Что же было делать бедной Чураевне?
На свете существует много талантов: метко соврать или красиво сказать, незаметно украсть или поделиться последним. И только от нас с вами зависит, какой “талант” мы выберем. Однако есть и другие, высокие и чрезвычайные таланты. Например, талант сочинять стихи.
Таким талантом в совершенстве владеет Лина Костенко. Что же нам известно из ее биографии? Родилась она в марте 1930 года на Киевщине.
Писать стихи начала рано – в раннем возрасте. Писала так много, что, в конце концов, в шестнадцать их напечатали. Училась в Киевском педагогическом
Душная атмосфера послевоенной жизни в столице Украины конца 40-х годов оказалась невыносимой. И решила Лина Костенко уехать в Москву – на свежий воздух. Оказалась она там уже в литературном институте.
В 1957 г. выходит ее первый сборник “Лучи земли”, в 1958 г. – “Паруса”, в 1961 – “Путешествия сердца”.
Но потом Лина замолчала. Это не значит, что она забыла, как пишутся стихи. Просто эпоха конца 60-х – начале 70-х годов была обозначена новой волной репрессий среди художников, особенно среди писателей. Однако Лину не бросили в лагерь, не убили.
Только
Этот роман в стихах не сразу дошел до читателя. Не потому, что он где-то там “пропадал”, а потому, что за это произведение Лине Костенко предъявляли обвинения даже политического характера. Нам надо поговорить о содержании романа.
Написан он по фольклорным источникам. Всем нам, наверное, хочется, чтобы действительно существовала такая девушка, как Маруся Чурай. Может, она и существовала, но, к сожалению, исторических документов о ней не сохранилось.
Зачем же документы, когда живет народная память, когда есть фантазия? По данным фольклористов, Маруся родилась в 1625 году в Полтаве в семье урядника Гордея Чурая. Отец ни с кем не знался, особенно с ляхами, потому был человеком гордым.
А однажды и зарубил одного из них. Поэтому вынужден был бежать на Сечь, где неплохо сражался. Однако, однажды попал в плен к полякам и был убит. А в это время Маруся очень бедно жила с матерью.
Есть было нечего, но она пела и сочиняла песни. Да еще и полюбила на свою голову красивого казака Григория Бобренко.
Он предал Марусю, ибо была она бедна, и женился на дочери богатого Гале. Что же было делать бедной Чураевне? Конечно, то, что делали на Украине все девушки, – топиться. И тут ей не повезло: спас ее немолодой казак Иван Искра.
Он очень любил Марусю, но не признавался, потому что все думал, что она сама догадается. К тому же Маруся любила Григория. Однажды Маруся пошла на вечеринку, и на ней спела, так Григорий и упал к ее ногам.
А Маруся ему сразу зелье. Он и выпил. Ну, а потом следствие, суд и осудили девушку.
Но вы забыли про Ивана Искру. Он быстренько смотался к гетману и привез помилование.
Маруся же, по одной легенде, заболела и умерла, а по второй – пошла в Киев на богомолье и там осталась при каком-то монастыре. Так вот, эта легенда очень понравилась Лине Костенко, которая и написала роман по этому фольклорному сюжету. Но нам не надо его весь рассматривать, только то, что подходит к теме “Воплощение в образе Маруси Чурай моральной красоты и таланта украинского народа”.
Т. е. рассмотреть образ Маруси Чурай с точки зрения ее талантливости и духовной красоты, особенности национального характера. В романе Маруся Чурай выступает как поэтический символ Украины и как красивая девушка – с ее природными желаниями любви и семейного счастья. Ее несравненный голос и песни воспринимает народ как свои собственные, потому что они являются выразителями чувств и стремлений простых людей.
Подчеркните, что талант Маруси действительно народный. Казак Иван Искра говорит, что казацкие подвиги, муки и радости “бессмертными будут в ее словах”: Она была как голос Украины, который клокотал в наших хоругвях! А сам гетман Богдан Хмельницкий определяет ее песни как “Перлы, как Дивное сокровище среди земных сует”. В финальной части романа Лина Костенко показывает, как смертельно больная девушка услышала свою песню.
Ее пели казаки, уходя в бой за свободу Отечества. Девушки вчера пели песню о любви, которой нет конца, А значит, талант не умирает, он бессмертен, как и народ, который рождает таланты. Вот это не забудьте отметить в своем произведении.
Какой же характер имела Маруся? В жизни она скромная и доверчивая, поэтому и об измене Григория узнает последней. Не потому, что она глупая или слишком доверчивая.
Она стояла над обыденностью и суетой, расчетом и корыстью – такой ее воспитали родители, настоящие рыцари духа – казаки. Во время суда она ничего не сказала в свою защиту, даже того, что Григорий сам выпил настой зелья, который она приготовила для себя. На казнь шла уверенно и вызвала у многих присутствующих уважение и восхищение за верность в любви, за мужество.
А ведь даже палач не выдержал: занес мешок, взявшись за края, чтобы она не видела ничего. И так невыносимо видеть Ее! Больше корит Маруся себя за то, что своевременно не распознала Григория, что увлеклась внешностью и неглубокими проявлениями его казачества, полюбила лицемера, предателя. В образе Маруси Чурай воплощены лучшие нравственные черты украинских девушек.
Это подчеркните в своем произведении. Маруся заботливая, внимательная, добрая, ее волнует судьба Украины, историческая память народа: “Сады стоят, примерли от пожара. Людей нет. Кони не ржут.
Лишь на валах не обгоревшие башни торчат в небо. Пепел стерегут”. В супружеской жизни она на первое место ставит духовное единство, верность и равенство во всем. Когда Гриша просил Марусю простить его, она не смогла этого сделать.
Не потому, что была дочерью Гордея – т. е. очень гордой. А потому, что поруганная любовь не может быть чистой. Кроме того, Маруся не смогла бы составить истинную песню, песню от души.
Для нее дорогими и святыми остаются воспоминания о счастливых минутах, они живут в ее душе, светят ей в жизни, питают чистой живой водой ее песни.
Итак, в своем произведении надо рассмотреть образ Маруси Чурай как неотъемлемую часть украинского народа, его талант и моральную красоту. Найдите в романе цитаты, которые помогут вам это сделать.
Например, как удивляется Богдан Хмельницкий: Думал о Марусе сыновья песни… Или что в Полтаве, там же, в Полтаве, Чурай Марусю, в такое уничижение, Чурай Марусю, в такой позор! – До петли вести в толпе”. Неплохо было бы рассказать о моральной красоте Чураевны, сопоставляя ее поведение с поступками Григория.
В заключении вспомните, что песни Маруси Чурай живут и сейчас, и сейчас волнуют своей мелодичностью, поэтичностью и талантливостью, потому таланты не умирают.