Музыкальная интерпретация поэтического текста
Уильям Шекспир и Николай Рубцов
Обращение к музыкальной интерпретации поэтического текста на уроках литературы является вполне традиционным видом работы: довольно часто мы привлекаем на урок аудиозаписи романсов и песен на изучаемые стихи. Но ограничиваемся при этом простым прослушиванием, которому сопутствует лишь один вопрос: «Понравился ли вам романс?» или «Как вам кажется, удалось ли композитору передать настроение стихотворения?».
Однако музыкальная интерпретация, как и всякая другая, если она не есть часть концертной
Мы проводили такую работу как в 7-м классе, так и в 9-м (если в 7-м сонеты Шекспира в данном классе не изучались).
При знакомстве с такой устойчивой жанровой формой, как сонет, необходимо показать ученикам, как композиция его связана с определенным содержанием. Дело не просто в том, что сонет состоит из четырнадцати строк, делящихся
Следуя учебнику
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Инна Шолпо,
Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель литературы, Санкт-Петербург
- Примерный план сочинения интерпретация поэтического текста Первое и самое главное — выразительно, вдумчиво прочитайте стихотворение Примерный план Средства описания Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию посвящено стихотворение? Каково первое впечатление о стихотворении? Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание? Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении? Какой мотив становится главным? […]...
- Интерпретация поэтического текста М. Сеспеля «Жизнь моя» Жизнь моя, за какими холмами Твой с уютною кровлею дом? Тихой тенью, побитой камнями, На распутьи стоишь босиком. Стан твой юный, медвяные плечи Выпила непогоды пурга, И устам обескровленным нечем Поцелуев огни возжигать. И когда-то упругия груди Рассекла ветра хлесткая плеть, — Все же… кто же меня, кто же нудит Жгу чей жаждой к Тебе […]...
- Гармония поэтического текста М. Ю. Лермонтова К сожалению, М. Ю. Лермонтов очень мало писал о проблемах творчества, но в письмах мы несколько раз встречаемся с упоминанием такой поэтической фигуры, как контраст. Как известно, способы создания контраста могут быть самыми разными. Контраст выражается с помощью антитезы, может доходить в выражении до антиномии. Так, в письме М. А. Шан-Гирей 1830 года М. Ю. […]...
- Анализ поэтического текста в 5-11-м классах Концепция курса Школьный предмет «литература» дает юному читателю, ищущему свое место в мире, словарь для разговора о самом себе. В этой связи особое значение приобретает анализ лирического текста, который для многих преподавателей среднего звена пока остается проблемой. Главная «беда» разделов лирики в учебниках для 5-8-го класса — их иллюстративность (предлагаются стихи «на тему») и «простота» […]...
- Гармония звуков и чувств в сонетах Шекспира Литературное наследство Шекспира состоит из тридцати семи пьес, двух поэм и сборника сонетов. Сонеты принадлежат к наибольшим явлениям поэзии позднего Возрождения и занимают достойное место рядом с драматическими произведениями Шекспира. Сонет — особая форма стиха, которая зародилась в поэзии прованских трубадуров. Своего совершенства сонет достиг в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо. Классический итальянский сонет состоит из […]...
- Музыкальная романтика прозы К. Паустовского Проза К. Паустовского в полной мере обладает тем редкостным свойством, какое присуще лишь самой жизни, — она бесконечно разнообразна в своих смысловых, красочных, музыкальных, порой едва уловимых подробностях, неизменно свежа, так что при любом повторном чтении всегда кажется чуточку незнакомой. Это, наверное, и придает каждой встрече с ней легкий привкус неразгаданной прелести. Ее можно перечитывать […]...
- Краткий анализ стихотворения «В горнице» Н. М. Рубцова Стихотворение «В горнице» было написано Н. Рубцовым в 1963 году. На первый взгляд, оно просто и незатейливо. Река, лодка, дом, садик с красными цветами, свет ночной звезды. Но тот, кто знаком с лирикой Рубцова, каждое из этих слов поэтического текста воспринимает как некий обобщенный образ, лейтмотивный для его стихов 60-х — начала 70-х годов. Поражает […]...
- Сочинение Поэтический синтаксис особенности примеры поэтического синтаксиса Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Поэтический синтаксис особенности примеры поэтического синтаксиса Слово «синтаксис» произошло от греческого слова, означающего «структура», «построение», «порядок». Поэтический синтаксис — это особые приемы, порядок слов, построение фразы, благодаря которым проза превращается в поэзию. Ведь поэзия отличается от прозы не только наличием рифмы. Известны, например, белые стихи. Японские хокку являются стихами, несмотря на […]...
- Музыкальная рецитация мотива в «Лесной песне» Музыкальная рецитация веснушек — это своего рода эксплицитное повторение космогонической, это «знак», что «уведомляет» о новом творении мира. А одним из основных образов, которые обозначают Жизнь во всей полноте ее форм и Природу в ее неисчерпаемой плодотворной деятельности, выступает сам «вечный и непобедимый Эрос». Поэтому мифологичные элементы вовсе не «приглушают», а, наоборот, подчеркивают эту священнодействующую […]...
- МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА Цель: Познакомить с направлением в искусстве — импрессионизмом, историей создания струнных инструментов. Музыкальный материал: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; Я. Френкель «Погоня». Дополнительный материал: Репродукции картины К. Коровина «Бульвар Капуцинов», картин К. Моне, К. Коро и других художников-импрессионистов. Ход урока. I. История создания струнных инструментов. На прошлом уроке мы начали […]...
- «Музыкальная стихия» у Верлена и Каспар Гаузер Можно сказать, что он посмотрел на мир глазами Каспара Гаузера. Каспар Гаузер… Мало кто сейчас знает о нем. В 1828 году на улицах Нюрнберга появился юноша лет шестнадцати. Он плохо говорил; он плохо ориентировался в пространстве, он был чувствителен к свету, он не знал, что солнце исчезает не навсегда, кожа на его пятках была так […]...
- Сонет Сонет — стихотворение, состоящее из 14 строк, образующих два катрена и два терцета. Жанр сонета предусматривает четкую схему рифмовки строк: в «итальянском сонете» такая схема определяется формулой: abab abab cdc dcd. Существовали дополнительные «правила»: строфы должны заканчиваться точками; слова — не повторяться, последнее слово — быть «ключевым»; четыре строфы — соотноситься друг с другом по […]...
- Интерпретация стихотворения В. Набокова «Молитва» Кому посвящено его стихотворение » Молитва». Это очень непростое и своеобразное произведение, наполненное глубоким смыслом. Что такое молитва? Почему Набоков именно название выбирает для своего стихотворения? Молитва — это обращение к Богу, мольба о помощи. Именно к Всевышнему обращены все просьбы и надежды людей, вышедших на крестный ход, изображенный в произведении Набокова: Пыланье свеч то […]...
- Интерпретация стихотворения В. Набокова В. Набоков — выдающаяся личность в истории русской культуры. Он замечательный мастер слова, но с другой стороны писатель сложный и противоречивый. Набоков воспринимал действительность по — особенному, умел улавливать то, что открывается только вдумчивому и творческому человеку. Вот как сам писатель воспринимал творчество: » То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, […]...
- Музыкальная сказка ко Дню Матери для детей подготовительной группы. Сценарий День матери в подготовительной группе ДОУ. СценарийДюймовочка. Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительно группы. Автор: Неманова Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы Описание материала: Представляю вашему вниманию сценарий музыкального спектакля «Дюймовочка » по мотивам сказки Г. Х. Андерсена и старого мультипликационного фильма с одноименным названием. Данную сказку можно включить в праздничный концерт, […]...
- Интерпретация Вадима Руднева С иной стороны подошел к «Бесконечному тупику» Вадим Руднев. «Бесконечный тупик» — произведение необычное. Отнесение его к жанру романа условно. Нет, нет, не роман. Тут дело страшное, фантастическое. Тут все правда. Но не та, что в традиции «Исповедей» Августина, Руссо и Толстого. Тут жанровое самосознание пишущего более тесно соприкасается с самим собой (самоотчет-исповедь, по Бахтину). […]...
- Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина. Сцена 2-3 Есенин. Нет! Здесь в Москве ничего не добьешься… Поеду в Петроград к Блоку. Он меня поймет. — Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а, может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин. Блок. […]...
- Музыкальная гостиная в детском саду Занятие в «Музыкальной гостиной»Музыкальная гостиная. Духовые музыкальные инструменты. Орган Тема: Орган. Духовые инструменты: флейта, труба, гобой, кларнет, саксофон. Цель: Познакомить детей и родителей с духовыми музыкальными инструментами, с органом, Воспитание их музыкального вкуса на основе величайших образцов мирового музыкального искусства. Сегодня наша встреча посвящена духовым музыкальным инструментам. Какие инструменты называют «духовыми»? Какие вы знаете? Инструмент, […]...
- Сочинение на тему: ЛЮБИМАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРУППА ЛЮБИМАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРУППА Приостановившаяся на время январских праздников гастрольная жизнь постепенно оживала в городе. Он снова принимает гостей. Сегодня к нам приезжает моя любимая музыкальная группа «Hi-Fi». Я хочу с уверенностью сказать: какими бы ни являлись отзывы критиков, музыкальных обозревателей и людей, мало-мальски разбирающихся в музыке, если у группы есть фанаты, а песни постоянно звучат […]...
- Сценарий утренника 8 марта! Музыкальная композиция Музыкальная композиция — Сценарий утренника 8 марта Празднично убранный класс 1- Начинается праздник » Песенка про МАМУ! « (Ребята читают стихи) 1.Спасибо, милые МАМЫ, вам И вашим умелым и нежным рукам, Они золотые, как солнце, всегда. Нам маминых рук не забыть никогда! Пусть мамины славятся всюду дела! Всем мамочкам честь и хвала 2.В марте с […]...
- Сценарий концерта «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНКА» Управление образования Добрянского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Добрянская детская школа искусств» Сценарий концерта » МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНКА» Составила преподаватель второй Квалификационной категории Каюкова Галина Леонидовна Тихо, тихо рядом сядем — Входит музыка в наш Дом, В удивительном наряде, Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены — Вся земля видна вокруг: Плещут волны речки […]...
- Анализ поэтического цикла «Крымские сонеты» Мицкевич внес в польскую поэзию качественно новые варианты ритмического строения и тем самым коренным образом изменил воображаемую «закономерность» силлабического стиха. Строфа у Мицкевича неустановившаяся, количество строк в ней часто изменяется, одинаковое количество слогов в строках с постоянным местом цезуры — редкое явление. Мицкевич широко вводит в свои произведения интонационные богатства народной песни, в зависимости от […]...
- Родная земля в палитре поэтического мира Юрия Асмолова (знакомство с творчеством) Цель: познакомить учащихся с творчеством курских поэтов, с проектной деятельностью; развивать навык отбора, систематизации материала на предложенную тему; вырабатывать умение самостоятельно мыслить, выражать собственную точку зрения; закрепить умения и навыки литературного анализа поэтического текста; развивать ассоциативное мышление, творческие способности обучающихся; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родному языку. Оборудование: выставка книг курского автора, […]...
- Интерпретация Александра Лаврина Пьеса Виктора Коркия о Сталине — попытка художественного исследования мифологии власти. Кто такой Сталин? — задается вопросом автор. Да, это диктатор, всесильный властитель огромной страны, но сквозь маску «великого вождя всех народов» явно проглядывает трусливое лицо маленького человека, патологическая боязнь которого потерять власть и привела в движение кровавое колесо террора. «Власть отвратительна, как руки брадобрея…» […]...
- Охарактеризуйте пастернаковское понимание поэтического творчества, представленное в стихотворении «Определение поэзии» Охарактеризуйте пастернаковское понимание поэтического творчества, представленное в стихотворении «Определение поэзии». В ответе на поставленный в задании вопрос подчеркните, что в лирике Б. Л. Пастернака находит отражение философия его творчества, утверждается родственность поэзии природному бытию. В книге «Сестра моя — жизнь», куда входят несколько лирических «определений», находят развитие вопросы любви, поэзии, революции и свободы. Отметьте, что […]...
- Литературно-музыкальная композиция для старших дошкольников по произведениям Маршака Литературно-музыкальная композиция по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста «Отчего кошку назвали кошкой». Автор: Якимова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности МАДОУ «Детский сад №107 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Республика Коми. Описание: Имя Самуила Яковлевича Маршака сопровождает нас всю жизнь. Трудно найти человека, который не читал бы таких произведений как […]...
- Интерпретация: Окуджава. Стихи и песни Счастье человека — в делах его. И в его последователях. Именно они продолжают стремления своего наставника. Очень многие поэты, писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени. Юнна Мориц, Мария Романушко, многие другие получали от него не только дружескую поддержу, но и материальную помощь. […]...
- Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина Поэзию Сергея Есенина знают и любят и учителя и ученики. Но понять глубину содержания даже хорошо известных хрестоматийных текстов сложно без знания жизни стихотворца, без погружения в атмосферу времени, в котором он творил, любил, общался, спорил и ненавидел, которое принимал и одновременно отрицал. Другими словами, без погружения в бесконечную поэтическую Вселенную. Как показывает практика, для […]...
- Интерпретация Андрея Немзера К статьям из «Пушкинского дома» как к специальному предмету исследования обратился Андрей Немзер. В «Пушкинском доме» предпринята попытка создания свободного романа по типу » Евгения Онегина » Пушкина. Параллель с пушкинским произведением можно обнаружить уже в потребности продлить книгу после слова «конец», оставив ее финал открытым. Аура «Пушкинского дома» окутывает и критические статьи Битова. Горьковато […]...
- Интерпретация Александра Великанова Начав с литературно-философской эссеистики «Птиц», автор приходит к деконструктивизму «Ожидания обезьян».Данный момент проакцентирован в интерпретации Александра Великанова. Если в XX в. все художественные течения начинались с живописи, то наиболее сильное влияние на людей в наше время оказывает архитектура. Совершенно неважно, знает ли человек имена Мис Ван дер Рое, Корбюзье, Гропиуса, Мельникова, Бофила, Роджерс, Зажи Ходит. […]...
- Сочинение: Самобытность поэтического творчества Кузнецова Поэтическое творчество Ю. Кузнецова оригинально и самобытно, сложно и противоречиво. Здесь слова приобретают тревожно-фантастическую образность, строфы — емкость и концентрированность, поэтические ассоциации — смелость и неожиданность. Поэтические особенности лирики Кузнецова восходят к разным сферам: быту, космосу, фольклору. В его стихах множество фольклорных образов и мотивов: жар-птица, ковер-самолет, действие происходит «в некотором царстве, за тридевять галактик…», […]...
- Интерпретация Сергея Гандлевского Для Кибирова литература — не заповедник прекрасного, а полигон для сведения счетов с обществом, искусством, судьбою. И к этим потешным боям автор относится более чем серьезно. Приняв к сведению расхожую сейчас эстетику постмодернизма, Кибиров следует ей только во внешних ее проявлениях — игре стилей, цитатности. Если понимать постмодернизм как эстетическую усталость, оскомину, прохладцу, то он […]...
- ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Сонеты Какие из приведенных выше сонетов точно отвечают требованиям, которые предъявляются к этой стихотворной форме? Среди приведенных выше сонетов нет ни «безголовых», ни «хвостатых» (см. определения в учебнике-хрестоматии). Все они четко воспроизводят типовую структуру сонета: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Рифмы у большинства сонетов расположены стандартно: abab abab ccd ede («Сонет» А. Пушкина); abab […]...
- ТРАГИЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА В ПОЭЗИИ ЦВЕТАЕВОЙ ТРАГИЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА В ПОЭЗИИ ЦВЕТАЕВОЙ Жизнь и творчество М. Цветаевой отмечены напряженной трагедийностью. Ее стихия — душевное горение, безмерность чувств, постоянный выход за пределы нормы, состояние конфликта с окружающим миром: Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью в мире […]...
- Литературно-музыкальная композиция «Я дышу тобой, Украина…» (По произведениям Станислава Репейника. 8-11 класс) Оборудование: Портрет писателя; выставка книг; аудио-записи его песен; магнитофон. Исполнители: Ведущие, чтецы. Чтец читает стих из книги «Сыновья» (1985 г.) «Я дышу тобой, Украина…». Ведущий. Нам часто приходится слышать слова: «Родину, как и мать, не выбирают». Провозглашают их в последнее время с печалью (так как не все обстоит благополучно в нашем доме), но с глубоким […]...
- Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор, к смерти все готово… Всего прочнее на земле печаль И дрлговечней царственное слово. Анна Ахматова Анна Андреевна Ахматова получила наконец признание как великий русский поэт. Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевные состояния человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни. Она связана с эпохой, […]...
- Интерпретация Вадима Линецкого По ряду фундаментальных причин русскому сознанию трудно примириться с тем, что все свойственное Терцу вовсе не характерно для Синявского, который скорее полная противоположность своего двойника. Образ Абрама Терца является самостоятельным фактом литературы. Но это «раздвоение» личности, как говорит сам Синявский, — не вопрос индивидуальной психологии, а скорее проблема художественного стиля, которого придерживается Абрам Терц, — […]...
- Интерпретация Вадима Кожинова Книга Галковского проникнута поразительной свободой, подчас поистине головокружительным бесстрашием мысли. Мировосприятие автора складывалось в то время, когда высшую вольность мысли еще необходимо было завоевывать в предельном, отчаянном сопротивлении всей идеологической и даже бытовой атмосфере, и поэтому острый меч мысли автора с размаха крушит то, что сегодня, сейчас уже в принципе рухнуло и требует от писателя […]...
- Интерпретация легенды о Каине и Авеле («Сказка о калиновой свирели») Глубокий вечер спускается с неба и завешивает черной вуалью землю. Время ожидания. Кандалы разорвутся, растает металл, треснут цепи, крепкие дневные путы сна слабеют. Они уже слабые, так как ночь близка, ее спутник Гипнос становится из туманного марева четким. Трудными, невыносимыми каплями бухают секунды. Стрелки часов прилипают к циферблату, словно так же прикованные. Извилистой прозрачно-белой тропинкой […]...
- Интерпретация Марка Липовецкого Виртуозность прозы Вик. Ерофеева — в постоянном игровом столкновении различных стилей, стилистик, культурных языков, в постоянном балансировании на этой подвижной грани «от…» и «до…». От слитых воедино речений различных эпох в «Письме к матери» и «Попугайчике» до нарочито комического косноязычия, от рассказа «Белый кастрированный кот с глазами красавицы», в котором демонстративный перифраз ситуации «Приглашения на […]...