“Межнациональные отношения и толерантность” Методическая разработка классного часа для учащихся 9 класса

Цели:

Развивать навыки коммуникативной культуры учащихся.

Способствовать социализации учащихся.

Способствовать неприятию любых форм экстремизма.

Способствовать выработке неприятия любых форм дискриминации к социально наименее защищенным группам в обществе.

Задачи:

Ознакомление с декларацией принципов толерантности.

Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

План:

Организационный

момент.

Введение.

Толерантность. Доказательство от противного.

Декларация принципов толерантности.

Россия – демократическое правовое государство.

Опасность простых решений.

Многонациональный Петербург.

Введение. Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить о толерантности.

Толерантность. Вам знакомо это слово? (Внимательно выслушать предложенные учащимися версии и отметить те, которые наиболее близки к определению, данному в словаре). Толерáнтность (от лат.

Tolerantia – терпение) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному

мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Терпимость к тем, чей образ мыслей или внешний вид отличается от вашего. К инвалидам. К больным людям. К блондинам и рыжим.

Да хотя бы к тем, кто заикается при разговоре. Гораздо сложнее принять этот термин, когда речь заходит о межнациональных отношениях. (Какие народы в составе РФ вам известны?)

Доказательство от противного. Толерантность – это плохо.

Рассмотрим предполагаемую ситуацию. Представим, что в стране отсутствует всякая терпимость. Чтобы не погибнуть, люди сбиваются в стаи по национальному (или другому) признаку. Живут в окруженных стенами гетто.

Их покой охраняют национальные группировки. Если оплата безопасности внезапно прерывается, следует “наезд” другой национальной группировки.

Бандиты всегда отличались в таких вопросах известной долей интернационализма. И договориться со своими оппонентами для них труда не составит. Каждое национальное поселение представляет собой маленькое государство, чье население ведет интересную, исполненную героизма, жизнь.

Хотели бы вы жить в таком поселении?

(Как известно, молодежи свойствен радикализм, поэтому надо быть готовым к тому, что кто-нибудь из учащихся ответит: “Да!”. В этом случае следует рассмотреть все “прелести” Проживания в данной местности).

Зачастую под толерантностью понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране. Может, значение этого слова все же иное? Где оно прозвучало впервые?

Кто автор опасной идеи?

Декларация принципов толерантности. 16 ноября отмечен как Международный день, посвященный толерантности. 16 ноября 1995 года резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО утверждена декларация принципов толерантности.

ЮНЕСКО – это специализированное учреждение ООН, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Межправительственная организация. А толерантность означает уважение.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Взгляды одного не могут быть навязаны другим.

Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав. Оно направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения. Если услышанное вами противоречит вышесказанному – значит, это фантазии малообразованных толкователей.

А толкуют они это слово так, чтобы оправдать экстремистские взгляды, толкающие на путь насилия.

Еще хуже – приукрашенная действительность. “У нас все хорошо. Мы любим друг друга. А если кого-то бьют на национальной почве или гремят взрывы, то это – не у нас. Не в нашем районе”.

С завершением эпохи застоя двойная мораль никуда не делась.

Толерантность никогда не отнимала права на сохранение чувства собственного достоинства. Когда же от человека требуют поступиться чем-то своим, исконным, это вызывает вполне понятное чувство озлобления. Запомните: толерантность должна быть двухсторонней.

Это не игра в поддавки. Широко известен случай, когда в Соединенных Штатах Америки белая девушка отсудила у афроамериканцев свое право обучаться в высшем учебном заведении. 22-летняя Абигайль Фишер отлично выдержала все вступительные экзамены, и, тем не менее, ее не зачислили в университет потому, что она не является афроамериканкой.

Так ей официально объявила приемная комиссия. Чтобы разобраться с несправедливостью, Абигайль не пошла домой за помповым ружьем – она подала иск в суд. Так – цивилизованно – и надо бороться за свои права.

Россия – демократическое правовое государство. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. (Классный руководитель систематизирует знания учащихся.) Какие статьи конституции, защищающие ваши права, вы можете процитировать? (Цитируется глава вторая Конституции Российской Федерации, ведется разъяснительный диалог о правовом гоСударстве, упоминается, что наша конституция – прямого действия.)

О чем говорит Трудовой кодекс? Знаете ли вы, что статья 282 УК РФ о возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства предусматривает штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей? А так как у вас никаких источников доходов нет, платить придется вашим родителям!

Опасность простых решений. Изучать кодексы и знать свои права тяжело! Гораздо проще сделать другое.

Огородиться минными полями. Колючей проволокой. Не оговаривая понятия нормы, физически ликвидировать всех, кто мешает жить нормально.

Не бороться с отдельными проявлениями зла, а лишь уничтожить его источник. Ведь это так просто! Для этого нужна лишь малость – поступиться естественными правами человека. (Вы помните, что это право На жизнь, собственность и свободу?)

И тогда совсем уж будет не нужна демократия.

Но не стоит отказываться от того, за что люди боролись не одну сотню лет. Надо помнить, что еще несколько столетий назад человека бросили бы в тюрьму без суда и следствия по указанию власть имущего. Крепостное право по временнОЙ шкале стоит к нам достаточно близко.

Но еще ближе к нашему времени революционная романтика террора, когда дочь могла расстрелять собственного отца, и кровавые 1930-е, когда казнили по классовому признаку или отправляли в места заключения за незначительные проступки: крестьянина – за лишнюю корову в хозяйстве, голодного – за стрижку колосков на полях, расхитителя – за украденную катушку ниток, опоздавшего – за прогул. Высшей мере наказания подвергались и несовершеннолетние.

Сторонником тотального контроля быть комфортно только тогда, когда знаешь, что за тобой не придут ночью. Однако когда само государство становится преступным, от произвола не застрахован никто.

Многонациональный Петербург. Наш город основан 16 (27) мая 1703 года. С момента основания и по сей день в этот город каналов и мостов вливались представители различных народов, формируя уникальную городскую среду.

Сегодня в Петербурге насчитывается порядка 130 национальностей, зарегистрировано около 200 национально-культурных общественных организаций.

Дорогие ребята, вы все – петербуржцы. Знаете ли вы, какие городские названия нам достались с тех времен, когда эти земли составляли часть территории Великого Новгорода под названием Водская пятина? (Звучат названия: Купсино, Нева, Ижора, Охта, Васильевский остров И мн. др.). По свидетельству историков, колонизация данной местности проходила мирно. Л. Н. Гумилев отмечал, что особенностью стереотипа поведения русских в области межнациональных отношений является то, что присоединенные народы не превращались в людей второго сорта, а вовлекались на равных правах в процесс государственного строительства.

Многонаци-ональность и нашего города, и нашей страны определялась уже в самом начале их зарождения.

Русская культура объединяет. Служит основой для диалога других национальных культур. Что станет, если основа исчезнет?

Сформируется слой “людей страны”, способных лишь платить налоги и жить спокойно.

Человек, не знающий русской культуры, уподобляется манкурту (Манкýрт, согласно роману Чингиза Айтматова “Буранный полустанок” (“И дольше века длится день”) – это взятый в плен человек, превращенный в бездушное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни), забывшему прошлое. Способному убить родившую его мать.

Русская культура – это и матрешка, идея которой позаимствована в Китае, это и балалайка – ближайшая родственница азиатской домбры. (Опишите, как они выглядят) Частушки, кадриль. Забавные сказки и героические былины. Новый год, масленица. (Что вы знаете об этих праздниках?)

Этническое многообразие России не ее ахиллесова пята, а один из источников силы и могущества: сложные системы жизнеспособнее простых. Мы такие разные, и все-таки мы вместе.

Жуковский Василий Давыдович,

Учитель истории ГБОУ СОШ № 355 Московского района Санкт-Петербурга


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Межнациональные отношения и толерантность” Методическая разработка классного часа для учащихся 9 класса