Анализ поэтического текста в 5-11-м классах
Концепция курса
Школьный предмет “литература” дает юному читателю, ищущему свое место в мире, словарь для разговора о самом себе. В этой связи особое значение приобретает анализ лирического текста, который для многих преподавателей среднего звена пока остается проблемой. Главная “беда” разделов лирики в учебниках для 5-8-го класса – их иллюстративность (предлагаются стихи “на тему”) и “простота” текстов.
Вопросы, предлагаемые авторами учебников,
Изучение лирики – проблема не только методическая, но и психологическая: роль учителя, ведущего маленького читателя к пониманию стихотворения, выдвигается на первый план.
Главным на уроке становится совместный поиск двух читателей – ученика и учителя, постановка задач, решение
Цель курса – познакомить коллег-словесников с приемами работы, которые можно использовать уже на первых уроках по лирике в пятом классе, показать, как усложняются они по мере формирования у учеников представлений о творческом мире писателя.
Related posts:
- Примерный план сочинения интерпретация поэтического текста Первое и самое главное – выразительно, вдумчиво прочитайте стихотворение Примерный план Средства описания Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию посвящено стихотворение? Каково первое впечатление о стихотворении? Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание? Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении? Какой мотив становится главным? […]...
- Музыкальная интерпретация поэтического текста Уильям Шекспир и Николай Рубцов Обращение к музыкальной интерпретации поэтического текста на уроках литературы является вполне традиционным видом работы: довольно часто мы привлекаем на урок аудиозаписи романсов и песен на изучаемые стихи. Но ограничиваемся при этом простым прослушиванием, которому сопутствует лишь один вопрос: “Понравился ли вам романс?” или “Как вам кажется, удалось ли композитору передать […]...
- Интерпретация поэтического текста М. Сеспеля “Жизнь моя” Жизнь моя, за какими холмами Твой с уютною кровлею дом? Тихой тенью, побитой камнями, На распутьи стоишь босиком. Стан твой юный, медвяные плечи Выпила непогоды пурга, И устам обескровленным нечем Поцелуев огни возжигать. И когда-то упругия груди Рассекла ветра хлесткая плеть, – Все же… кто же меня, кто же нудит Жгу чей жаждой к Тебе […]...
- Гармония поэтического текста М. Ю. Лермонтова К сожалению, М. Ю. Лермонтов очень мало писал о проблемах творчества, но в письмах мы несколько раз встречаемся с упоминанием такой поэтической фигуры, как контраст. Как известно, способы создания контраста могут быть самыми разными. Контраст выражается с помощью антитезы, может доходить в выражении до антиномии. Так, в письме М. А. Шан-Гирей 1830 года М. Ю. […]...
- Анализ стихотворения В – В – Маяковского Лиличка! Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения В. В. Маяковского “Лиличка!” Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Стихотворение “Лиличка!”, написанное Владимиром Маяковским в 1916 году, было создано в качестве последнего письма, но обрело очертания крика, исполненного боли, вдогонку уходящей любимой женщине. Автор даже структурирует текст на рванные строки, усиливающие накал, создающий напряженное настроение произведения. Каждое слово […]...
- Урок информатики для 5 класса на тему “Форматирование текста” Предмет : информатика. Учитель : Марина Валентина Николаевна Место работы: МОУ “СОШ №2 г. Ершова Саратовской области” Класс : 5. Тема: Форматирование текста. Цель: Систематизация представления учащихся о форматировании текстового документа. Актуализация имеющихся умений оформления текстовых документов: изменение выравнивания абзацев и параметров шрифта. Тип урока: урок общеметодологической направленности. Планируемые образовательные результаты: Предметные – представление об […]...
- Стихотворения Ф. И. Тютчева в 5-9-х классах Программа под редакцией В. Я. Коровиной 392 стихотворения Федора Ивановича Тютчева вошли в два томика серии “Литературные памятники” (1965-1966), подготовленные к изданию правнуком поэта К. В. Пигаревым. “…Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и […]...
- Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности. Литература – особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике […]...
- А. М. Шуралев. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы В современной России множество школ, состав учащихся в которых национально неоднороден, так что выход книги А. М. Шуралева представляется вполне актуальным. А. М. Шуралев. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 5-9 классы: Пособие для учителей. СПб.: Филиал изд-ва “Просвещение”, 2009. 192 с. Во “Введении” автор методически обосновывает свой подход к преподаванию в полиэтнических классах, […]...
- О занятиях по литературе в IV-V классах Одна из самых важных задач занятий по литературе в IV-V классах – обучение детей речевым умениям. Главная основа развития речи у детей – развитие их мысли, обогащение эмоций и чувств, формирование оценочного отношения к прочитанному. Выше уже приводились примеры того, какую работу выполняют учащиеся, осмысливая содержание произведения, углубляя свое представление о его героях, наблюдая за […]...
- Осуществление преемственности в изучении государственного языка в классах I и II ступеней Косточковской ОШ Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей […]...
- Как в лирике Б. Л. Пастернака отражена связь природы и поэтического творчества? (ЕГЭ по русскому) В число русских поэтов Серебряного века входит Борис Пастернак, который сумел занять среди них особое место. Произведениям этого автора свойственно отличаться философским настроем, и не важно, какая тема были главной – природа, душевное состояние автора, или сложные взаимоотношения между людьми. В его творчестве ключевую роль играют стихотворения, тема природы в которых сливается воедино с его […]...
- Тема урока. Развитие речи. Изложение (с творческим заданием) текста повествовательного характера Цели: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. […]...
- Анализ поэтического цикла “Крымские сонеты” Мицкевич внес в польскую поэзию качественно новые варианты ритмического строения и тем самым коренным образом изменил воображаемую “закономерность” силлабического стиха. Строфа у Мицкевича неустановившаяся, количество строк в ней часто изменяется, одинаковое количество слогов в строках с постоянным местом цезуры – редкое явление. Мицкевич широко вводит в свои произведения интонационные богатства народной песни, в зависимости от […]...
- Александр Сергеевич Пушкин. Краткое изложение текста Стихотворения К Н. Я. Плюсковой К Чаадаеву Деревня Я пережил свои желанья… Кинжал Узник Птичка Демон Полу-милорд, полу-купец… К морю Сожженное письмо К 19 октября Зимний вечер Пророк И. И. Пущину Зимняя дорога Во глубине сибирских руд… Арион 26 мая 1828 Анчар Поэт и толпа На холмах Грузии… 2 ноября Я вас любил: любовь еще, […]...
- Родная земля в палитре поэтического мира Юрия Асмолова (знакомство с творчеством) Цель: познакомить учащихся с творчеством курских поэтов, с проектной деятельностью; развивать навык отбора, систематизации материала на предложенную тему; вырабатывать умение самостоятельно мыслить, выражать собственную точку зрения; закрепить умения и навыки литературного анализа поэтического текста; развивать ассоциативное мышление, творческие способности обучающихся; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родному языку. Оборудование: выставка книг курского автора, […]...
- Сочинение на тему: МУЗЫКА СТИХА В ПОЭЗИИ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” (СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ) (СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ) Наверное, с тех самых пор, как человек научился творить, поэзия и музыка неразрывно сосуществуют. Мне даже кажется, что поэзия не могла возникнуть без музыки. Только познав музыкальную гармонию, человек научился сочинять стихи. Музыка способна передать тончайшие оттенки человеческого настроения. В этом она нередко превосходит поэзию. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет […]...
- Виды работы над текстом на уроках чтения Много усилий прикладывает учитель, обучая детей чтению. Не секрет, что уже первоклассники, которые только научились читать, сразу же утрачивают желание это делать, урок становится неинтересным, тяжелым. Какое же мастерство должно быть у учителя, чтобы не только поддерживать у детей интерес, а еще и развивать его от урока к уроку! Главным приемом, который обеспечивает развитие навыков […]...
- Анализ стихотворения “Юбилейное”. Краткое изложение текста В своих шумных литературных манифестах футуристы, и в их числе В. Маяковский, призывали сбросить русскую классику “с парохода современности”, они заявляли о необходимости отказаться от классического наследия и создавать новое искусство, искусство будущего. Маяковский в ряде теоретических высказываний и стихотворений (например, “Той стороне”, “Радоваться рано”) призывал “атаковать” Пушкина и прочих “генералов” русской классической литературы. Однако […]...
- Особенности поэтического языка А. Ахматовой Я научила женщин говорить. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой очень оригинальна, своеобразна, узнаваема. Ее стихи – поистине “женские”, но не из-за внутренней слабости, слезливости, недостатка мужественности, а наоборот – они сильны женской интуицией и чуткостью к движениям в мире, глубокой, но сдержанной эмоциональностью, честной позицией автора по отношению к самой себе. Словно ангел, возмутивший воду, […]...
- Анализ текста Л. Рубинштейна “Если вся школа закукарекает” Автор в данном тексте рассуждает о свободе и нравственности, об их сочетании, взаимопроникновении и сосуществовании. Главная мысль, тезис Рубинштейна сводится к тому, что границы свободы одного человека постоянно соприкасаются с границами свободы другого. Найти компромисс, мирно сосуществовать, не ущемляя своих прав и прав другого, могут помочь только личные качества человека. Это и тактичность, и чувство […]...
- Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах В современных условиях главной задачей образования является получение учениками определенной суммы знаний, формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 36 на основе текста 5 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: ” Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста”. Высказывание Н. С. Валгиной понимаю так: абзац облегчает понимание текста, а также помогает автору своеобразно оформить его, выразить и подчеркнуть важность какой-либо мысли. Приведу примеры из текста […]...
- Анализ текста – Последняя глава романа “Отцы и дети” Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: “Стояла белая зима с жестокою […]...
- Анализ текста Солоухина “Это плохо, если душа спит… Тогда одухотворенность уходит и из пейзажа. Ландшафт остается ландшафтом, но он как бы пустеет, остается форма, при отсутствии содержания, веет холодом…” Мне неприятно говорить, что люди стали циничными, холодными к окружающим, к близким или просто знакомым. Стали более безразличны к тому, что происходит вокруг. Но к сожалению, это так. Я […]...
- Изложение текста на морально-этическую тему с выполнением творческого задания Цели: совершенствовать умение писать сжатое изложение; углублять творческое начало в работе над изложением с творческим заданием; проверить уровень сфор-мированности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. оборудование: текст изложения, раздаточный материал. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1. Интерактивный метод “мозговой штурм” С помощью […]...
- Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткое изложение текста Стихотворения Жалобы турка Монолог Одиночество Звезда Предсказание Небо и звезды Волны и люди Мой Дом Мой демон Нет, я не Байрон, я другой… Я жить хочу! хочу печали… Парус Бородино Смерть поэта Узник Когда волнуется желтеющая нива… Молитва Кинжал Дума Молитва 1-е января И скучно и грустно Журналист, Читатель и Писатель Благодарность Тучи Прощай, немытая […]...
- Анализ художественного текста (на материале сказки Анализ художественного текста (на материале сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”) М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847г. […]...
- Анализ стихотворного текста (на примере стихотворения В. В. Маяковского “Послушайте!”) В. М. – мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В. М. во имя революции наступал на “горло собственной песне” , отдавая “звонкую силу поэта” пролетариату. “У каждого поэта своя […]...
- Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классах На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать сочинения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами. Это отклик о произведении искусства, статья в газету на морально-этическую тему, произведения на общественные и морально-этические темы. Написание таких произведений помогает проявить широту мировоззрения, эрудицию, оказывает содействие развитию самостоятельности мышления, требует знаний особенностей данного вида […]...
- Открытый урок в 8-11 классах “Права человека” Разработка учителя истории МОУ “Никулинская СОШ” Шкурченко Алексея Никифоровича Тема урока: Права человека. Открытый урок в 8-11 классах. 12 декабря 2012 года Цель урока: Ознакомить обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека, значимость которых актуальна для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира: Формировать уважительное отношение к правам и свободам человека, […]...
- Стилистика и риторика художественного текста Материалы к занятиям спецкурса по русской литературе второй половины XIX века. 10-й класс Занятие А Скрытый психологизм как черта ранней прозы И. С. Тургенева (по рассказу “Бурмистр”) Цель занятия. Осмыслить роль “Записок охотника” в становлении Тургенева-прозаика, романиста, совместившего и примирившего в своем творчестве прозу (“простоту”) и поэзию (“сложность”), показать это через природу приема “скрытого психологизма” […]...
- Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Ролевая игра – самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников “круглого стола” (например: “Смысл названия феерии “Алые паруса” А. Грина” или “Журнальная полемика середины XIX века”), “телепередача” с участием “литературного обозревателя”, “режиссера фильма” по данному произведению и даже… “писателя” и многое другое. I. Несколько ролевых игр мы провели по “Мертвым душам” […]...
- УРОК ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА” В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: “ТЕПЛО И УЮТ РОДНОГО ДОМА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ” Цель: Дать детям представление об укладе и традициях жизни крестьян, устройстве русской избы. Учащиеся должны знать, что в старину сказки передавались из уст в уста, дополняясь и обогащаясь рассказчиками, поэтому сказки называются народными. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки-раскраски. Основные понятия и термины: святой угол, горница, трапеза, лучина. Ход урока. Изучение […]...
- Докажите справедливость утверждения Старыгиной: “Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева” Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: “Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева”. Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли). Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. […]...
- Анализ текста повести “Максим Масимыч”. Часть вторая “Несколько повозок” – это и была та самая оказия, которой дожидались путешественники, чтобы отправиться в путь. Но Автор так заинтересован коляской и дерзким лакеем, не отвечающим на расспросы, что даже забывает обрадоваться приходу оказии. Максим Максимыч радуется: “Слава богу!” – и привычно ворчит, заметив коляску: “Верно какой-нибудь чиновник едет на следствие в Тифлис. Видно, не […]...
- Открытое внеклассное мероприятие по физической культуре во 2-х классах “Веселые старты” План – конспект соревнований. Чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься нужно нам! Цель: – пропаганда здорового образа жизни. Задачи: – развитие личности на основе овладения физической культурой; – воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления. Инвентарь: волейбольные мячи, скакалки, сетки, теннисные ракетки, набивные мячи, эстафетные палочки. Место проведения: […]...
- Как в лирике А. А. Ахматовой раскрывается тема поэтического творчества? (ЕГЭ по русскому) Темой, связанной с осуществлением творческого процесса, пронизаны многочисленные произведения разных поэтов. А. А. Ахматова занималась написание своих шедевров с такой же естественной потребностью, как и дышала. Создавая цикл “Тайны ремесла”, она стремилась к раскрытию собственного осознания творчества, являющегося продолжением традиции восприятии, связанной с написанием стихотворений, как установления связующего звена между Творцом и человеческим миром (произведение […]...
- Анализ главы 12 повести И. С. Тургенева “Первая любовь”. Краткое изложение текста Повесть ” Первая любовь”- автобиографическое произведение Тургенева. Прототином молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: “Этот мальчик ваш покорный слуга”. Прототипом Зинаиды стала поэтэсса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви. В повести ” Первая любовь ” писатель очень поэтически описывает […]...
- Как Вы понимаете смысл финала текста: “- Она бы сказала: “Молодец у меня сынок!”. (ЕГЭ по русскому) Мне кажется, Л. В. Воронкова в финале текста подчеркнула добрый поступок героя тем, что мама непременно похвалила бы сына за неравнодушие и помощь Васятке. Ваня не бросил малыша на пчельнике и вернулся за ним, несмотря на опасность. Такое суждение можно подкрепить примерами из авторского текста. Ваня был единственным, кто услышал плач. Он оглянулся на ребят, […]...