План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и Лермонтова
Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
I. Вступление
Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, Лермонтов выступает и как наследник пушкинской традиции, и как полемист.
II. Главная часть
1. Поэт-пророк в одноименных стихотворениях Пушкина и Лермонтова.
Пушкин и Лермонтов всегда считали
— Пушкинский поэт отправляется по завету Бога отдать полученный пророческий дар людям, «глаголом жечь» их сердца. Тем самым поэт-пророк выполняет высокую гражданскую миссию, возложенную на него Богом (см. план «Тема поэта и поэзии
— Лермонтов как поэт-романтик акцентирует трагический конфликт между поэтом и обществом, его не понимающим и отвергающим. Своим стихотворением он как бы отвечает на вопрос «Что же сталось с поэтом-пророком, отправившимся к людям по завету Бога провозглашать «любви и правды чистые ученья»?» — Он встретил лишь смех, презрение и был изгнан. В лирике Лермонтова поэт предстает «осмеянным пророком» (стих. «Поэт»).
2. Сложными являются отношения поэта-пророка и общества и в лирике Пушкина. Он тоже испытывал скептическое отношение к тем, к кому поэт обращает свои «благие мысли и труды». В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» проводится идея о том, кто, собственно, достоин свободы, которую утверждает поэт («К чему стадам дары свободы…»).
Рождается горькая мысль о бесполезности собственного поэтического труда. В 1830-е годы в творчестве Пушкина нарастает мысль об одиночестве поэта среди толпы и усиливается идея неподсудности божественной поэзии мнению черни (стих. «Поэту»),
3. В лирике Лермонтова-романтика эти идеи позднего Пушкина были усилены и получили трагическое звучание. Лермонтовский поэт — это божественный избранник, которого толпа не только не хочет, но и не может понять. А значит, таким одиночеством можно гордиться.
Более того, лермонтовский поэт платит толпе собственным презрением и даже ненавистью (пафосом инвективы проникнута последняя часть стихотворения «Смерть поэта» и финал стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…»). Лермонтов признает над поэтом только «божий суд», перед лицом которого светская толпа не смоет своей «черной кровыо поэта праведную кровь».
4. Несмотря на божественную природу поэтического таланта, Пушкин считал, что сам по себе поэт как человек неотделим от других людей. Как человек он может быть и слаб, и суетен, и «ничтожен», лишь божественное, снисходящее на него от Творца вдохновение делает его великим. И это сразу возвышает его над обыденной жизнью (стихотворение «Поэт»).
Для Лермонтова-романтика образ поэта всегда соотнесен с областью идеального, даже божественного. Не случайно в стихотворении «Поэт» Лермонтов пишет: «Твой стих, как божий дух, носился над толпой…» Поэтому, в отличие от Пушкина, лермонтовский поэт никогда, ни при каких условиях не может быть сопоставим с «детьми ничтожными мира», с областью обыденной, пошлой реальности. Более того, поэт у Лермонтова иногда становится равновелик Богу: «Я — или Бог — или никто!» (стих. «Нет, я не Байрон, я другой…»).
Отсюда возникают и богоборческие настроения (стих. «1831-го июня 11 дня», поэма «Демон»), что отвечает романтическому мировосприятию Лермонтова.
5. Как для Пушкина, так и для Лермонтова, единственным прибежищем поэта является природа. Во взаимоотношениях с нею поэта у Пушкина и Лермонтова прослеживаются как черты сходства, так и различия.
— Пушкин уже в раннем стихотворении «Деревня» называет сельскую природу «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» и противопоставляет ее оковам межчеловеческих отношений. Для Пушкина природа — олицетворение идеала свободы, без которого немыслимо творчество (что находит свое объяснение в фактах биографии поэта). Поэтому в его произведениях возникают природные образы-символы, олицетворяющие идею личной свободы (стихотворения «К морю», «Узник»).
Для исполнения Божьего завета поэт бежит от «суетного света» «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», где только и возможно творчество.
В сознании Лермонтова природа — олицетворение области идеала, ведь она — «творенье Бога» («Демон»), поэтому живет по божественным законам, которые люди утратили. Таким образом, поэт и природа равно противостоят светскому обществу, цивилизации, что отвечает также романтическому мировосприятию (см. план «Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова»).
III. Заключение
Лермонтов-романтик акцентирует трагизм судьбы поэта («Пророк», «Смерть поэта»). Для Пушкина, напротив, характерен философский оптимизм, который с особой силой сказался в итоговом стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» К идеям боговдохновенности поэта, его творческой независимости, которые вновь звучат в этом стихотворении, добавляется мысль о том, что власть поэта выше государственной власти. Сознание своей силы и величия порождает уверенность в большом историческом будущем его поэзии.
Поэзия, по мысли Пушкина, должна поднимать человека к Богу, только в этом и состоит ее общественное назначение, вложенное в нее Творцом.