Рекомендации по изучению лирики по Лины Костенко
Постановкой этой проблемы можно завершить изучение лирики Лины Костенко, не забывая при этом постоянно включать в разговор новые произведения поэтессы, которые наша великая современница подарит своим читателям в будущем. С того времени, когда “Маруся Чурай” впервые пришла к читателю, а это был год 1979, роман собрал многочисленную аудиторию искренних приверженцев творчества Лины Костенко. Теперь, уже с определенной временной дистанции, можно назвать тот год счастливым для Украины.
Критика, сразу же среагировав на событие, вглядывается
Издательская судьба романа. Следует рассказать, что жизнь произведения начиналась не просто. “Обвинение внутренних рецензентов, причем упреки даже политического характера, задержали выход романа не меньше, как лет на шесть… Лишь после специального постановления Союза писателей Украины произведение было выпущено в 1979 году “Советским писателем”.
Такие важные, на наш взгляд,
Бесспорно, направления изучения романа могут быть разнообразнейшими, но самым оптимальным видится именно проблемно-тематический путь анализа. С другой стороны, такой вариант работы даст возможность ученикам углубиться в тонкость текста, ощутить собственным прикосновеньем наименьшие его нюансы, глубинную философию романа, даст возможность для развития самостоятельного мышления у учеников, навыков исследовательской работы, разрешит лучше реализовать цель и задачу углубленного изучения литературы. Такая потребность обусловлена сверхзаданием, которое появилось перед обществом, а наиболее остро – перед школой: духовное возрождение нации как единственное спасение от морального и физического вымирания.
В этом аспекте обнадеживающе звучат слова М. Слабошпицкого: “Маруся Чурай” Лины Костенко – не просто наша обкраденная и униженная история, не только художественная энциклопедия жизни украинского народа середины XVII столетия. Это история, которая осмысливает саму себя, мыслящая история. Это партитура вечных мотивов духовного бытия народа. …Если в национальном писательстве есть такие произведения, как “Маруся Чурай”, значит оно небезнадежно, и небезнадежна судьба того слова – оно выживет и выстоит в этом сложном и трагическом мире, который не имеет сентиментов ни к одному народу”.
Related posts:
- Авторитет Лины Костенко в современном писательстве Непересекающийся талант Лины Костенко был отмечен еще в Литературном институте им. М. Горького, куда юная, окрыленная мечтами девушка втекает от невыносимой, душной атмосферы послевоенной жизни украинской столицы. Русский писатель Всеволод Иванов, рецензент дипломной работы Лины Костенко, распознал в то раннее время и восторженно поздравил “талантливого поэта с большим будущим”. Признание Лины Костенко современниками основано на […]...
- Сочинение на тему: Духовные ценности человека в поэзии Лины Костенко Мы живем в сложный и бушующий период истории нашего государства. В конце концов, многострадальная Украина обрела независимость. На смену классовым идеалам с их вечной враждой между разными слоями общества должны прийти общечеловеческие ценности, идеалы добра и справедливости. Эти идеалы должна нести настоящая поэзия. Общечеловеческие ценности всегда отстаивала в своих стихах Лина Костенко. Главную особенность творчества […]...
- Рассказ о Л. Костенко (материал для сочинения) Лина Васильевна Костенко (родилась в 1930 году). Как-то, рассказывая об очередном общественном собрании, одном из его организаторов подчеркнул, что в нем принимала участие Лина Костенко – “непокорная”, “мятежная”, “мятущаяся”. Говорят, что эти эпитеты довольно точно характеризуют Л. Костенко. Родилась Лина Васильевна в городке Ржищеве на Киевщине в учительской семье. Родители будущей поэтессы были людьми высокообразованными, […]...
- Художественное осмысление общечеловеческих ценностей в творчестве Лины Костенко Украинская поэтесса Лина Костенко подарила читателю искренность своей души, философское осмысление жизни, красоту слова. Дочь эпохи шестидесятых годов нашего века чеканила свой талант во времена, когда господствовала полуправда, а острое правдивое слово замалчивалось в интересах тоталитарной идеологии. Читая лирику Лины Костенко, мы понимаем, что это не просто лозунги или крылатые высказывания. Каждое стихотворение принуждает читателя […]...
- Лирическая героиня лирики Лины Костенко Любовь для Лины Костенко – чувство светлое. Недаром поэзия, в которой идет речь о влюбленности семнадцатилетней девушки, названа “Светлим сонетом”. Девушка грустна, потому что на ее любовь парень не отвечает взаимностью. Да, стихотворение “Светлый сонет” посвященный первой в жизни семнадцатилетней девушки любви. Правда, любовь эта несчастливая. Но это не страшно, потому что: Это еще не […]...
- Размышления после знакомства с лирикой Лины Костенко Нет поэта, который бы не писал о любви. И это неудивительно. Ибо среди человеческих чувств оно занимает видное место и, как говорят, является мерилом человеческой души. Любовь окрыляет человека, делает его благородным, подносит к духовным высотам даже, если приносит страдания, разочарования, боль. Чувство любви стремится к высказыванию и поэтому дает толчок к творчеству. Вот почему […]...
- История любви в романе Л. Костенко “Маруся Чурай” Творчество Лины Костенко вместе с произведениями Дмитрия Павлычко просветила дорогу в литературу целой когорте молодых талантов, которые с того времени выбрали имя “шестидесятников”. Ее поэтическая звезда не угасала и никогда не угаснет на литературном горизонте, так как это талант сильный и яркий. Чудеснейшая лирика Лины Костенко пленит душу, принуждает волноваться, мечтать, любить. Добротой, высоким пафосом, […]...
- Раздумья после знакомства с лирикой Лины Костенко Нет поэтов, которые бы не писали о любви. И это не удивительно. Так как среди человеческих чувств оно занимает видное место и, как говорят, является мерилом человеческой души. Любовь окрыляет человека, делает его благородным, поднимает к духовным высотам даже тогда, когда приносит страдание, разочарование, боль. Чувство любви стремится к выражению и потому дает толчок к […]...
- Образ Маруси Чурай романе Л. Костенко Роман в стихах Лины Костенко “Маруся Чурай” – это настоящий гимн щедрости и моральной красоте человеческой души, ее таланта. Песни Маруси звучат еще и до сих пор, рассказывая нам и о казацких походах, и об украинской природе, и о любви. Эти песни звали в бой, звучали возле пруда, очаровывали на вечерницах. Эти песни рассказывали о […]...
- Выдающаяся поэтесса Лина Костенко Выдающаяся украинская поэтесса Лина Костенко родилась 19 марта 1930 года на Киевщине в семье учителей. Ее относят к поэтам – шестидесятникам. Лина Костенко в своих произведениях обращается к проблемам Войны и мира, поскольку ее сердце пронизано воспоминаниями о военном тяжелом времени (например, “Мой первый стих написан в окопе”). Поэтесса также поднимает морально-этические проблемы, высоко поднимает […]...
- Видатна поетеса Ліна Костенко Видатна українська поетеса Ліна КосТЕнко народилася 19 березня 1930 року на Київщині в сім’ї учителів. її залучають до поетів-шістдесятників. Ліна Костенко у своїх творах звертається до проблем війни і миру, оскільки її серце пройняте спогадами про воєнне лихоліття (наприклад, “Мій перший вірш написаний в окопі”). Поетеса також порушує морально-етичні проблеми, високо підносить жінку. Для неї […]...
- Внутренний конфликт в лирике Лины Костенко Внутренний конфликт произведения – это борьба лирической героини с собой, со своей страстью. В этой борьбе она мобилизирует все силы, всю способность делать сопротивление неугомонному любовному влеченью. Пока еще Она держится. Но Она – женщина. Она – слабая. Он молчит, не слышит ее мольбы. От него нет помощи. И Она ломается, кажется на волю судьбы. […]...
- Рекомендации по изучению “Слова о полку Игоревом” Заинтересованный в осмысленном восприятии школьниками памятников далекого прошлого, В. Я. Стоюнин рекомендует предварить работу над ними “чтением и разборами” произведений современных писателей. И лишь потом, когда “ученик начнет понимать литературный интерес”, его внимание можно переключить на “историю”, ограничившись при этом “самым небольшим числом памятников”. Учитель, замечает В. Я. Стоюнин, “должен выбрать только главнейшие сочинения, в […]...
- Что мы знаем о поэтах-шестидесятниках? (Лина Костенко) Эпиграф: Я выбрала Судьбу себе сама. И что со мной не произойдет – У меня никаких претензий нет к Судьбе – моей избраннице. Украинскую поэзию сегодня тяжело вообразить без Лины Костенко. В ее удивительном по красоте и силе поэтическом голосе гармонично соединились трогательная нежность женщины и твердость духа настоящего борца, философская углубленность в проблемы бытия […]...
- Образи матерів у романі Ліни Костенко “Маруся Чурай” Мати. Священне ім’я, до якого завжди ставилися з повагою. Мати – основа життя, людина, що його дає. І перші слова, і перші кроки, і перші уроки добра – усе від матері. Але от диво – не всі матері однакові, не в усіх однакове уявлення про добро. Саме про це розмірковує Ліна Костенко у романі “Маруся […]...
- Роман в стихах Л. Костенко “Маруся Чурай” – путешествие в прошлое Украины Роман мастерски передает дух эпохи. Типажи, ход событий, воспроизведенный в человеческих судьбах, – все это реставрируется автором с живой достоверностью художественного документа. Поэтесса показывает тогдашнее общество во всех его главных проявлениях. Роман “Маруся Чурай” открывает нам духовный мир наших предков, раскрывает забытые страницы истории, на достойных образцах учит мужеству, пробуждает совесть, чувство причастности к великой […]...
- Первое знакомство с Линой Костенко Первое знакомство с Линой Костенко тронуло меня до глубины души. Как случилось, что такой духовно красивый человек не пришел в школу, в души детей значительно раньше? Какое родство души и мыслей с таким уже знакомым словом Леси Украинки! Слово нашей современницы одето в яркую художественно-эстетическую форму, выступает мощным носителем духовной энергии народа, заставляет читателя задуматься […]...
- Методические рекомендации к изучению Поэзии Иосифа Бродского в 11-м классе И Осиф Бродский – один из крупнейших поэтов второй половины XX века, его поэтическое значение для русской литературы огромно. И хотя монографически творчество Бродского в 11-м классе не изучается, не коснуться его в обзоре литературы последних тридцати лет вряд ли представляется возможным. В гуманитарных же классах средней школы, на спецкурсах и факультативах, посвященных современной русской […]...
- Твір на тему: Духовні цінності людини в поезії Ліни Костенко Ми живемо в складний і бурхливий період історії нашої держави. Нарешті багатостраждальна Україна здобула незалежність. На зміну класовим ідеалам з їх вічною ворожнечею між різними верствами суспільства мають прийти загальнолюдські цінності, ідеали добра й справедливості. Ці ідеали повинна нести справжня поезія. Загальнолюдські цінності завжди обстоювала у своїх віршах Ліна Костенко. Головну особливість творчості поетеси можна […]...
- Поэтическая модель мира в лирике Лини Костенко Все это способствует тому, что поэзия “Моя любовь! Я перед тобой…” воспринимается как своеобразная, поданная поэтически сама установка, жизненная программа, которая к силе лишь аристократам духа. Из первых ее строк веет нежностью, чарами сладкого предчувствия. Наконец все муки колебаний позади, и судьба подарила беззаботность блаженных слов. Но уже в наступлении строки остро диссонируют такому настроению: […]...
- Методические рекомендации по изучению темы “Информация и информационные процессы” в 7 классе Тема “Информация и информационные технологии” заняла прочное место в курсе информатики. На нее опирается изучение всех остальных тем курса. Собственно, с изучения этой темы и начинается изучение этого предмета. Поэтому важность этой ее не вызывает сомнения. Однако курс информатики еще недостаточно устоялся. Это связано не только и не столько молодостью школьного курса, сколько молодостью самой […]...
- Образ України у романі Костенко “Маруся Чурай” Особливість розкриття цієї теми у романі “Маруся Чурай” полягає в тому, що увесь твір сповнений теплоти патріотизму. Образ України постає через характери героїв, їхнє ставлення до своєї історії, до інших людей. Найяскравіше виписаний образ Марусі Чурай. Історія життя цієї дівчини, пісні якої співала уся Україна, висвітлює багато важливого для розуміння характеру українського народу, його ментальності. […]...
- “Поэзия – это всегда неповторимость…” (за лирическими произведениями Л. Костенко) Л. Костенко родилась в г. Ржищеве на Киевщине в семье учителей. Когда ей исполнилось шесть лет, родители переехали в Киев. Училась в педагогическом институте, потом – в Московском литературном институте им. М. Горького. Работала сценаристом на Киевской киностудии художественных фильмов им. О. Довженко. Поэтессу называют “королевой украинской поэзии XX столетия”. Уже первый сборник “Лучи земли” […]...
- Боль материнского сердца в поэзии Л. Костенко “Пастораль XX века” Иногда, читая поэзию Л. Костенко “Пастораль XX века”, возникает вопрос, почему поэтесса выбрала именно такое название для стихотворения? Ведь, как известно, жанр пасторали, т. е. идиллической картины жизни сельского человека в его гармоничных связях с окружающим миром, был распространен в XIV-XVIII веках. Поэтому нельзя не обратить внимание и на существенное уточнение поэтессы – пастораль именно […]...
- Страшный отголосок войны в поэзии Л. Костенко “Пастораль XX века” Иногда, читая поэзию Л. Костенко “Пастораль XX века”, возникает вопрос, почему поэтесса избрала именно такое название для стихотворения? Ведь, как известно, жанр пасторали, то есть идиллической картины жизни сельского человека в ее гармоничных связях с окружающим миром, был распространен в XIV-XVIII столетиях. Поэтому нельзя не обратить внимания и на существенное уточнение поэтессы – пастораль именно […]...
- “Поезія – це завжди неповторність…” (за ліричними творами Л. Костенко) Л. Костенко народилася в м. Ржищеві на Київщині в родині вчителів. Коли їй виповнилося шість років, батьки переїхали до Києва. Навчалася у педагогічному інституті, потім – у Московському літературному інституті ім. М. Горького. Працювала сценаристом на Київській кіностудії художніх фільмів ім. О. Довженка. Поетесу називають “королевою української поезії XX століття”. Уже перша збірка “Проміння землі” […]...
- Твір на тему: Слово про Марусю Чурай Чи існувала справді Маруся Чурай, чи це лише збірний образ, створений народною фантазією і зафіксований у працях вчених, у творах письменників? На мою думку, відповісти на це питання поки що неможливо. Доки не будуть знайдені відповідні документи, все, що стосується Марусі Чурай, межує з легендою. Яким же вимальовується образ Марусі Чурай у моїй уяві? Я […]...
- Тема Родины в украинской литературе Народная песня “Размойся крутые бережечки”. Песня возвеличивает патриотичный дух, самоотверженность делу национального освобождения. “Ой из-за горы туча, будто волна, идет…” Песня, рассказывает о подвиге народного героя Ивана. Так как она, пробуждает память о казацком свободолюбивом духе, воспевает славу Украины, пробуждает национальное достоинство и патриотизм. Т. Шевченко. Сам поэт – большой патриот Украины, и все его […]...
- Рекомендации к подготовке курсовой работы Цель курсовой работы – формирование у студентов элементарных навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Этапы работы: 1. Выбор темы. Это важнейший этап. Выбирая тему курсовой работы по методике литературы, студенту необходимо учитывать, что ему предстоит не только работать над литературой в библиотеке, но и проводить эксперимент в школе, изучать учащихся, апробировать на практике то, что удалось разработать […]...
- Советы по изучению “Записок охотника” Тургенева В изучении “Записок охотника” давно сложились свои устойчивые традиции. Когда мы говорим об антикрепостническом содержании книги, то вспоминаем рассказ “Бурмистр”, рассуждая же о поэтической ее стихии, останавливаемся на “Певцах”, “Бежине луге”, “Свидании”. Конечно, в книге Тургенева есть несравненные обличительные и уникальные поэтические страницы. Но – не теряется ли при таком постраничном изучении истинный ее масштаб, […]...
- Материалы к изучению творчества Михаила Зощенко ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте рассказ М. М. Зощенко “Обезьяний язык”. Подготовьте связный ответ “Роль “нового языка” в рассказе Зощенко”, опираясь на следующие вопросы и задания. – Какова стилистическая окраска слов кворум, вышедши, перманентно, завсегда, президиум? Как характеризует говорящих смешение в их речи лексики разных стилистических пластов? – Познакомьтесь с информацией о лексической сочетаемости слов: “Лексическая сочетаемость […]...
- Проблемный подход к изучению киноповести “Очарованная Десна” О. Довженко – кинорежиссер с мировым именем, лауреат Ленинской премии. Он был большим сыном своего народа, пылким патриотом родной земли. Через всю жизнь пронес он горячую любовь к краю, где родился, к волшебной реке Десне. Поэтому один из наилучших своих произведений назвал “Очарованная Десна”. Эта повесть – гимн земле и людям, которые воспитывали его, научили […]...
- Рекомендации – Как писать сочинения для 6 класса С описаниями природы мы чаще всего встречаемся в художественных произведениях. Но составить сочинение-описание самому значительно тяжелее, чем любоваться писательским шедевром. Ведь описать пейзаж невозможно, не имея собственных впечатлений от увиденного, поэтому необходимо прийти в восхищение увиденным, плениться природой. Создавая описание за картиной, обратите внимание не только на ее тематическую нагрузку, а и на технику выполнения. […]...
- Исследование жизненных коллизий Маруси Чурай Сокровища, известные человеку, классифицируются на две группы: те, которые намертво лежат в земле, и идущие от рода к роду, окутывая глубинным очарованием человеческую душу. К таким сокровищам принадлежит и народная лирическая песня. Почему-то считается, что авторов у народных песен нет. Их просто пишет народ. И как это можно себе представить? Собрался народ, сел “кругом”, набросал […]...
- Аспекты к изучению пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион” Опыт свидетельствует, что первичное восприятие пьесы школьниками происходит довольно легко, без осложнений. Чего нельзя сказать о вторичном, углубленном восприятии, которое должно стать результатом анализа произведения учениками. В этом случае дает о себе знать нетрадиционность, парадоксальность творческой манеры Шоу вообще и пьесы “Пигмалион” в частности. Эта пьеса во многом поражает непривычностью, сбивает с толку. Взять хотя […]...
- Для учнів 11-А класу. Рекомендована література для читання влітку 11 клас Для обов’язкового читання: – Микола Хвильовий “Я тика)”, “Кіт у чоботях”. – Юрій Яновський “Вершники”. – Валер’ян Підмогильний “Місто”. – Микола Куліш “Мина Мазайло”. – Іван Багряний “Тигролови”. – Олександр Довженко “Зачарована Десна”. – Ліна Костенко “Маруся Чурай” (роман у віршах). – Осип Турянський “Поза межами болю”. Рекомендовано додатково: – П. Тичина “Ой […]...
- Эвристический урок по изучению романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в основе которого постижение смысла произведения через анализ его художественной символики. Как правило, роман Булгакова “Мастер и Маргарита” изучается на уроке по традиционной схеме: сначала рассматриваются сюжет и композиция, затем – образы, после чего на основе собственного жизненного опыта ученики, безусловно, не без помощи учителя, пытаются дать им оценку, выйти к пониманию […]...
- Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева “Пролетный гусь” В аналитической части рецензии обращается внимание на идею рассказа. Характеры героев рассматриваются в их противопоставлении (Данила – Владимир Федорович; Марина – Нелли Сергеевна), при этом выделяются почти все основные приемы, используемые писателем для создания образов: портрет героя; описание реалий его быта; изображение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств; описание действий и поступков героя; характеристика его […]...
- Рекомендации для старшеклассников для написания сочинения На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать произведения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами. Это отклик о произведении искусства, статья в газету на морально-этическую тему, произведения на общественные и морально-этические темы. Написание таких произведений помогает проявить широту мировоззрения, эрудицию, оказывает содействие развитию самостоятельности мышления, требует знаний особенностей данного вида […]...
- Материалы к урокам по изучению поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. 10-й класс Личность писателя. Мир гоголевского слова Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нем (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: Почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные […]...