Сочинение на тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА



“Надо было обладать безгра­ничной гордостью, чтобы с кан­далами на руках и ногах высоко держать голову”.

А. И. Герцен

Произведения ранней гражданской лирики Лермон­това основаны на традициях русской вольнолюбивой по­эзии. Поэт широко использует ее лексику (“тиран”, “раб­ство”, “цепи”, “отчизна”, “сыны славян”, “вольность”), сравнения, аналогии и ораторскую интонацию. Напри­мер, в стихотворении “Новгород” и в поэме “Последний сын вольности” Лермонтов представляет древний город как символ

“народной вольности”.

Поэт осуждает рабст­во и угнетение и превозносит бескомпромиссное выпол­нение гражданского долга. Эта позиция наиболее ярко выражена в стихотворениях “Три ночи я провел без сна в тоске…”, “О, полно извинять разврат!..”.

Ты пел о вольности, когда

Тиран гремел, грозили казни;

Боясь лишь вечного суда

И чуждый на земле боязни,

Ты пел, и в этом есть краю

Один, кто понял песнь твою.

(“О, полно извинять разврат!..”)

В стихотворении “30 июля. – (Париж). 1830 года” Лермонтов горячо приветствует июльскую революцию

во Франции и свержение короля. Он предсказывает падение царской власти в России, сопряженное с необузданным народным мятежом в стихотворении “Предсказание”.

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет…

К гражданской лирике Лермонтова относятся так­же патриотические стихотворения об Отечественной войне “Два великана”, “Поле Бородина” и сатиричес­кие стихотворения “Булевар”, “Пир Асмодея”, “При­мите дивное посланье…”.

Основным философским мотивом, лежащим в осно­ве гражданской лирики поэта, является конфликт его идеалов и реальности. Этот конфликт выражается в творчестве Лермонтова через критику современного поколения, которая отчетливо звучит в стихотворени­ях “Поэт”, “Не верь себе”, “Дума”.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

(“Дума”)

В поэзии Лермонтова проявляется влияние Байро­на с его осуждением фальши светского общества и ли­цемерной дружбы-вражды. Трагически звучит в связи с этим тема “одиночества в толпе” в стихотворении “Русская мелодия”.

Так перед праздною толпой

И с балалайкою народной

Сидит в тени певец простой,

И бескорыстный, и свободный!..

Образ бала и маски, символизирующий светское общество с бездушными лицами кукол, подчеркивает трагизм одиночества героя. Этой же теме посвящены драма “Маскарад” и стихотворения “Как часто, пест­рою толпою окружен…”, “Я не хочу, чтоб свет узнал…”, “И скучно и грустно…”. В последнем стихотворении от­рицание светского образа жизни постепенно перерас­тает в разочарование жизнью вообще.

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем

вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

В творчестве поэта противоборствуют скептицизм и вера в “золотое будущее” человечества. Лермонтов увлекался утопическими идеями Сен-Симона и меч­тал об идеальном устройстве общества, основанном на социальном равенстве – и свободе личности. В заклю­чительных строках стихотворения “На жизнь наде­яться страшась…” поэт рисует образы новой жизни, новых людей:

Не будут проклинать они;

Меж них ни злата, ни честей

Не будет. Станут течь их дни,

Невинные, как дни детей;

Меж них ни дружбу, ни любовь Приличья цепи не сожмут,

И братьев праведную кровь Они со смехом не прольют!..

Глоссарий:

– сочинение на тему образ поэта в лирике Лермонтова

– сочинение на тему образ поэта в лирике м ю лермонтова

– религиозные мотивы в лирике лермонтова

– сочинение на тему религиозные мотивы в лирике лермонтова

– религиозные мотивы в лирике лермонтова сочинение


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА