Сочинение на тему: УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА



М. Ю. Лермонтова считают холодным скептиком, лишенным веры в Бога и человека. Но это не совсем так. Ему, “сыну природы”, было дано видеть то, чего не дано видеть другим.

Поэтому в лермонтовских от­рицаниях идеалов часто звучит их утверждение. На­пример, в стихотворении “Кинжал” говорится о любви, дарящей человеку оружие:

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,

И страннику в тебе пример не бесполезный:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой друг железный.

Каков в этих словах положительный

идеал? Это – утверждение любви к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе. Поэт много раз признается в этой любви (“Молитва”, 1829, “Я жить хочу! хочу печали…”, “Поэт”, “Мцыри” и другие).

Глубока и искренна любовь Лермонтова к родине – родному простору (“Родина”), Он утверждает право че­ловека на уважение, выступает за мирные отношения между народами, ценит справедливость, доверчивость, простоту и правдивость в отношениях между людьми (драмы, поэма “Последний сын вольности”, стихотворе­ния “Родина”, “Валерик” и другие).

Показательное

выражение положительных идеалов Лермонтова дает в стихотворении “На жизнь надеяться страшась…”. В нем поэт описывает идеал жизни чело­века на земле. Он видит равенство гражданское (отсут­ствие “честей”) и имущественное (отсутствие “злата”), свободу личности, искренность в выражении чувств (отсутствие “приличий”) и мир между людьми.

Положительные идеалы помогают Лермонтову жить в невыносимых для него явлениях действитель­ности. Его нельзя называть атеистом, но тяготение к земной материальной жизни переходило у Лермон­това в скрытую полемику с “небом” (“Земля и небо”, “Молитва”).

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю…

Поэт ненавидит обыденность и пошлость окружаю­щего его мира и воспевает стремление к обновлению, свободе (“Парус”, “Воля”),

И вольность мне гнездо свила,

Как мир – необъятное!

Чувство социальной справедливости приводит Лермонтова к осуждению поработителей народа (ро­мантическая повесть “Вадим”, “Прощай, немытая Россия!..”). За прославлением личной свободы (“Мцы­ри”) угадывается ненависть к неволе, пронизывающей все общество. Таким образом, инстинктивное стрем­ление к воле формирует у поэта идеал свободы, име­ющий политическую окраску.

Стремление к простоте и естественности превращается в критику “цивилизо­ванного общества”, и прежде всего общества светского (“Странный человек”, “Маскарад”, “Как часто пест­рою толпою окружен…”).

В трагическом скептицизме М. Ю. Лермонтова за­ключаются, по словам Огарева, “действительное дви­жение и безбоязненность скорби”. В эпоху наступив­шей реакции он осуществлял героическую миссию по­эта-борца, будил общественное сознание (“Смерть Поэта”).

В. Г. Белинский писал: “…мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгля­де на жизнь и людей семена глубокой веры в достоин­ство того и другого. Я это сказал ему – он улыбнулся и сказал: “Дай Бог”.

Глоссарий:

– идеал по мнению лермонтова

– мини сочинение про лермонтова

– сочинение на тему Мцыри – любимый идеал Лермонтова

– сочинение на тему мцыри любимый идеал м ю лермонтова


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА