Тихон Кабанов: “Что я за несчастный такой человек?” (о пьесе “Гроза” А. Н. Островского)

Традиционное восприятие Тихона как “тупого и ленивого” должно быть уточнено.

Вряд ли в начале пьесы Тихон любит Катерину (вспомните, он ведь женился на ней без всякой сердечной склонности, по приказанию матери). Правда, молодой Кабанов несомненно жалеет жену, относится к ней с явным участием и, как может, стремится облегчить ее участь. Но как раз возможности-то его очень невелики.

Подлинным защитником Катерины он так и не смог стать, а она искала в нем прежде всего защитника.

И все же именно Тихону дано если не понять, то, во всяком

случае, почувствовать глубину переживаний Катерины, безвыходность ее положения. Дано ему и нечто большее – умение сострадать, прощать, то милосердие, которого начисто лишена Марфа Игнатьевна Кабанова.

Так уж бывает в жизни, что мы начинаем любить человека лишь тогда, когда его теряем. Тихон неожиданно для себя ощущает нежность к Катерине именно в ту минуту, когда внезапно понимает, что потерял ее. Совсем недавно еще он не сомневался, что ничего страшного с Катериной произойти не может, что она всегда, в любом случае будет рядом, будет принадлежать ему.

И лишь когда страшная правда раскрывается перед

ним, в нем самом нежданно-негаданно пробуждаются новые чувства.

К сожалению, школьники нередко читают текст художественного произведения не очень внимательно, во всяком случае, на авторские ремарки в пьесе они далеко не всегда обращают должное внимание. На вопрос “что делает Тихон после горького признания Катерины?” (“И все-то десять ночей я гуляла…”) чаще всего десятиклассники отвечали:

– Ударил ее… Отвернулся… Заплакал…

А вы помните, что сделал Тихон?

Он сделал что-то такое неожиданное, что, быть может, заставит вас задуматься над тайнами человеческой психологии.

Тихон изменяется в конце пьесы, но начало этому положено еще до самоубийства Катерины. Поэтому так важна концовка четвертого действия. От нее протягивается прямой мостик к началу пятого действия, где речь идет о последних событиях в доме Кабановых.

Передав слова матери о Катерине (“ее надо живую в землю закопать”), Тихон говорит Кулигину: “А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин.

Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее”.

Слова эти часто не привлекают внимания, не комментируются. А вот здесь-то как раз и содержится один из великих уроков Островского. Тихон обнаруживает такую тонкость чувств, такую необыкновенную деликатность, такое сочувствие к горю и страданию близкого ему человека, что просто диву даешься, откуда он и слова-то эти взял.

Ведь речь идет о жене, которая ему изменила! А говорит он прежде всего не о себе, а о ней, ее называет безответной, ее жалеет, сам убивается, глядя на нее…

Теперь Тихон другими глазами смотрит на Катерину. Он, наконец-то, увидел в ней человека – несчастного, страдающего, покаявшегося. Вместо грубоватого и недалекого купчика, снисходительно посматривавшего на молодую жену, перед нами появляется человек, способный подняться до высот подлинного драматизма.

Что-то произошло с Тихоном. Разрушились оковы, искусственно стягивавшие его человеческие чувства, его душу, и он находит в себе силы, чтобы перед всеми воскликнуть: “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…”

Не стоит осуждать Тихона за то, что он во всех бедах, обрушившихся на его семью, обвиняет одну мать, не будучи в состоянии подняться до осознания более общих и более грозных причин гибели Катерины. Достаточно и того, что Тихон в финале становится фигурой трагического плана. Именно так играл эту роль любимый артист Островского А. Б. Мартынов.

Современники вспоминали, что последнюю сцену Мартынов проводил с потрясающей силой. Он поистине заставлял публику рыдать. Тихон в исполнении замечательного артиста представал перед зрителем как человек, ощутивший в себе нового человека, способного отстаивать свое человеческое достоинство.

Впрочем, по отношению к молодому Кабанову школьники часто бывают снисходительными. Зато Борис вызывает почти единодушное презрение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тихон Кабанов: “Что я за несчастный такой человек?” (о пьесе “Гроза” А. Н. Островского)