Пересказ романа “Маруся Чурай”
Мы узнаем о тайных свиданиях Григория и Маруси за селом над прудом, а однажды Маруся сделала попытку оставить жизнь, утопиться в том пруду, вероятно, из-за Григория. Полуживую вытянул ее из воды тогда Иван Искра. Но с этим суд не считается, потому что обвиняют ее.
Мать Григория привела аж 17 свидетелей: …а из тех семнадцати имеет пять, которые к присяге пригодны будут. Вот они и называют Марусю ведьмой. Горбун считает историю прозаичной: узнав, что Григорий собирается вступить в брак с Галей Вишняковной, Маруся умышленно совершает преступление
Следовательно, она виновата в совершении преступления. Все просто. Картину дополняет заплаканная невеста Григория, которой все сочувствуют.
А что же сама Маруся? Она ни слова не сказала суду. Стоит.
Молчит. И смотрит. И все.
А как хочется Бобренчихе увидеть ее унижение, как хочется, чтобы девушка оправдывалась, просилась! Но Маруся молчит. И вот, не стесняясь людей, мать Григория рассказывает о том, что было тайной двух влюбленных – Маруси и Григория. Цинично рассуждает мать Григория при всем народе о том, чему именно она не мешала их любви.
И каждое ее слово болью
Чужая душа – то тихое море слез. Плевать в нее – грех тяжкий, нельзя”. Вслед за ней имел слово Шибилист.
Он рассказал обществу, как рос Григорий, которого Чураи и кормили, и к уму наставляли, потому что у матери его, видите ли, времени не было о нем заботиться: “…воювала – за курицу, за телку”. Маруся и Григорий росли вместе да и влюбились. Девушка искренне, а вот Григорий: “Он родился под такой звездой, что что-то в душе двоилось ему.
От того кидался берега к этому. Любил достаток и любил песни”. Между тем в суд прибывает посланец из Сечи с письмом от кошевого с просьбой о помощи Хмельницкому. Послушав, в чем дело, он замечает: “Эта девушка…
Лицо, как из икон. И вы ее собираетесь карать?! А что, как другой выбрать закон, – не со стороны убийства, а со стороны измены? Ну есть же об измене там какие статьи?
Не всякое наказание должно быть безбожным. Что же это выходит? Предавать в жизни государство – преступление, а человека – можно?!”.
Но о казуистику судейского стола ломается не только сабля Леска Черкеса, который протестует против приговора суда, – отдать Марусю на истязание. Леско сказал: – “Кого в этом деле жаль, Так это Ивана Искру. То – казак.
Такое несчастье хоть кого изнеможет. Это же можно здесь лишиться ума. Любил же он Марусю, не дай боже! Теперь сидит, лица на нем нет”.
Среди разных людей, которые собрались в суде, сын Якова Остряницы, Иван Искра. Этот честный благородный юноша любит Марусю, но не только в этом дело. Он настоящий патриот, и слова его – речь патриота и гуманиста: “Эта девушка не просто так Маруся.
Это – голос наш. Это – песня. Это – душа… Когда в поход выходили – ее песнями плакала Полтава.
Что нам было нужно на войне? Сабли, знамена и ее песни… Победы наши, муки и руины бессмертные будут в ее словах.
Она же была как голос Украины, который клокотал в наших хоругвях! А вы теперь ищете ей наказание. Она же стоит немая от одиночества.
Людей такого редкого дара немного, люди, нужно беречь!”. Но все напрасно. Не разбираясь дальше, судьи приговорили Марусю к казни на виселице.
Подсудимая глаза слезами не оросила. И милосердия у суда не просила.