Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Мне грустно, потому что я тебя люблю.

М. Ю. Лермонтов

Большое место в лирике Лермонтова занимает лю­бовная тема, которой поэт посвятил более трети своих стихотворений. Перелистывая томик со стихами Лер­монтова, нельзя не восторгаться неповторимым лириз­мом его любовной поэзии, силой пламенных страстей, глубоким умом, прямотой, честностью и высокой тре­бовательностью к себе.

Традиции русской любовной поэзии, существо­вавшей до Лермонтова, были богаты и многообразны. Но в 10-20-х годах XIX века поэты воспевали абст­рактную возвышенную

любовь, не привязывая ее к реальности, отдаляя ее от конкретных жизненных проблем. Образ возлюбленной был обобщен и анге­лоподобен, намеренно лишался индивидуальности. Герой-любовник также был лишен индивидуальных качеств, которые могли “помешать” ему исполнить миссию “носителя любви”.

Очень редко поэты ис­пользовали те или иные внешние обстоятельства, ко­торые могли бы обозначить конкретную любовную ситуацию. Однако уже в лирических стихах Пушки­на проявилась индивидуальность героев, их чувств и мыслей. Лермонтов поддержал и развил эту тен­денцию великого предшественника, сделав

свою лю­бовную лирику “предметной”, отражающей реаль­ные чувства и переживания героя.

Любовные стихи молодого Лермонтова посвящены Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой (самый обширный цикл – свыше двадцати стихотворений) и Варваре Лопухиной. Эти стихи о любви – своеобразная биография поэта: по ним можно проследить не только какой-либо момент любовных переживаний лирического героя, но и фазу развития его отношений с возлюбленной – напри­мер, возникновение его чувства, “вероломство” и “измену” возлюбленной, нарастание скорби героя, вызванное этой “изменой”, охлаждение (стихи к Н. Ивановой).

Лермонтов не избегает штампов в описании жен­ской красоты (“прелестный взор”, “чудные глаза” и т. п.), но сквозь них просвечивают живые образы геро­инь. Так, например, в стихах, адресованных Е. Сушковой, Лермонтов высказывает обиду на светскую де­вушку за ее “притворное внимание”, “остроту речей”, насмешливое обращение с героем, бездушие (стихотво­рение “Благодарю!”). К более зрелым произведениям на любовную тему относится цикл стихотворений, по­священных Н. Ивановой.

В творчестве Лермонтова тема любви часто прони­зана предчувствием трагической развязки. Это свойст­во лирики Лермонтова контрастирует со светлым то­ном, преобладающим в любовной лирике Пушкина. Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. “С слезами горькими, с тоскою” просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах.

Герой Лермонтова редко испытывает чувст­ва радости, удовольствия и полноты жизни, как герой Пушкина в “Зимнем утре”. Но бывают и у него редкие минуты счастья:

С души как бремя скатится Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Лермонтов анализирует чувства героя, личность возлюбленной и причины неминуемой любовной тра­гедии. Он винит в этом и качества героини, сближаю­щие ее с духом светского общества, и само светское общество (“…и мук и слез веселый миг тебе дороже!”, “И слишком ты любезна, чтоб любить!”, “мы с тобой разлучены злословием людским” и т. д.). Таким об­разом, в ткань любовной лирики Лермонтова посте­пенно вплетается гражданская тема.

Поэт понимает, что даже интимные чувства человека подвержены влиянию общественных отношений и принятых ус­ловностей.

Особое отношение у Лермонтова было к В. А. Ло­пухиной. В цикле посвященных ей стихов Лермонтов воспевает ее “чудную простоту” и неспособность “ли­цемерить”, противопоставляет ее светским красави­цам (“Она не гордой красотою…”). Поэт чувствует нео­быкновенную духовную близость с Лопухиной и даже называет ее своим “товарищем”, “лучом-путеводите­лем” (“Мы случайно сведены судьбою…”) и своей “ма­донной” – эпитеты, которые не встречаются в стихах к Е. Сушковой и к Н. Ивановой. Естественно, что сти­хи к Лопухиной были исполнены чувства просветлен­ной любви и грусти, которая неизбежна при расхож­дении между мечтой и реальностью.

Стихи к Лопухи­ной пронизаны трагизмом из-за невозможности разделенной любви и счастья. Поэт не видит смысла жизни “в земной неволе” и предчувствует свой корот­кий век:

Душа моя должна прожить в земной неволе

Не долго. Может быть, я не увижу боле

Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Зрелый Лермонтов уже не создает поэтических циклов о любви, а находит новую форму выражения своих чувств – любовную новеллу. В стихах этого пе­риода его герой выступает жертвой общественных ус­ловий (“молвы коварное гоненье”, “людское предубежденье”), препятствующих его любви, и даже восстает против этих условий (“Договор”).

Лермонтов выявляет внутренний мир героя не только через выражение его чувств. Мысли о любви смешиваются в его монологах с философскими мыс­лями о себе и обо всем сущем. Таким образом, лю­бовная лирика Лермонтова выходит из рамок узкой темы и воссоздает личность поэта в ее целостности и полноте.

Глоссарий:

– любовная лирика лермонтова сочинение

– сочинение на тему любовная лирика лермонтова

– любовная лирика лермонтова

– сочинение на тему образы и мотивы любовной лирики лермонтова

– сочинение любовная лирика лермонтова


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА