М. И. Кабанова – основа “темного царства” По пьесе А. Н. Островского Гроза
В пьесе “Гроза”, которая, по мнению Н. А. Добролюбова, является самым решительным произведением А. Н. Островского, драматург, изобразив быт и нравы купечества девятнадцатого века, представил зрителю мир деспотов и их жертв. Одним из ярчайших примеров самодуров и тиранов является Марфа Игнатьевна, властная и эгоистичная купчиха, единоличная хозяйка “темного царства” семейства Кабановых.
Знакомство читателей с Кабанихой происходит в первом действии, во время разговора купчихи с сыном. В этой сцене мать учит Тихона семейным устоям
По глубокому убеждению Кабанихи, основой семейных отношений является не любовь, а страх. Именно на нем, на страхе, держится вся жизнь семейства Кабановых. Мать не считается со мнением своих детей, не упускает возможность упрекнуть их, даже если на то и нет причин.
Она все время диктует взрослому сыну, что и как он должен делать, осуждает его за безволие, неумение держать жену в ежовых рукавицах. Кабаниха даже и не догадывается, что таким мягким и бесхарактерным сделала Тихона она сама.
Будучи
Надо, чтобы все видели: в семье Кабановых соблюдаются традиции. А то, что живут они в 19-ом веке, купчиху не волнует! Вот он, самодур и ханжа, который беспокоится лишь о соблюдении определенного уклада, ни на минуту не задумываясь, как губительно это влияет на ее детей.
То, что Тихон, сломленный волей матери, превратился в пьяницу и бесхарактерного мужчину, ясно каждому. А вот дочка Кабановой – явление для “темного царства” новое. Порожденная в недрах его, Варвара рано научилась лгать и приспосабливаться. Не случайно девизом ее жизни являются слова: “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.
Варвара, на мой взгляд, еще одна бунтарка, еще один “лучик”, но, увы, не озаривший “темное царство”. Потому что она бездуховна, ей непонятны нравственные мучения Катерины. И путь протеста Варвары очень прост: исчезнуть из дома с любящим мужчиной и забыть обо всем.
Таким образом, в Кабанихе воплощен слепой деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности.
- Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского “Гроза”) А. Н. Островский считается новатором отечественной драматургии. Пожалуй, он первый, кто показал в своих произведениях мир “темного царства”. В своем очерке “Записки замоскворецкого жителя” писатель как бы “открыл” страну “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и […]...
- Изображение “жестоких нравов” “темного царства” в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, […]...
- Изображение “жестоких нравов” “темного царства” в пьесе “Гроза” А. Н. Островского Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Описание событий в романах и других произведениях Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных […]...
- Темы “горячего сердца” и “темного царства”, драматургический конфликт в пьесе Островского “Гроза” Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы “Гроза”; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля “Гроза” (на выбор учителя); текст драмы; эпиграф на […]...
- Темы “горячего сердца” и “темного царства” в драме А. Н. Островского “Гроза” В творчестве А. Н. Островского тема “горячего сердца” занимает очень важное место. Постоянно разоблачая “темное царство”, писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа – добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной […]...
- Представители “темного царства” в пьесе “Гроза” Драму ” Гроза ” принято считать одним из главных произведений А. Н. Островского. И это нельзя отрицать. Любовный конфликт в пьесе отходит чуть ли не на последний план, вместо этого обнажается горькая социальная правда, показывается “темное царство” пороков и грехов. Добролюбов называл драматурга тонким знатоком русской души. С этим мнением трудно не согласиться. Островский очень […]...
- Жертвы “темного царства” в пьесе “Гроза В атмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила – каждого на свой лад. Тихон подавлен, […]...
- Хозяева “темного царства” по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Самым главным хозяином “темного царства”, на мой взгляд, является Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее поведение, речь, нрав соответствуют ее статусу. Даже из первой реплики этого персонажа мы узнаем, что она – властная женщина, которой чужды понимание и уважение к другим людям: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе […]...
- ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА” В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” Наивысшим художественным достижени- ем А. Н. Островского в предреформенные го- ды стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Кали- нов, жители которого упорно держатся за ве- ками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те обще- человеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свой смысл для […]...
- Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами “темного царства”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В описанном А. Островском городке Калинове чахнут чувства людей, слабеет их воля, меркнет разум под гнетом правления самодуров. Именно в таком “темном царстве” развиваются характеры детей Кабанихи – Тихона и Варвары. Окружающая атмосфера уродует каждого из них на свой лад. Образ Тихона обезличен, он представлен жалким и подавленным. И все же материнское своеволие не уничтожило […]...
- ОБЛИЧЕНИЕ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА” И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” Жестокие нравы, сударъ, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский В драме Островского “Гроза” широко по- ставлены проблемы нравственности. На при- мере, провинциального города Калинова драма- тург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домост- рою”, и новое поколение молодежи, отверга- ющее эти устои. Персонажи драмы делятся на […]...
- Быт и нравы темного царства по пьесе Гроза (Островский А. Н.) При чтении произведений Островского мы неожиданно попадаем в царящую в обществе атмосферу и становимся невольными участниками событий, происходящих на сцене. Мы соединяемся с толпой и словно со стороны рассматриваем жизнь героев. Мы оказываемся в приволжском городе Калинове и получаем возможность наблюдать за бытом и нравами его жителей. В основной массе это купечество, жизнь именно этого […]...
- Жертви “темного царства”; у п’єсі “Гроза”; Гроза Островський А. Н Жертви “темного царства” у п’єсі “Гроза” В атмосфері “темного царства”, під гнітом самодурної сили тьмяніють, марніють живі людські почуття, слабшає воля, мерхне розум. Якщо ж людина наділена енергією, спрагою життя, те, застосовуючись до обставин, він починає брехати, хитрити, вивертатися Під тиском цієї темної сили розвиваються характери Тихона й Варвари. І спотворює їх ця сила – […]...
- Тема греха в драме Александра Островского “Гроза”, ее решение в образах представителей “Темного царства” и Катерины Александр Николаевич Островский – это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи – люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко. Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и […]...
- Ідея приреченості “Темного царства” у драмі “Гроза” Твір по літературі: Ідея приреченості “Темного царства” у драмі “Гроза” Найвищим художнім досягненням А. Н. Островського в передреформні роки стала драма “Гроза”. Автор переносить нас у провінційне купецьке містечко Калинов, жителі якого завзято тримаються за століттями сформований спосіб життя. Але вже на початку п’єси стає ясно, що ті загальнолюдські цінності за які ратує Домострой, давно […]...
- Идея обреченности “темного царства” в драме “Гроза” Наивысшим художественным достижением A. H. Островского в пред реформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те общечеловеческие ценности, за которые ратует домострой, давно уже потеряли свой смысл для невежественных обитателей Калинова. Для […]...
- Характеры “темного царства” в пьесах А. Н. Островского А. Н. Островский – писатель-драматург, отразивший в своем творчестве жизнь России второй половины XIX века. Он анализировал как общественные, так и нравственные проблемы эпохи, создавал запоминающиеся зарисовки быта современников из всех сословий. Тот мир, который исследовал писатель, был страшен ему самому и производил угнетающее впечатление на зрителей и читателей пьес. Это обстоятельство позволило Н. А. […]...
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […]...
- Сочинение на тему: “Хозяева “темного царства” В драме “Гроза” Александр Николаевич Островский обличает хозяев “темного царства”, людей, для которых слова “прогресс”, “свобода” представляются чем-то недопустимым и кощунственным. Как же выглядит “темное царство” в пьесе? Самодурство, ханжество, пакостничество, грубость, зло – главные черты “царства”. Жестокие, несправедливые нравы существуют в городе Калинове: в купеческих домах, за высокими заборами, за большими замками льются невидимые […]...
- Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых? По пьесе А. Н. Островского Гроза Семейство Кабановых – это маленькое “темное царство”, в котором господствуют самодурство и диктаторство, безволие и страх, жестокость и унижение человеческого достоинства. В этом доме нет ни любви, ни взаимопонимания… Глава дома Кабановых – Марфа Игнатьевна, властная купчиха, деспот и самодур, который не упускает возможности упрекнуть и унизить своих домочадцев. Ее сын Тихон, человек безвольный и […]...
- Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе Островского “Гроза”? Сочинение по тексту досрочного теста 2016 года Драма А. Н Островского “Гроза” затрагивает многие социальные проблемы того века. На страницах произведения можно встретить купцов-самодуров и несчастную мечтательную девушку, полоумную барыню и механика-самоучку, уверенного в себе конторщика и трусливого купеческого сына. Главные герои играют сюжетообразующую функцию. Задумываюсь, какова же роль второстепенных персонажей? К примеру, Варвары и Кудряша. Действие пьесы происходит в городе Калинове, […]...
- Хозяева и жертвы “Темного царства” Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые, […]...
- Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… Н. А. Добролюбов План I. Познавательное значение пьес А. Н. Островского. II. Обличение тирании “темного царства”. 1. “Жестокие нравы” города Калинова. 2. Образ самодура Дикого. 3. Ханжество Кабанихи. 4. Молодое […]...
- Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. В драме А. Н. Островского “Гроза” ярко раскрывается картина ложных отношений, их последствия. В “Грозе” показаны жизнь и […]...
- Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского По пьесе “Гроза” В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворением “жестокого мира”. В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни […]...
- “Темное царство” в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Свою пьесу А. Н. Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе. В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую “темное царство”. Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам […]...
- Система образов в пьесе А. Н. Островского “Гроза” В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”. Название – ключ к пониманию произведения. Образ грозы […]...
- А) Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н. А. Островского “Гроза”.) А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой творчества Островского. Драма “Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, […]...
- Сочинение на тему протест Катерины против “темного царства” Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, […]...
- Место образа Катерины в пьесе “Гроза” Островского А. Н Тема пьесы Островского – изображение “темного царства” русской жизни, его быта и нравов. Для воплощения образа этого царства на сцене драматург придумал целый город Калинов, который стоит на берегу Волги. Идея пьесы, как кажется, лучше всего сформулирована Добролюбовым в статье “Луч света в темном царстве” (1859). Критик увидел в пьесе глубокое социальное содержание, потому что […]...
- Характеристика героя Кабанова (Кабаниха), Гроза, Островский Кабанова (Кабаниха) Богатая купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна является одним из главных столпов “темного царства”. Это властная, жестокая, суеверная женщина, которая относится с глубоким недоверием и даже призрением ко всему новому. В прогрессивных явлениях своего времени она видит только зло, поэтому Кабаниха с такой ревностью и оберегает свой мирок от их вторжения. Из-за чего ее дети, […]...
- Образ характер и характеристика Тихона Кабанова по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Тихон Иванович Кабанов – один из главных героев пьесы “Гроза”, муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая […]...
- Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьеса “Гроза” была написана А. Н. Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами. Старый мир “темного царства” представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом […]...
- Тест к пьесе “Гроза” А. Н. Островского 1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. […]...
- Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”) Характер Катерины веет на нас Новой жизнью, которая Открывается нам в самой Ее гибели. Н. А. Добролюбов. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”, и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она […]...
- Сила и народные истоки характера Катерины в пьесе Островского “Гроза” Описывая мрачную, деспотичную атмосферу “темного царства”, в пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает яркие образы “самодуров русской жизни”. Они – воплощение произвола, никчемности, ханжества и жестокости. К таким персонажам относится Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет”. […]...
- “Темное царство” (о пьесе “Гроза” А. Н. Островского) Было бы ошибочно воспринимать “темное царство” в “Грозе” только персонифицированно, соотнося его прежде всего с Диким и Кабанихой. На самом же деле зло нельзя свести только к тому или иному конкретному персонажу. Оно рассредоточено в окружающей жизни. Просто Дикой и Кабаниха наиболее рельефно выражают те мрачные силы, которые обступили Катерину со всех сторон. Глухое невежество […]...
- Система образов в пьесе “Гроза” А. Н. Островского Своеобразие “Грозы” состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи (как Феклуша, например) были совершенно […]...
- Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […]...
- Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского “Гроза” Существует два типа людей: одни – это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям. В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. “Встану я, бывало, рано утром, […]...