Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского По пьесе “Гроза”

В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем “жестокого мира”.

В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни мужа бывшая главой дома и дела. Женщина сильная и властная до деспотичности, она требует ото всех безоговорочного подчинения,

в том числе и от своих домашних: сына Тихона, дочери Варвары, снохи Катерины.

Современная Островскому критика, и в первую очередь Н. А. Добро­любов видели в Кабанихе олицетворение невежества, самодурства и жес­токости. При этом Марфа Игнатьевна основывается на своеобразном соб­ственном понимании традиций, Домостроя. Если же внимательно присмот­реться и прислушаться к канонам, которые она пытается установить в семье, то это не только собственное своеобразное понимание традиций, а и сле­дование тому, что установлено веками и предками. Может быть, вредит образу Кабановой страсть к бесконечным поучениям.

Ну

а как же не по­учать молодых? И кому же поучать их, как не матери? Жаль, что при этом она не считается ни с местом, ни со временем, ни с чувствами собеседника.

Так, например, в явлении пятом действия первого Кабаниха появляется на сцене со словами поучения, адресованными взрослому женатому сыну. Ее не заботит ни то, что бульвар – не место для подобных наставлений, ни то, что сын ни в чем не виноват перед ней. Стоит снохе Катерине вступить в разговор, как Кабанова немедленно переключается на нее, обижает ее, не замечая этого, оставаясь в полной уверенности в своей правоте. Только и слышатся из уст Марфы Игнатьевны брань и попреки.

Жертву свою она “поедом ест”, “точит, как ржа железо”.

Н. А. Добролюбов в своей статье “Луч света в темном царстве” гово­рит о Кабановой: “Грызет свою жертву долго и неотступно”. Катерину Кабаниха заставляет кланяться в ноги Тихону при его отъезде из дома, ко­рит за то, что она “не воет” на людях, провожая мужа в Москву. После признания Катерины в своей измене мужу Марфа Игнатьевна приказывает Тихону бить Катерину, считает, что ее надо “живую в землю закопать, чтобы она казнилась”.

“Жестокий мир” дома Кабановых основан на подчинении, приказа­нии, лицемерии и обмане, он усваиваются и младшим поколением. Варва­ра, к примеру, не понимает нравственных мучений Катерины, убеждена в том, что можно делать, “что хочешь, только бы шито да крыто было”. В том же разговоре с Катериной она признается: “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

Так же поступает и Тихон.

Отношения между обитателями дома Кабановых очень точно вырази­ла Варвара: “Ну, а ведь без этого нельзя: ты вспомни, где ты живешь! У нас дом на том держится”. При этом представители младшего поколения меж­ду собой проявляют своего рода честность, не скрывая своего лицемерия перед матерью.

Например, перед отъездом в Москву Тихон, выслушав все наставления матери, после ее ухода говорит Катерине: “Что ее слушать-то! ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты ми­мо ушей пропущай”. Позже в сцене признания Катерины (Действие чет­вертое, явление шестое.) Тихон, услышав начало исповеди жены, “растеряв­шись, в слезах, дергает ее за рукав”, желает остановить ее, сохранить по своему обыкновению все в тайне от матери. “Не надо, не надо, не говори!

Что ты! Матушка здесь!”

В разговоре с Борисом Кулигин так характеризует “жестокий мир” города Калинова: ” У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спу­щены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих до­машних едят поедом да семью тиранят.

И что слез льется за этими запо­рами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри, в людях ме­ня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые.

Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. “. Эта характеристика полностью отражает образ “жестокого мира” и дома Кабановых.

Рецензия

Данное выше сочинение, свидетельствующее о том, что автор владеет умением грамотно анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания, полно и убедительно рассказывает о “жестоком ми­ре” дома Кабановых, о “жестоких нравах” “темного царства”. Пристально отобран текст, который удачно используется для раскрытия темы сочине­ния. Удачно вводятся цитаты.

Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литера­турно-критической статьи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского По пьесе “Гроза”