидригайлов – действуют по этому принципу, не задумываясь. Бесчеловечная идея приводит героя к разладу с людьми и с самим собой. Петербургский пейзаж – не просто фон, это самостоятельный персонаж, влияющий на […]...
- Краткая характеристика Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Митрофан Простаков – один из главных героев комедии Фонвизина “Недоросль”. Это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который относился ко всем очень неуважительно. Он всегда был окружен заботой матери, которая и избаловала его. Митрофанушка перенял у своих близких самые плохие черты характера: лень, грубость в общении со всеми людьми, жадность, корыстолюбие. В конце этого произведения […]...
- Рассуждение о настоящем искусстве по тексту Астафьева Лина уже полмесяца жила в Москве (ЕГЭ по русскому) Настоящее искусство затрагивает самые глубокие душевные струны, оно способно пробуждать светлые чувства, дарить незабываемые мгновения. Подлинное искусство нейтрализует отрицательные эмоции и очищает душу. Порой только истинное искусство способно возродить волю к жизни. Оно может окрылять, заставлять совершенствоваться и думать о смысле бытия. Искусство обогащает духовно, расширяет горизонты представлений об окружающем нас мире. Огромное достоинство искусства […]...
- Комедии Кальдерона в стиле барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.2. Комедии Кальдерона в стиле барокко. Комедия “Дама-невидимка” Комедия и после Лопе де Веги оставалась для реакционеров ненавистнейшим жанром национального театра. И хотя гуманистическая направленность комедии в отличие от комедии Лопе де Веги сузилась и драматурги барокко перерабатывали уже существующие комедии, тем не менее новые комедии все также утверждали […]...
- Краткая характеристика произведения “Бежин луг” Тургенева И. С Повествование ведется от первого лица. В этом автобиографическом произведении автор “равен” рассказчику. Сюжет намеренно ослаблен. Главное – изображение Бежина луга. Этот образ складывается из великолепных картин природы (пейзаж в разное время суток) и образов мальчиков. Композиция очерка сложна, многослойна. Она включает лирические пейзажные зарисовки, передающие настроение автора, портретные и речевые характеристики мальчиков и несколько вставных […]...
- Рассуждение о настоящем искусстве по тексту Паустовского На рассвете мы с Ленькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей (ЕГЭ по русскому) Искусство подлинное обладает способностью к изображению действительности, образному ее осмыслению, превращению в часть духовной культуры, или в источник познания мира. Это процесс, посредством осуществления которого выражается внутренний мир человека. Настоящему искусства отводится роль учебника Жизни, и инструмента, благодаря которому человек стремится достичь совершенства. К. Г. Паустовский в своем произведении рассматривает тему живописи и картин, написанных […]...
- Борьба “буржуазного” и “советского” в искусстве По духу времени писатели соцреализма были максималистами, они хотели дать выход лучшим силам жизни, устранить несправедливость и возвести храм народного счастья. Постепенно сама эта идея деформировалась, превращаясь в свою противоположность, а писатели становились носителями того, против чего протестовали. Литературе и искусству все больше отводилась роль проводника партийной идеологии. Таков был в 50-е годы всплеск борьбы […]...
- О подлинном искусстве Можно ли сказать, что человечество стало забывать, как должно выглядеть подлинное искусство? Вот проблема, над которой размышляет А. С. Грин. В данном тексте автор подразумевает под истинным искусством творчество А. С. Пушкина и повествует нам о своем отношении к произведениям великого мастера пера. А. С. Грина, создателя ” Алых парусов”, глубоко возмущает тот факт, что […]...
- Краткая характеристика Литературы XIX века На протяжении тысячелетий формировалась система литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров (роман, рассказ, комедия и т. д.), изобразительных средств языка (метафора, эпитет и др.). Развитие литературы – это особый процесс. Литература нового времени опирается на достижения литературы прежних веков. Так, древнейшие произведения писались только в стихах, и лишь в XVIII-XIX веках проза и поэзия стали […]...
- Об искусстве японцев “малым сказать многое”. О Японской религии синтоизм В склонности японцев к миниатюрным жанрам поэзии, как в капле воды, отражается важнейшая особенность их национального мышления, которую часто называют “японским минимализмом”. В искусстве “малым сказать многое” японский народ, пожалуй, не знает себе равных. Эта способность была выработана всем образом жизни, обусловленным, в первую очередь, географическим положением Страны восходящего солнца. Ведь, в отличие от большинства […]...
- Краткая характеристика Илья Муромец и Соловей-разбойник “Илья Муромец и Соловей-разбойник” – былина киевского цикла, главному герою которой – богатырю Илье Муромцу – присущи черты, которыми не обладает обычный человек. Наделенный невиданной силой, избавляющей людей русских от бусурман, от Соловья-разбойника, он является примером бескорыстного служения Родине. Подвиги Ильи Муромца описываются в особой форме, отличной от повествования в других эпических жанрах. Эту особую […]...
- Краткая характеристика произведения “Судьба человека” Шолохова М. А Рассказ был напечатан в газете “Правда” в канун 1957 г. Композиция – рассказ в рассказе. Повествователь передает историю своего случайного знакомого, шофера Андрея Соколова, произошедшую в первую послевоенную весну. Автору в этом рассказе принадлежит важная роль. Большой любовью и уважением пронизан рассказ автора о жизни и героическом подвиге Андрея Соколова: “И хотелось бы думать, что […]...