Обоз (Крылов Иван Андреевич Басни)
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть,
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
_________
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
- Ларчик (Крылов Иван Андреевич Басни) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться. ________ К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А […]...
- Волк и Ягненок (Крылов Иван Андреевич Басни) У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на дОБычу стремится; Но, делу дать хотя […]...
- Стрекоза и Муравей (Крылов Иван Андреевич Басни) Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! […]...
- Ворона и Лисица (Крылов Иван Андреевич Басни) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ___ Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: […]...
- Мартышка и очки (Крылов Иван Андреевич Басни) Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу […]...
- Анализ басни Крылова «Обоз» Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием — аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных […]...
- Мораль басни Обоз и ее анализ (Крылов И. А.) «Обоз», как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, «досюльным» приемом стратегии — чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях. Победа (имея в виду […]...
- Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Творчество И. А. Крылова началось еще в XVIII в., когда он издавал известные сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель», сыгравшие важную роль в развитии русской демократической литературы. В конце XVIII — начале XIX в. он написал несколько драматических произведений. Его комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам» имели большой успех у зрителей. Однако и памяти целого […]...
- Иван Андреевич Крылов Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве и происходил из «обер-офицерских детей», отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер. По обязанности службы часто менял место своего жительства. Когда родился баснописец, он жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его […]...
- КРЫЛОВ Иван Андреевич КРЫЛОВ Иван Андреевич (1768 — 1844) — русский поэт-баснописец, драматург. Крылов родился в Москве, в семье военнослужащего, который вскоре после рождения сына вынужден был отправиться в Оренбург: там в это время бесчинствовал Пугачев. Обозленный на храброго капитана, Пугачев отдал приказ повесить все его семейство, едва только удастся взять Оренбург. К счастью Крылова судьба распорядилась иначе […]...
- Иван Андреевич Крылов — мастер слова В день похорон Ивана Андреевича Крылова те, кто пришли отдать последний поклон баснописцу, получили небольшие пакеты в траурной обертке. В пакете лежали басни Крылова в девяти книгах. Это был нежданный подарок покойного баснописца. С тех пор не одно поколение людей читает и заучивает наизусть его басни. А сколько выражений из них стали крылатыми, прочно вошли […]...
- Сочинение Иван Андреевич Крылов — мастер слова Иван Андреевич Крылов — мастер слова Иван Андреевич Крылов — замечательный писатель, сумевший дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, актуальность и многозначность. Краткость и образность языка Крылова поразительны. Он умел создать целую картину или охарактеризовать своего героя всего несколькими словами. В басне «Волк и Ягненок» он изображает Ягненка робеющим перед важным сановником — Волком, […]...
- Тамара Эйдельман. Иван Андреевич Крылов. Краткое изложение текста (1769-1844) Русский баснописец, писатель, драматург Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и […]...
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.) «Рыбьи пляски» — известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, «черновой», ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, «в духе» прогрессивной русской литературы. У первого, «чернового», варианта неблагоприятная для властей развязка. […]...
- Мораль басни Квартет (Крылов И. А.) В басне «Квартет» Крылов дерзко осмеял высший государственный орган царской России, Государственный совет, который был учрежден в 1810 году и включал в себя 4 департамента. Его члены никак сразу не смогли разместиться по разделам, а пересаживались из одного в другой. Разностопный ямб, использованный автором, замечательно передает содержание басни. Размер стиха, краткость строк, частое повторение твердого […]...
- Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.) В басне «Чиж и Еж» (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […]...
- Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.) Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […]...
- Мораль басни Воспитание льва (Крылов И. А.) Субъективно Крылов не видит возможности иного правления, кроме монархического. Поэтому, обличая, он одновременно наставляет, дает своеобразный «урок царям», что иногда делал, правда, в другом роде и Пушкин. Одним из таких «уроков» является басня «Воспитание Льва» (1811). Не пересказывая всего (в басне повествуется о том, как царь зверей Лев отдал Львенка на выучку к Орлу, который […]...
- Мораль басни Мор зверей и ее анализ (Крылов И. А.) Рассмотрим басню «Мор зверей» (1809). Крылов рисует картину страшного опустошения — по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании эпидемии. Чувствуется, что на описание мора Крылов бросил все свои силы — здесь краски сгущены до предела. Следовательно, для идеи целого данная картина существенна. Лютейший бич небес, природы ужас — […]...
- Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Гуси» — одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип «первородства», родовитости, […]...
- Мораль басни Две Собаки и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое — холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов. […]...
- Мораль басни Слон и Моська (Крылов И. А.) Наверное каждый в своем детстве читал басню Крылова «Слон и Моська». И не многие в те далекие годы смогли разглядеть в ней ярко выраженный смысл. Чаще всего это обусловленной юным возрастом, когда проходили данное произведение в школе и только благодаря Родителям или учителям Литературы мы понимали всю иронию и сатиру данного произведения. Ведь только задуматься, […]...
- Мораль басни Охотник и ее анализ (Крылов И. А.) «Охотник» — басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного «Еще успею». Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед (то есть выверенная и выношенная), звучит призывом и строгим наказом: …Коль дело есть, скорей его кончай, Иль после на себя ропщи — не на случай… А […]...
- Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.) К 1811 году относится «Вороненок» с «моралью», утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор — вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и «взманило» Вороненка, подбило его на подвиг. […]...
- Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного «общечеловеческого» порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего «Лжеца». Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […]...
- Мораль басни Два мужика и ее анализ (Крылов И. А.) Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне (в басне ли?) «Два Мужика» (1824), известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и «по […]...
- Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.) [center][/center]Басня 1830 года «Осел» рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, — он просто Осел в подлинности […]...
- Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.) Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские «Соловьи» (1824) «метят» во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия — так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […]...
- Мораль басни Котенок и Скворец и ее анализ (Крылов И. А.) «Котенок и Скворец» (1824) — басня о предательстве, возведенном в ранг философии. В ней затронута весьма щепетильная нравственная категория — совесть. Та самая совесть, к которой весьма скептически относились герои горьковского дна. Крылов был более внимателен, чем герои Горького, к нравственному кодексу собственнического мира. Его Скворец («Плохой певец; зато уж философ презнатный») прочитал голодному Котенку […]...
- Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Волк и Ягненок» относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя — в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […]...
- Мораль басни Пестрые овцы и ее анализ (Крылов И. А.) В басне «Пестрые овцы» Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит — а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […]...
- Мораль басни Волки и овцы и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о «совете» при царе. И в «Водолазах», и в «Рыбьих плясках», и в «Пестрых овцах», и в «Волках и Овцах» на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим «учреждением», […]...
- Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализ (Крылов И. А.) Безрассудным мотовством русский барин себя прославил в Москве и Петербурге, Париже и Риме. Но он прославил себя не менее, а более и рассудительным приобретательством, терпеливым и настойчивым. Только не на международной арене, а где-то в закуте, в глуши, в каком-нибудь Неелове, Неурожайке — тож… Прославил. Об этом Крылов расскажет в басне 1816 года «Госпожа и […]...
- Мораль басни Камень и Червяк и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Камень и Червяк» была написана в 1814 году. Коль скоро в свете царит неправда и «знать свет» — значит знать всесилие неправды и несправедливости, то ссылками на несправедливость света пользуется сама несправедливость для своего утверждения. Несправедливость, неправда, мелкая ложь, где-то оплошавший паразитизм; степенная многолетняя терпеливая бесполезность, стремящаяся очаровать своею скромностью; или кипучее себялюбие, выставляющее […]...
- Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализ (Крылов И. А.) Крыловская тема «Змея», змея «умная», маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, […]...
- Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. А.) Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне «Волк на псарне». Это произведение поэта — чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности,- в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и […]...
- Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.) На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне «Сочинитель и Разбойник» осуждается Сочинитель на страшные муки — вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […]...
- Анализ басни Рыбьи пляски Крылова (Крылов И. А.) В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […]...
- Мораль басни Листы и Корни и ее анализ (Крылов И. А.) И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года «Листы и Корни» находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория […]...
- Мораль басни Совет мышей и ее анализ (Крылов И. А.) «Совет Мышей» — басня о совете хвостатых, куда не следует допускать бесхвостых. И наконец в мучном ларе Открыто заседанье… Хвостатых. На котором тем не менее оказалась бесхвостая крыса. Что и взволновало молодого мышонка. «Где ж делся наш закон?» — спрашивает он седую Мышь. На этот голос возмущения молодого мышонка последовал успокоительный ответ старой Мыши: …»Молчи! […]...