Сочинение: Самобытность поэтического творчества Кузнецова
Поэтическое творчество Ю. Кузнецова оригинально и самобытно, сложно и противоречиво. Здесь слова приобретают тревожно-фантастическую образность, строфы – емкость и концентрированность, поэтические ассоциации – смелость и неожиданность.
Поэтические особенности лирики Кузнецова восходят к разным сферам: быту, космосу, фольклору. В его стихах множество фольклорных образов и мотивов: жар-птица, ковер-самолет, действие происходит “в некотором царстве, за тридевять галактик…”, колесо катится по плакун-траве и по трын-траве
Подчас сказочные герои и фольклорные мотивы иронически переосмысливаются автором, как, например, в “Атомной сказке”, главной темой которой стала тема взаимоотношений человека, природы и НТР. В этом стихотворении, вопреки сказочной традиции, Иван действительно выступает в роли дурака, на “счастливом лице которого” играет “счастливая улыбка познанья”.
Мысль о судьбе природы в условиях современной цивилизации и прогресса звучит и в стихотворении “Грибы”:
Когда встает природа на дыбы,
Что цифры и железо человека!
Ломают грозно сонные грибы Асфальт, непроницаемый
Драматический конфликт стихотворения составляет противостояние природы, человека и железного натиска машинной, асфальтовой цивилизации.
В лучших своих стихотворениях Кузнецов проявляет себя, как поэт, глубоко мыслящий, фантазирующий. Отсюда в его стихах необычные образы: колодезный журавль улетает вслед за живыми и зацветает на далекой земле (“Раздумье”), обычный мыльный пузырь в воображении ребенка превращается в планетный шар (“Родство”).
Кстати, Кузнецов постоянно подчеркивает важность детских воспоминаний. Многие из них легли в основу его стихотворений. Вот что он писал по этому поводу: “Это было то самое туманно дремлющее семя, из которого выросло ощущение единого пространства души и природы. Возможно, в этом и следует искать объяснение “космической туманности” некоторых строк о природе и человеческой душе…”
Для Кузнецова, как для поэта, важен взгляд на мир глазами ребенка. Это ощущение приходит неизвестно откуда, оно подобно поэтическому вдохновению. Кстати, последнее Кузнецов сравнивает в своих стихах с небесным духом. Вот какие строки находим в стихотворении “Поэт”:
Спор держу ли в родимом краю,
С верной женщиной жизнь вспоминаю Или думаю думу свою, –
Слышу свист, а откуда – не знаю.
Соловей ли разбойник свистит,
Щель меж звезд иль продрогший бродяга?
На столе у меня шелестит,
Поднимается дыбом бумага.
Кузнецов по-своему конструирует поэтический мир. Он использует в стихах точные, выразительные метафоры, удивительно емкие эпитеты. Так, хлеб в стихотворении “Черный хлеб” автор называет “дымным”, “колючим”, “прыщавым”, “сырым”, “рябым”. В стихотворении “Раздумье” находим такие оригинальные метафоры, как “деревянное раздумье”, “немытая заря”, “журавлиные дали” и т. д. Здесь стоит отметить, что часто и сам сюжет стихотворений Кузнецова представляет собой процесс “метафорического вживания в образ предмета” (И.
О. Шайтанов), что, в свою очередь, реализуется в предметных названиях произведений: “Холм”, “Колесо”, “Снег”, “Кольцо”… Такое вживание в предмет помогает Кузнецову отыскивать неожиданные для читателя сопоставления:
Вот самовар, мерцающий, потливый,
Стоит со шпорой крана, как петух…
И раздуваю самовар дыханьем –
Готовый лопнуть радужный пузырь…
Включен в розетку, будто в современность,
На привязи скулит мой самовар.
( “Самовар” )
Бывает, что земная конкретность сменяется у Кузнецова отвлеченностью, как в стихотворении “Вечный трамвай”:
А на земле душистой и зеленой В сырые сумерки на дальний свет Трамвай проходит перенаселенный,
И метеоры замыкают след.
Говоря о творчестве Ю. Кузнецова, важно подчеркнуть, что он развил в нем свой взгляд на мир. И этот взгляд был поистине новым. Стихотворения Кузнецова часто построены на иносказании, многозначительности.
В то же время его поэзия остается верной вечным темам, сложностям и противоречиям века. Она сохраняет высокий романтический порыв, безумный взлет фантазии, обращение к народным истокам, фольклору.