Петр I как культовая фигура культуры XVIII в
Образ Петра I стал олицетворением великих преобразований России XVIII в. Именно таким он предстает в скульптурной работе французского мастера Этьена Мориса Фальконе, выполненной по заказу Екатерины II. В 1766 г. упомянутый скульптор вместе со своей девятнадцатилетней помощницей Мари Анн Колло (она выполнила голову статуи Петра) прибыл в Петербург по специальному приглашению императрицы. Разрабатывая концепцию памятника, Фальконе стремился показать Петра как “созидателя, благодетеля своей страны”.
Так возникла оригинальная идея изобразить
Нетрадиционная для классического конного монумента композиция, не предполагавшая третьей точки опоры, требовала особого технического решения, и скульптор нашел способ сделать ее устойчивой: помимо двух очевидных опор памятника (задних ног коня) здесь есть и третья – скрытая (его хвост соприкасается с извивающимся под копытами змеем – символом
В 1782 г. памятник Петру был установлен в Петербурге на Сенатской площади, выходящей на берег Невы. С разных сторон монумент открывается по-разному: если смотреть на него с набережной, кажется, что конь вот-вот спрыгнет с постамента; при взгляде же со стороны Исаакиевского собора он, напротив, выглядит гораздо более устойчивым, а рука Петра простерта над крышами зданий, расположенных на противоположном берегу реки. Столь же необычен и постамент памятника – огромная внешне не обработанная глыба камня.
Этот знаменитый “Гром-камень”, как его называли, своей природной мощью и шероховатостью фактуры символизировал “дикую Россию”, которую, по словам Пушкина, Петр “поднял на дыбы”. Его нашли неподалеку от Петербурга и доставили с помощью специально для этого случая придуманных приспособлений.
По просьбе Екатерины II поэт Г. Р. Державин составил несколько вариантов надписи на постаменте. Императрица выбрала фразу “Petro Prima Catharina Secunda”, написанную на латыни и по-русски: “Петру Первому Екатерина Вторая”. Этот памятник, ставший символом прорыва России в Новое время, является одним из центральных образов поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”.
- Михаил Булгаков: культовая фигура “Дописать раньше, чем умереть…” М. Булгаков. Михаил Булгаков родился в столице нашей страны. Здесь в Киеве, на Андреевском подъеме, и теперь бурлит творческая жизнь: вдоль дороги можно увидеть десятки лотков с разнообразными сувенирами, картинами, вышитыми сорочками. А напротив – дом № 13 и сам писатель собственной персоной: возле входа в литературный музей стоит памятник Булгакову. […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой – все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- Живопись, архитектура, скульптура в XVIII веке в России Живопись, архитектура, скульптура Основные тенденции искусства в это время – переход от барокко (середина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.). Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зубов. […]...
- Петр I и его эпоха в романе А Толстого “Петр I” …чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер. А. Н. Толстой. Роман Алексея Николаевича Толстого “Петр I” повествует о далекой эпохе конца XVII – начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как […]...
- Царь Петр I в изображении А. Н. Толстого (по роману “Петр Первый”) …Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро – А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренна умоляют. А. С. Пушкин Почти до самого последнего времени для меня писатель Алексей Николаевич Толстой ассоциировался только со сказкой “Золотой ключик”. Лишь недавно я узнал, что он автор романов о революции и гражданской войне, о […]...
- Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века “Источник: История всемирной литературы. 19 век “через синтез культурной эпохи запечатлевается с эпическим богатством историческое время в его неповторимых особенностях” (Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. М. , 1977. С. 419). По мнению Л. Бердюгиной, в немецком романе культуры не только появляется […]...
- Франц Лефорт в романе “Петр Первый” В романе “Петр Первый” автор не рассказывает читателю о биографии Лефорта до начала его сближения с юным Петром. Мы встречаемся с Лефортом, когда тот находится уже в зрелом возрасте. Он глава немецкой колонии на Кукуе, служит в Кремле, имеет большой опыт в хозяйственной жизни, отличный психолог, хорошо понимает политическое и экономическое состояние России, верно оценивает […]...
- Тема урока. Развитие речи. Изложение (с творческим заданием) текста повествовательного характера Цели: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. […]...
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- Тест МХК “Русский портрет XVIII века” 10 класс Тест по теме “Русский портрет XVIII столетия” 1.XVIII столетие часто называют веком портрета, причиной этому послужил А. интерес к человеческой личности Б. интерес знати к изображению собственных персон в соответствии с чинами и званиями В. приказ Петра I 2.Жанр портрета в русском искусстве восходит А. к иконописи Б. к парсуне В. к изображению языческих идолов […]...
- А. С. Пушкин. Полтава. Как обрисован в поэме Петр I? Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отношение поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания? На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль […]...
- Описание памятника культуры Колокольня, построенная нашими талантливыми предками, и сегодня поражает стройностью пропорций, красотой линий и строительным искусством. Одно из красивейших мест в Харькове – сад имени Т. Г. Шевченко. Это старый зеленый массив, расположенный в самом центре города. Идешь по Сумской к Оперному театру и невольно останавливаешься возле прекрасного памятника, который является главным украшением сада. Это памятник […]...
- Петр Первый (по тексту Ключевского) В данном тексте В. О. Ключевский поднимает много глобальных вопросов. Можно ли, используя силу власти, принести народу свободу и просвещение? Может ли несвободное общество быть одновременно гражданским? Ключевский анализирует эпоху Петра и произошедшие в обществе перемены. Реформы Петра автор называет борьбой деспотизма с косностью народа, попыткой принести в порабощенное общество культуру и науки, используя авторитет […]...
- Петр I и Карл XII в поэме Пушкина “Полтава” 1 вариант А. С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А. С. Пушкин написал поэму “Полтава”, в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого […]...
- Петр Первый: тиран или созидатель? (По роману А. Толстого “Петр Первый”) Петр Первый – одна из самых величественных и неоднозначных фигур в истории Российского государства – привлекал к себе внимание многих писателей. Алексей Толстой не составил исключения. Он обращался к образу Петра неоднократно – в написанном сразу после революции рассказе “День Петра”, в пьесе “На дыбе”. Углубляясь в петровскую эпоху, Толстой пытался лучше понять современность. Шло […]...
- Культура и просвещение в XVIII веке Эпоха Просвещения в России Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам. Выдающимся русским просветителем был Н. […]...
- Сочинение Петр 1 и Карл 12 в поэме Полтава Пушкина Произведение “Полтава” написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал ее так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого. Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. […]...
- Фигура героя-полководца в поэме Пушкина “Полтава” Петр I как исторический деятель и как личность – полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе. (Карл – “воинственный бродяга”, исторический авантюрист, который возмечтал по-своему повернуть ход исторических событий – подчинить себе могучее многонациональное российское государство: “Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном”. Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и […]...
- Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого “Петр I” Значительное место в творчестве Алексея Толстого занимает исторический роман “Петр I”. В нем, как ни в каком другом произведении писателя, воплощены раздумья о прошлом и настоящем России. Заслуга писателя в том, что он показал движение исторического процесса, борьбу старого и нового порядков. Личность Петра показана на широком историческом фоне, воспроизводящем многие реалии той эпохи. Роман […]...
- Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману “Петр Первый”) То академик, то герой. То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. С. Пушкин Алексей Николаевич Толстой пришел в литературу в сложное, переломное время, когда рушились вековые устои, страна переживала сложнейший период своей истории: происходили социальные революции, проносились войны. Писатель хотел осмыслить время, понять свое место в истории, поэтому обратился […]...
- Петр Первый и его эпоха в романе Алексея Толстого “Петр Первый” 1 вариант А. Н.Толстой приступил в 1929 году к роману “Петр Первый”. В нем он радикально пересмотрел свою точку зрения и отношение к царю-преобразователю. Он был сторонником российской великодержавности и почувствовал, что вскоре основной идеологический критерий классовости в СССР будет заменен критериями “народности” и исторической прогрессивности, призывом укрепления государства во главе с сильнейшим политическим лидером. […]...
- Петр 1 и Карл 12 по поэме Полтава (Пушкин А. С.) История российского государства полная ярких, запоминающихся и величественных битв. Одно из тому подтверждений – яркая и значимая в истории 17 века Полтавская битва. С нее началась новая страница в истории империи. Положив конец былому авторитету шведского государства, триумф и славу одержала Россия. Теперь Европа стала уважать и даже бояться Россию. Благодаря такому успеху и великому […]...
- Образ Петра в романе А. Н. Толстого “Петр I” Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина. Личность в романе трактуется как точка приложения исторических сил, которые действуют иногда наперекор желанию человека. Роль личности зависит от того, совпадает ли […]...
- Сочинение на тему: “Эпоха и правитель в романе “Петр Первый” А. Н. Толстого” Алексей Николаевич Толстой после Октябрьской революции обратился к исторической тематике. Его историческая проза – это “Наваждение”, “День Петра”, “Граф Калиостро”, “Повесть смутного времени”. Это произведения больше приключенческие, исключая рассказ о Петре Первом. В своем первом обращении к личности Петра Первого Толстой рисует его достаточно негативно, пишет о его жестокости к людям. По мотивам “Дня Петра” […]...
- З. Н. Гиппиус самобытная фигура “серебряного века” З. Н. Гиппиус (1869-1945) – самобытная фигура “серебряного века”;, яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоминаний “Живые лица”; (1925) свое свидетельство об этой эпохе. Поэзия 3. Гиппиус – монолог души. Являясь долгие годы женой Д. С. Мережковского, с которым она не расставалась даже на несколько дней, Зинаида Николаевна также находилась под властью религиозных исканий, […]...
- Петр Первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Царю Петру и Вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола. М. Цветаева О всех русских царях написаны художественные произведения. Но Петр Первый в этом плане пользовался наибольшей популярностью. Видимо, потому, что “прорубил окно в Европу” и был первым реформатором государственного масштаба в России. Особенно чествовал его в своем творчестве А. С. Пушкин. По-моему, […]...
- Искусство начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В искусстве в ту пору наблюдается тот же процесс дальнейшего отхода от пронизанной церковностью старины, что и в области просвещения и культуры. В архитектуре этот процесс нагляднее всего проявляется в строительстве новой столицы государства – Петербурга. Петербург строится по строго определенному плану в чисто светском стиле. В живописи ведущая роль принадлежит портрету. Портретная живопись, в […]...
- “Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого “Петр первый” А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа “Петр Первый” он написал рассказы “Наваждение” и “День Петра”, очерк “Первые террористы”, рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь царя Петра. Это были первые наброски будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он много работал над […]...
- Курс ОРКСЭ “Основы духовно – нравственной культуры народов России” “Светская этика” Тема: “Образцы культуры народов” 4 класс Модуль: “Основы духовно – нравственной культуры народов России” “Светская этика”. Урок №27 Тема: “Образцы культуры народов” 4 класс Стасенко Галина Константиновна, Начальных классов Урай 2014 Пояснительная записка. Тема “Образцы культуры народов России” является второй темой в главе “Каковы истоки правил морали?” Предыдущей была тема “Ценность рода и семьи”. Готовя проекты о своей семье, учащиеся выяснили, […]...
- “…я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа” (А. Н. Толстой. Роман “Петр первый” ) Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое. А. Н. Толстой. По собственному признанию А. Н. Толстого, в самом начале Февральской революции он обратился к эпохе Петра, так как искал “в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Слишком похожи были обстоятельства и условия, в которых находилась Россия […]...
- Литература, печать, музыка, театр в XVIII веке в России Литература, печать, музыка, театр Можно выделить следующие характеристики. Литература. Главные тенденции в литературе в этот период – господство классицизма (гражданственность, прославление государства, пышность, подражание античным образцам), который к концу века сменяется сентиментализмом и отчасти реализмом; возникновение нового литературного русского языка; преобладание новых жанров (ода, басня, трагедия, комедия, роман). Литераторы XVIII в.: А. Д. Кантемир, М. […]...
- Классицизм. Развитие в России в XVIII веке После реформ Петра Великого обратный путь для России был уже невозможен. Несмотря на то что приходившие к власти люди не всегда могли в полной мере продолжать курс первого императора России, реформа государственных органов и реорганизация хозяйства и торговли привели к быстрому развитию страны. Благодаря созданию регулярной армии и флота Россия добилась победы в Северной войне. […]...
- Социальная структура населения России в XVIII в 5.5.1. Социальная структура населения В XVIII в. в России окончательно оформляются (на юридическом уровне) сословия, сословная структура общества приобретает сложившийся характер. С эпохи Петра I в России государство регулярно проводит ревизии – переписи населения. Выделяются три группы сословий: господствующее сословие – дворянство, ставшее главной опорой власти при Петре I. Две особенности его развития: во-первых, рост […]...
- Роман А. Н. Толстого “Петр Первый” Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина. Не обошел ее вниманием и А. Н. Толстой. В своем романе “Петр Первый” писатель большое внимание уделяет детским и юношеским годам Петра, […]...
- Театр во второй трети XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Вплоть до середины XVIII века (до 1756 г.) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных. Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами (итальянскими, немецкими, французскими). На русском языке пьесы в 30-40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических […]...
- Роль личности в истории по роману А. Н. Толстого “Петр Первый” На троне вечный был работник А. С. Пушкин I Идейный замысел романа. II Становление личности Петра I. 1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий. 2) Вмешательство Петра I в исторический процесс. 3) Эпоха, формирующая исторического деятеля. III Историческая и культурная ценность романа. Созданию романа “Петр Первый” предшествовала длительная работа А. Н. Толстого над […]...
- Петр Гринев (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ. А. С. ПУШКИН УВЛЕКАЛСЯ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ. ОСОБЕННО ЕГО ПРИВЛЕКАЛИ РАССКАЗЫ О КРЕСТЬЯНСКИХ БУНТАХ И ВОССТАНИЯХ. ПОВЕСТЬ “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” ЯВЛЯЕТСЯ ЯРКИМ ПРИМЕРОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. В ПОВЕСТИ […]...
- “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” – образец торжественной оды в России XVIII в Ода – лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, “описывается… материя благородная, важная, редко – нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных”. Ее истоки – хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические – по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные – […]...
- Сочинение на тему: Памятник А. С. Пушкину Памятник А. С. Пушкину Впервые к памятнику А. С. Пушкину я приехал недавно. Подойдя к площади, еще издали увидел полное мысли и благородства лицо поэта и замер от благоговения и восторга… На боковых сторонах гранитного постамента – строки из стихотворения “Памятник”. Лицо поэта обращено к людскому потоку. Создается впечатление, что живой Пушкин приветствует “…племя младое, […]...
- Роман “Петр Первый” как произведение социалистического реализма “Петр – первый в нашей литературе настоящий исторический роман. Книга – надолго. М. Горький Особое место в советской литературе занял исторический роман Алексея Николаевича Толстого “Петр Первый”, названный Горьким превосходным. В произведении воссоздана широкая картина русской жизни на рубеже XVII-XVIII веков. Самые разные слои общества выведены автором на страницах книги: придворные и бояре, купцы и […]...