Историческая и фольклорная основа романа “Маруся Чурай”
Неоднозначны и противоречивы мысли относительно первоисточников художественной истории Маруси Чурай. В подавляющем большинстве современная критика придерживается мысли о фольклорном происхождении образа сочинительницы песен. Так, Ильницкий делает замечание, что Лина Костенко “отталкивается от легенды”, поскольку о Марусе Чурай “не осталось ни одного документального свидетельства”.
Такой же мысли об основе исторического романа и В. Брюховецкий. В летописи “Наш ребенок” конспективно изложена суть статьи Л. Кауфмана
Так вот, знакомясь с этой проблемой, советуем учителю обратиться именно к этой небольшой книжечке, в которую включены предисловие М. Стельмаха, а также двадцать три песни, автором которых, по свидетельству народной памяти, была Маруся. Одним из возможных вариантов начала работы над романом может быть знакомство
Так, например, ученикам можно прочитать текст приговора полтавской песнотворце, найденный поэтом И. Хоменко в материалах казацкого законодательства XV-XVII столетий. Эта находка, как заметил автор статьи, “неопровержимо доказывает историчность Маруси Чурай”, давая таким образом возможность думать и говорить о Чураевне как о персонажелице целиком реальном. К рассказу об исторической основе произведения следует привлечь материал об истории возникновения казачества (он, кстати, коротко изложен в статье Н. Забужко), сведения об упомянутых в романе исторических фигурах Богдане Хмельницком, Якове Острянице, Северине Наливайко.
Желательно, чтобы ученики в процессе работы над романом осуществляли и самостоятельные исследования. На такую работу их можно сориентировать заранее. “Книга с делом Маруси Чурай” состоит из девяти разных по объему частей, имеет две сюжетные линии: личная судьба Маруси Чурай и освободительная борьба украинского народа с польской шляхтой. Она пришла к читателю, “вызванная силой художественного воображения на основе детального изучения эпохи.
И сквозь это, казалось бы, тусклое окошко, сквозь шаткую кладку, перекинут мост между тремя столетиями, читатель оказывается в воспроизведенной удивительно зримо и ярко среде времен Хмельниччины, где бурлят социальные и обычные человеческие страсти, где соседствуют благородство и коварство, верность и измена, отвага и трусливость, рыцарская победа и хитрое приспособленчество”. Так вот, исходя из установки как можно полнее охватить романный материал от определяющих его концепций до наименьших деталей, акцентируем внимание на таких основных проблемах:
– Талантливое воспроизведение Линой Костенко общественно-исторического контекста эпохи. – Характеры в романе как выразители и носители законов общественного времени. – Проблема любви и измены в романе: два аспекта ее реализации. – Материнский образ в романе. – Трагедия личности и драма художника.
Названные проблемы, бесспорно, имеют еще и свою сетку мотивов и ряд вопросов (например, романная жизнь категории времени, категории добра, красоты, справедливости, верности себе и т. п.). Над ними будем думать, в процессе, анализа произведения.